Глазами очевидца. Воспоминания ликвидатора аварии на ЧАЭС Валерия Цупикова
По масштабам, сложности и долговременным последствиям Чернобыльская катастрофа стала самой крупной и тяжелой за всю историю использования атомной энергии. Чернобыльская трагедия так или иначе затронула и миллионы человеческих судеб, всколыхнула всю мировую общественность.
Масштабы трагедии
26 апреля 1986 года взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. На смену в ночь с пятницы на субботу вышло около 460 работников АЭС. Однако о том, что на АЭС произошел взрыв, в первые дни ничего не сообщалось в средствах массовой информации страны. Правительственное сообщение, последовавшее лишь 30 апреля, было весьма лаконичным, до предела сжатым. Оно не содержало в себе, хотя и запоздалой, но полной правды как о характере самой аварии, так и о последствиях. Сообщалось, что «авария произошла в одном из помещений энергоблока и привела к разрушению части строительных конструкций здания реактора, его повреждению и некоторой утечке радиоактивных веществ».
В то же время замеры уровня радиации в населенных пунктах Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов, непосредственно прилегающих к АЭС, дали удручающие результаты. В отдельных из них радиация достигала 400-500 миллирентген в час, что во много раз превышало допустимые нормы. По некоторым данным в деревне Крюки Брагинского района, которая впоследствии оказалась в зоне действия сводного отряда милиции, которым я руководил в мае-июне, радиация взлетела до 1000 миллирентген в час.
В вечернем и ночном эфире своими сообщениями ошарашивали западные радиостанции. В тщательно заглушенном эфире царила паника: зафиксирован всплеск радиации в Скандинавии, в смятении Польша, в потоке радиационных вестей упоминается Германия, Англия…
Решение об отселении
Первое решение об отселении было принято на заседании Гомельского облисполкома 1 мая. Оно касалось 25 населенных пунктов указанных выше районов. Объявлялось об отселении из них в другие районы области детей в возрасте до 15 лет и беременных женщин. В день его принятия во всех районах области, в том числе и в Гомеле, состоялись в традиционном духе праздничные демонстрации, в рядах которых представители трудовых коллективов и учебных заведений. Общественный порядок обеспечивала милиция, среди которой находился и я. Пройдет несколько лет и должностные лица, стоявшие в тот период во главе области, будут обвинены многими журналистами, общественными и научными деятелями в абсурдности мероприятия в условиях произошедшей катастрофы и неблагоприятного радиационного фона.
2 мая в Гомель прибыл первый секретарь ЦК КПБ Н. Слюньков. На совещании с участием большой группы руководителей областных ведомств и организаций принимается решение об эвакуации всех жителей 51 населенного пункта с высоким уровнем радиации. В связи с принятием решений об эвакуации весь личный состав УВД, райотделов города и Гомельского РОВД был поднят по тревоге. Оперативно были сформированы 3 сводных отряда из различных служб численностью свыше 400 человек. Их возглавили самые опытные начальники отделов областного управления полковники милиции В. Ищенко, В. Третьяк, В. Фроленков.
Массовая эвакуация
Начиналась широкомасштабная и во всех отношениях тяжелая работа по преодолению и минимизации последствий катастрофы. В кратчайшие сроки из опасной зоны предстояло вывезти около 25 тысяч человек и обеспечить им необходимые условия для жизни. Для оказания помощи сотрудникам гомельской милиции в эвакуации населения прибыли формирования МВД республики. Их возглавил первый заместитель министра генерал В. Савичев.
До начала эвакуации руководители органов внутренних дел, ГАИ, охраны общественного порядка совместно с представителями местных органов власти определяли порядок ее проведения, время и место сбора населения, необходимое количество транспортных средств, маршруты движения. Для организованного вывоза людей были выделены транспортные средства в достаточном количестве. Погрузка населения и их имущества была произведена в сжатые сроки. Одновременно на спецтранспорт грузился личный и общественный крупный рогатый скот. Всего было вывезено около 76 тысяч голов скота.
Вот как вспоминает о событиях тех дней бывший начальник гомельской областной государственной автомобильной инспекции полковник милиции А. Кузьменко:
«В те дни ситуация на дорогах выглядела так, как в фильмах о Великой Отечественной войне. В одну сторону шел поток машин с людьми, скотом, имуществом, в другую – автотранспорт с первоочередными грузами, боевой техникой и военнослужащими. Высокая ответственность милицейского сопровождения и гражданских водителей позволила избежать даже незначительных дорожно-транспортных происшествий».
Власти четко обозначили и подготовили к приезду эвакуированных конкретные населенные пункты и места расселения.
В зоне отселения
Опустевшие деревни и поселки были немедленно блокированы сводными отрядами милиции из всех областей республики. Отряд сотрудников милиции УВД Могилевского облисполкома возглавлял майор В. Зайцев. Находясь в 30-километровой зоне, он проявил себя как умелый руководитель и прекрасный воспитатель. За проявленное мужество и героизм при выполнении задач по ликвидации аварии на ЧАЭС Виктор Егорович награжден орденом Красной Звезды.
Перед моим отрядом, как и перед другими подразделениями, была поставлена задача не допустить в отселенную зону посторонних лиц и бывших жителей. Последние не смогли взять с собой большую часть имущества, так как отселение происходило в экстренном порядке. На некоторых подворьях остался домашний скот, другая живность. Людям не верилось, что они покидают родные места надолго, а тем более – навсегда. Поэтому, не успев как следует устроиться на новых местах, многие устремились обратно, чтобы хотя бы взглянуть на осиротевшие дома, взять с собой необходимые вещи или продукты. Некоторые пытались проникнуть даже на автомобилях и вывезти мебель и другие громоздкие вещи. В среднем за сутки нашими сотрудниками задерживалось до 30 нарушителей. Ведь нельзя было допустить дополнительного радиоактивного облучения людей и вывоза зараженного радиацией имущества.
Не долго заставили себя ждать и мародеры. Проникая в опустевшие деревни и поселки глухими тропами, они вскрывали дома и квартиры, похищали из них вещи и сохранившиеся продукты. Предметом особого вожделения были спиртные напитки. Борьба с мародерством приносила немало проблем постовым и патрульным милиционерам, работникам уголовного розыска и следователям.
Много сил затрачивали сотрудники сводных отрядов и специального сводного отряда пожарной охраны МВД на тушение пожаров в зоне отселения. Особенно беспокоили пожары на торфяниках, тушение которых отличается повышенной опасностью. Так, двое суток пожарные сражались с огнем в районе деревни Михалевка Брагинского района, но пожар победили.
В памяти имена ликвидаторов…
Тяжелое испытание выпало на долю тех членов сводных отрядов, которые участвовали в создании многокилометрового проволочного ограждения охраняемой зоны. Своими руками они валили сильно зараженный радионуклидами лес, тесали бревна, заготавливали пиломатериал. Ограждение было возведено в рекордно короткие сроки. За время несения службы в этот непростой период в отряде не было ни одного случая дезертирства, уклонения от выполнения поставленных задач, хотя каждый из нас понимал, что рискует не только своим здоровьем, но и жизнью.
К глубокому сожалению, уходят их жизни активные участники ликвидации последствий аварии. Их преждевременная смерть – зачастую результат воздействия высоких доз радиации. Навсегда останутся в памяти имена тех, кто первыми вошел в зараженную зону и выполнил свой долг до конца. Нет среди нас моего однокурсника по Академии МВД СССР и сослуживца кавалера ордена Красной Звезды генерал-майора милиции В. Апанасевича, руководителей УВД Гомельского облисполкома А. Кузьменкова, В. Попова, А. Свириденко, командиров первых сводных отрядов В. Ищенко, В. Третьяка, В. Зезюлина, И. Пырха, А. Радевича, В. Силкова. Моих заместителей Е. Филякина и А. Ермоленко…
24 декабря 1986 года был подписан Указ Президиума Верховного совета СССР о награждении сотрудников, отличившихся при ликвидации последствий катастрофы на АЭС. В числе награждаемых и бойцы моего отряда: старшина милиции Ф. Марченко получил орден Трудового красного знамени, а сержант милиции П. Грищенко награжден медалью «За отвагу».
Память о работниках органов внутренних дел, военнослужащих, всех других участниках ликвидации последствий катастрофы не должна померкнуть в сердцах современников и потомков, ибо во имя их благополучия они пожертвовали своим здоровьем или жизнью.
Валерий ЦУПИКОВ,
ликвидатор ЧАЭС