Темы

Двойной таран летчика Терехина

Двойной таран летчика Терехина

Наша страна первой приняла на себя страшный удар в июне 1941 года и спутала все планы фашистов на скорую победу. 23 дня советские войска сдерживали наступление врага под Могилевом. Константин Симонов писал о защитниках города: «Я увидел, что есть люди, которые остановят врага». Одним из таких героев, стоявших насмерть, был летчик Николай Терехин. Слава об этом отважном пилоте гремела в 1941 году по всей стране. О его подвигах писали центральные газеты, о нем ходили легенды. В Могилеве, небо над которым защищал Николай Терехин, его именем названа улица.

Влюбленный в авиацию

Николай Васильевич Терехин родился в 1916 году в селе Чардым Лопатинского района Пензенской области. По окончании 7-летней школы в 1932 году Николай поступил в Саратовский автодорожный техникум. И, как многие из его сверстников, «заболел авиацией». Уже на втором курсе он подал документы и был зачислен в 14-ю Военную школу летчиков в городе Энгельсе. Курсант Терехин отличался исключительным упорством и трудолюбием, к самостоятельным полетам был допущен намного раньше своих однокурсников. Авиация оказалась его призванием. Летали курсанты на учебных самолетах У-2 и Р-1.

После окончания школы с отличием лейтенант Николай Терехин был направлен для прохождения службы в Бобруйск. Там он продолжил совершенствовать свое летное мастерство – овладел приемами высшего пилотажа, освоил ночные полеты, стал воздушным снайпером, получил дополнительно специальность авиационного штурмана, первым освоил полеты на высоте более 5000 метров без кислородной маски. В апреле 1938 года лейтенант Терехин был назначен командиром звена в 35-й истребительный авиаполк, а еще через четыре месяца – заместителем командира эскадрильи. В октябре он досрочно получил звание старшего лейтенанта.

Приближалась Вторая мировая война. В марте 1939 года Терехин вступил в ВКП(б) и вскоре был назначен комиссаром эскадрильи. В том же году он получил свой первый боевой опыт в составе 70-го истребительного авиаполка в боях на реке Халхин-Гол. А в сентябре, после возвращения в свою часть, принял участие в походе Красной армии в Западную Беларусь.

Таран – оружие героев

Во время войны и в Испании, и на Халхин-Голе советские летчики совершили первые воздушные тараны. Это всегда считалось особенным подвигом. На таран летчики шли, рискуя собственной жизнью, и, как правило, не выживали. Об этом крайне отчаянном и рискованном способе воздушного боя стал задумываться и Николай Терехин. Это была единственная возможность продолжить борьбу, когда закончились патроны или заклинило пулеметы, или твоя машина уже горит. Хорошо владея математическим аппаратом, летчик рассчитывал маневр и траекторию, оптимальные для тарана. Он знал, что при столкновении самолет получает такой сильный удар, что пилоты иногда теряют сознание, как при нокауте. Николай Терехин решил усложнить свои физические тренировки, в частности, разработал упражнение на вестибулярный аппарат – прыгал на землю с большой высоты и старался мгновенно восстановить равновесие.

15 июня 1941 года, ровно за неделю до начала войны, Николая Терехина назначают командиром эскадрильи в 161-й истребительный авиаполк.

Великая Отечественная

Великую Отечественную войну Николай Терехин встретил в Беларуси. Уже с первых дней войны он принимает активное участие в боевых действиях, прикрывая небо над Могилевом.

Как и большинство летчиков, Терехин воевал на истребителях И-16, которые пилоты в шутку называли «ишачками». И-16 оставался на тот момент самой массовой моделью во всех авиаподразделениях, даже с появлением новых типов самолетов. Но и на этих машинах Николай умудрялся сбивать более совершенные скоростные немецкие самолеты . К началу июля на его личном счету были уже три воздушные победы. 8 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР старшего лейтенанта Терехина наградили орденом Ленина.

Защищая Могилев

10 июля 1941года в небе над Могилевом произошел удивительный воздушный бой, о котором впоследствии писали все газеты. В тот день на аэродром налетели немецкие бомбардировщики. В это время там находились только три звена истребителей. Шестерка наших самолетов сразу поднялась в воздух и вступила в бой с вражескими истребителями прикрытия. Последнее звено, только что вернувшееся из боя, заканчивало заправку горючим и боезапасом и взлетело тогда, когда бомбардировщики находились уже над самым аэродромом. Командир звена, старший лейтенант Терехин повел своих ведомых прямо на головное звено бомбардировщиков и пулеметным огнем сбил самолет противника «Хейнкель-111», (по некоторым источникам, это были «Юнкерсы-88»). Но вражеские самолеты продолжали бомбить аэродром. Израсходовав боезапас, Николай понял, что выход остается один – идти на таран. Он приблизился сзади ко второму «Хейнкелю» и сбил его, ударив крылом по хвосту. Но третий самолет был все еще в воздухе. С большим усилием удержав машину на лету, летчик винтом мотора таранил врага. Оба самолета от удара развалились. Раненый Терехин пришел в себя только на критической высоте и успел вырвать кольцо парашюта. Спускавшиеся рядом на парашютах немцы открыли по нему огонь, Николай отстреливался. Затем бой продолжился на земле. К счастью, подоспевшие местные жители помогли обезоружить и связать расстрелявших патроны фашистов одной веревкой, конец которой вручили Николаю. Так он и появился на КП дивизии с пистолетом в одной руке и веревкой, которой были связаны пленные, в другой. Конечно, восстановить подробности этого боя очень трудно, некоторые детали могут не совпадать, но факт остается фактом – в одном бою в небе над Могилевом Николай Терехин совершил два тарана! До него этого сделать никому не удавалось. Фронтовой корреспондент Константин Симонов, побывавший на Западном фронте во второй половине июля, в начале августа 1941 года опубликовал в газете «Красная звезда» балладу «Секрет победы», в которой в стихах описал подвиг Терехина. Несмотря на полученное ранение, уже через неделю Николай продолжил летать. И вскоре снова отличился: 18 июля, на исходе воздушного боя, не имея боеприпасов, умелым таранным маневром вогнал в землю самолет противника «Дорнье-17».

Командир полка

В августе 1941 года двадцатипятилетний капитан Николай Терехин был назначен командиром вновь формируемого 10-го истребительного авиационного полка. Терехин и его подчиненные успели повоевать на трех фронтах – Западном, Калининском и Волховском. 1 декабря 1942 года авиаполк Терехина был включен в состав Северо-Западного фронта и перебазировался на аэродром Едрово – в районе современной границы Новгородской и Тверской областей. А 9 декабря 1941 года ему было присвоено звание майора.

К июню 1942 года полк имел на своем счету уже 31 сбитый самолет противника. В то время «Золотую Звезду» давали летчикам, сбившим десять вражеских самолетов, а на счету командира полка их было уже 15! 1 июня 1942 года командующий ВВС 52-й армии полковник П.Брайко подписал наградной лист на майора Терехина, представив его сразу к двум правительственным наградам: званию Героя Советского Союза и ордену Отечественной войны I степени. Но 5 декабря того же года был подписан приказ о награждении Николая Терехина только орденом Отечественной войны I степени. Сейчас трудно судить, почему отважному летчику не присвоили звание Героя.

Бессмертие

 30 декабря 1942 года семь самолетов под командованием Терехина направились в район станции Пола Новгородской области прикрывать наши штурмовики. И вдруг из-за облаков на «ИЛы» обрушились немецкие истребители. В завязавшемся неравном бою 26-летний майор Терехин погиб. Его похоронили в деревне Добывалово Новгородской области. А после войны прах летчика перенесли в сквер Героев в центре города Валдай. На могиле установили мраморную плиту с надписью: «Майор Терехин Николай Васильевич геройски погиб в воздушном бою с немецко-фашистскими захватчиками над городом Валдай в 1942 году».

К моменту гибели на счету Терехина числилось 250 вылетов и 17 сбитых самолетов противника. Он стал одним из двух советских летчиков, трижды совершивших воздушный таран, причем два тарана – в одном бою.

По установленному во время войны порядку награждения летного состава за такие результаты своей боевой деятельности Терехин должен был иметь не менее пяти боевых орденов и Золотую Звезду Героя. Но Николай Терехин, как и тысячи советских людей, воевал не за награды, а за свою Родину. И лучшей наградой для отважного летчика будет наша память.

Ольга Малышева, председатель литобъединения «Ветеран» при городском совете ветеранов

Последние новости

Важные

Незабываемые эмоции и звездные гости – чем порадует «Марафон единства» в Могилеве

21 ноября 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко: проблемы, которые тревожат людей, для меня очень важны, чтобы потом исправлять недостатки

21 ноября 2024
Читать новость
Эксклюзив «ВМ»

Знакомьтесь, Денис Чураков и Валерия Азаренко: талантливые, трудолюбивые, успешные

21 ноября 2024
Читать новость
Общество

В Могилевской области с 21 по 28 ноября пройдут мероприятия республиканской информационно-образовательной акции по профилактике табакокурения

21 ноября 2024
Читать новость
Важные

Ключи от новых автомобилей вручили редакторам районных изданий Могилевской области

21 ноября 2024
Читать новость
Эксклюзив «ВМ»

80 лет освобождения Беларуси: их имена навечно вписаны в летопись Великой Победы

21 ноября 2024
Читать новость