Говорят герои войны. Они приближали Победу
День Победы – один из главных праздников в нашей стране. С каждым годом 9 Мая 1945 года уходит в историю все дальше и дальше, но миллионы людей помнят, какой ценой досталась нашим отцам и дедам Победа в Великой Отечественной войне. Эта война навсегда останется в памяти народа как яркий пример беззаветного служения Родине.
Михаил Афиногенович Семенов родился 24 февраля 1926 года в деревне Ураево Уразовского района, что в 6 километрах от границы с Украиной. Паренек рано остался без отца и матери. Когда началась война и фашисты заняли деревню, Мише было всего 15 лет. Но он готов был хоть сию минуту пойти на немца. А как?
Дед Семен, который воевал с немцами еще в империалистическую, с первых же дней каким-то образом установил связь с подпольщиками. Миша об этом не догадывался. Но порой задумывался, когда дедуля просил его сходить то в одно место, то в другое и передать какие-то непонятные слова. Уже потом до сознания дошло, что это зашифрованные донесения, писать нельзя (а вдруг в гестапо окажется?) Жизнь подростка зачастую висела на волоске. Но дедушкино «Миша, это надо!» отсеивало все страхи.
Как только родные места были очищены от коричневой нечисти, М.А. Семенов явился в военкомат. Там ему отказали:
– Годков маловато!
Но настойчивость победила. Отправили в Ярославль и обучали зенитному делу. Там были установки отечественные и американские.
– Советские, – говорит ветеран, – хоть и менее мощные, но надежные. И точностью попадания, и сроком службы.
Несколько месяцев овладевали ребята азами зенитного мастерства. А потом – бросок на запад, в Белосточчину. На фронт Михаил попал рядовым. Позже получил звания лейтенанта и старшего лейтенанта.
Служба – нервная, постоянно на взводе. Кажется, тихо и вдруг слышен гул. По звуку определяли, юнкерсы летят или «мессеры».
– И неправда, – признается Михаил Афиногенович, – когда отдельные фронтовики после войны хвалились, что страшно лишь в первые минуты. Враки! Жить хотелось всегда! Но показывать страх нельзя было. Это деморализовывало волю. Смалодушничаешь и – «косая с косой» рядом!
Не пришлось Семенову побывать в Берлине. У каждого фронтовика был свой рубеж обороны, своя линия атаки. И всюду – война. Он ее увидел, испытал, пережил. Она отняла у него сестру Тамару, которая была немного старше. Перед войной забрали ее родственники в Ленинград. В блокадном городе вышла на улицу – и домой не вернулась. И тетя там же осталась…Трудно вспоминать такое.
– Не успели залпы победные отгреметь, а я уже и женился, – вспоминает Михаил Афиногенович. – Со своей Надюшей в Барановичи попали. Там моя служба продолжалась, потом – Гродненская область, Дальний Восток. После сокращения численности армии обосновались в Могилеве. Устроился техником на автозавод. Со временем смену возглавил. Более десятка лет на этом посту служил, а затем в бригадиры пошел. И всюду четко и честно придерживался правила: если не я, то кто же? Война этому научила.
Михаил Афиногенович мечтает дожить до дедушкиных лет – 102 года, но здоровье часто подводит. Хорошо, что сын с дочкой рядом. Оба в Могилеве закончили машиностроительный институт.
М.А. Семенов награжден орденом Великой Отечественной войны 2 степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
– А все ли сделал? Все ли исполнилось? – Михаил Афиногенович махнул рукой, как будто отталкивая ненужные вопросы. – Не мне судить. Пусть мои потомки и окружающие оценки дают.
Владимир Скульбедов,
член литературного объединения «Ветеран»