Темы

Евгений Задиран: путь домой длиною в 20 лет

Евгений Задиран: путь домой длиною в 20 лет

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу… А также место, где он будет жить, где по-настоящему хорошо и комфортно. Герои проекта «Параллели» незнакомы друг с другом, но каждого из них судьба привела в Могилев. Они оказались в Беларуси, потому что считают нашу страну лучшей для жизни, реализации, воспитания детей. Но чтобы сделать такой вывод, они провели параллели.

Первый герой «Параллелей» Евгений Задиран больше 20 лет назад уехал из Могилева в Израиль. Но Земля обетованная стала для него лишь временным пристанищем, ведь все это время он мечтал жить в Беларуси. И в прошлом году, уже вместе с женой и детьми, вернулся домой, в Могилев. О том, каково это – почти в 40 лет начинать все с нуля, что кроется за словосочетанием «израильская медицина» и какие параллели проведены в пользу родной страны, – в нашем интервью.

О жизни

– Евгений, вы не так давно в Могилеве. На какие изменения в городе обратили внимание в первую очередь?

– С одной стороны, заметны новые здания, современные торговые центры, органично вписавшиеся в ландшафт, приятно удивила Ленинская улица, порадовал совершенно новый парк в Подниколье, Советская площадь стала площадью Славы… Но, с другой стороны, город не изменился: самобытный, колоритный, чистый, гостеприимный и мною горячо любимый. Я рад возвратиться сюда – чувствую себя дома.

– Тогда почему вы уехали 20 лет назад?

– Мои мама и бабушка решили репатриироваться из Беларуси в Израиль. Наши родственники, которые уехали туда немного раньше, пригласили и нас. Я на тот момент только окончил школу в Могилеве, впереди были мечта учиться в БГУ, карьера и вся жизнь. Стремления эмигрировать куда-то в поисках лучшей судьбы у меня не было, но я не мог оставить свою семью.

– Трудно было адаптироваться за границей?

– Конечно, было очень непросто. Во-первых, совершенно другой менталитет, во-вторых – язык, нужно было с нуля выучить иврит, чтобы поступить в университет. Я мечтал учиться в БГУ в Беларуси, а поступил в БГУ – беэршевский университет – в Израиле. Процесс адаптации занял несколько лет. Первое время было безумно сложно, ведь очень скучал по Беларуси, по Могилеву, по своей мечте о карьере журналиста. Я ведь даже сотрудничал с «Вестником Могилева». А там пришлось начинать с черновых работ, работал в охранной компании, менеджером в сфере продаж.

Чтобы устроиться на работу в Беларуси, нужны знания и навыки. Чтобы устроиться на работу в Израиле, нужны связи и протекция.

О журналистике на время пришлось забыть, ведь банально мешали языковой барьер и особенности менталитета, которые я еще только узнавал.

– Вы там даже поменяли имя…

– Чтобы комфортнее себя чувствовать, взял имя из Торы – Габриэль. Родные меня называют то Габриэль, то Женя. Со временем, конечно, удалось адаптироваться, был журналистом-фрилансером, но свой потенциал там до конца так и не раскрыл. Это было одной из причин, по которым я хотел уехать. И сначала втайне, а затем уже смелее мечтал вернуться в Беларусь. Я регулярно приезжал сюда, ведь в Могилеве остался мой папа, известный многим как тренер по футболу, Владимир Михайлович Задиран. И с каждым визитом все больше хотелось остаться. За что я благодарен Израилю – так это за то, что встретил там любимую супругу Малку, что у нас родились двое сыновей. Семья поддержала меня в решении уехать.

– Давайте проведем параллели между жизнью в Беларуси и в Израиле в ценах на продукты, жилье.

– В Израиле жизнь очень дорогая во всех сферах. Зарплаты там выше, но расходы тоже выше! Люди часто думают, что, уехав из Беларуси в западные страны или Израиль, попадут в рай. Но так кажется, когда смотришь глазами туриста.

Со стороны все очень красиво! В Израиле три моря: Средиземное, Красное, Мертвое, озеро Кинерет, потрясающая природа: есть и пустыня, и леса… Но когда приезжаешь туда на постоянное место жительства, сталкиваешься с другими реалиями. Зарплаты действительно выше, но и, к примеру, съем жилья стоит колоссальных денег. Обычная квартира (в пересчете на доллары) – от полутора тысяч. Если приобрести, то самая скромная на периферии будет стоить больше миллиона шекелей, то есть от 300 тысяч долларов, поэтому практически все арендуют. Если говорить о питании, то с супругой и двумя маленькими детьми мы «съедали» от 2000 долларов. Люди входят в овердрафты, кредиты – так живет практически вся страна.

Если в Беларуси декретный отпуск длится три года, то в Израиле всего три месяца, после чего ребенка нужно отдавать в частные ясли или нанимать няню, чтобы мама могла вернуться на работу. Пособие на ребенка там около 40 долларов, на которые ничего не купишь, в Беларуси же оно регулярно повышается и позволяет обеспечить малыша всем необходимым. По моим наблюдениям, сегодняшняя политика Израиля не направлена на увеличение рождаемости и поддержание института семьи.

Там очень хорошо жить верующему человеку – ощущается близость святых мест, святынь. Но и в Могилеве мы участвуем в жизни еврейской общины, нас очень тепло приняли.

– А что вы скажете о здравоохранении в Израиле? Ведь это своеобразный бренд, как немецкое качество, швейцарские часы…

– Действительно, считается, что медицина в Израиле находится на высоком уровне, но есть нюансы. Если случай серьезный и нужна высококвалифицированная медицинская помощь, то бренд себя оправдывает: современные технологии, классные специалисты! Но на бытовом уровне этого не ощущаешь. В больницах в приемном покое люди часами сидят в коридорах в ожидании, когда к ним подойдет медик. Больницы переполнены, поэтому даже после серьезных операций выписывают буквально через день-два, и люди долечиваются дома. К слову, в Израиле не стремятся вызывать скорую помощь – даже в тяжелом состоянии едут в медучреждение сами. Ведь если «скорая» привезла пациента, а его не госпитализируют (что чаще всего, ведь коек не хватает), то вызов считается ложным, и его нужно оплатить, что стоит в районе 300 долларов.

Я недавно переболел и по привычке не обращался к врачам, но все-таки хочу сдать анализы, проконсультироваться с терапевтом, потому что остались последствия.

О медицине

Чтобы провести параллели, вместе с Евгением мы отправились в поликлинику № 6, где он прошел обследование. Первое, что поразило иностранца с видом на жительство, так это то, что практически сразу, за один визит, он смог сдать анализы и попасть на прием к терапевту. А так как врач определила у пациента повышенное давление, то рекомендовала посетить офтальмолога. И талон к окулисту он смог взять на тот же день!

– В Израиле очередь к простому специалисту может быть месяц-два, и совсем не обязательно, что ты сможешь пройти всех врачей в одном месте.

Зачастую к какому-то врачу приходится ехать не то что в другую клинику – в другой город! Притом, что медицина там в целом платная. Практически каждый гражданин ежемесячно платит налог на здравоохранение – от 30 долларов для пенсионеров до 100 для работающих, плюс оплата в больничную кассу за визит согласно прейскуранту. Некоторые медуслуги оказываются в рамках оплаты налога, но если хотите «полный пакет», будьте готовы к значительным тратам. Визит к специалисту нужно будет оплатить сполна (200-300 долларов), взять квитанцию, и, если оформлена страховка, то через какое-то время часть средств компания компенсирует. И это для местных! Для туристов стоимость услуг в разы выше, поэтому медицина в Израиле во многом превратилась в бизнес. И некоторые клиники буквально наживаются на тяжелобольных пациентах, которые в надежде едут туда со всего мира.

В Беларуси приятно удивило, что здесь помощь оказывается на месте и основных специалистов можно пройти в одной поликлинике! Это бесплатно для белорусов и совсем недорого для иностранных граждан, особенно за такой сервис, который выглядит роскошью для жителей Израиля и многих европейских стран.

Вместо эпилога

Мы побродили с Евгением по заснеженному городу. Он мне показал «свой» Могилев: нетронутые временем уголки, в которых до сих пор живут воспоминания из детства. Я познакомила его со «своим» Могилевом, который мы все вместе строим год за годом, делаем современнее и комфортнее. И все это время мне не давал покоя вопрос, который решилась задать только на прощание.

– Евгений, как вам кажется сегодня: нужен был этот опыт, этот путь домой длиною в 20 лет, или, если бы можно было вернуть время назад, вы бы не уезжали из Могилева?

– Люди часто в погоне за своей мечтой готовы пройти тысячи километров, готовы годами что-то ждать, искать в заморских странах, притом, что клад часто лежит рядом, достаточно просто посмотреть вокруг, у своего дома. Я советую всем, у кого есть какая-то мечта, сначала посмотреть поблизости, там, где живешь, где родился. Мне кажется, это самый лучший путь, и не надо будет потом ждать столько лет, как пришлось мне. Сейчас в Могилеве я, наконец, чувствую себя дома: мне все знакомо, понятен менталитет, мне здесь уютно и комфортно. И я верю, что у меня еще все впереди!

Екатерина Льдова

Фото Анны Сташкевич

Последние новости

Спорт

Минское «Динамо» – чемпион Беларуси

27 ноября 2024
Читать новость
Общество

Электронная ярмарка вакансий пройдет 28 ноября в Могилеве

27 ноября 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко: Беларуси и Пакистану необходимо монетизировать высокий уровень политических отношений

26 ноября 2024
Читать новость
Культура

Концерт духовной музыки 27 ноября

26 ноября 2024
Читать новость
Важные

Могилевский мясокомбинат: вкус, который покоряет мир

26 ноября 2024
Читать новость
Спорт

«Авиатор» vs «Могилев»: 15 шайб за 2 игры

26 ноября 2024
Читать новость