Дорога будущего, или Билет на юнибус
Похоже на название фантастической повести, не так ли? Хотя идеи Жюля Верна, который в свое время писал о полетах в космос, ядерной бомбе и телевидении, полтора века назад считали просто писательской выдумкой. Однако революционно новый вид транспорта – юнибус – может появиться в Могилеве гораздо раньше. По словам создателей, при стабильном финансировании строительство не займет более трех лет, и могилевчане, первые в мире, смогут прокатиться с ветерком по «скайвэю».
Транспорт по струнке
«Городской транспорт SkyWay – инновационное решение в сфере общественного транспорта для городов и пригородов, – убежден управляющий ООО «БелТРАНСНЕТ» Игорь Черный. – Самый ценный ресурс сегодня – время. В условиях больших городов его катастрофически не хватает. На передвижение порой мы тратим порядка 2-4 часов в сутки. Городской SkyWay готов прийти на помощь. Ведь это транспортная система, находящаяся на «втором уровне», над движением городского транспорта».
В числе преимуществ Игорь Леонидович перечисляет быстроту – скорости до 500 км/ч; комфорт – юнибус оборудован кондиционерами, удобными креслами, не стоит в пробках, работает в режиме 24/7/365; безопасность – на путевой структуре SkyWay нет перекрестков, пешеходных переходов, а значит, предпосылок для ДТП; экологичность – дорога в эстакадном исполнении не нарушает рельеф местности, не уничтожает плодородную почву и произрастающую на ней растительность; доступность – cебестоимость городских скоростных перевозок – в 2 раза ниже себестоимости перевозок подземным метро, в 3 раза – трамваем, в 5 раз – монорельсовой дорогой.
Так что же это за чудо-технология?
Небесная дорога
SkyWay – «небесная дорога» – пока еще фантастический транспортный проект, воплощение которого сможет увидеть любой желающий. Автор разработки – белорусский инженер, а ее практическая реализация начата на территории Беларуси, в Марьиной Горке.
Как и любой серьезный научный проект сегодня, Skyway – это результат работы множества людей, но все же главным его изобретателем, идейным вдохновителем и тем человеком, который изобрел принципы его работы является российский и белорусский ученый, инженер и предприниматель Анатолий Юницкий.
Около 40 лет назад Анатолию Эдуардовичу пришла в голову совершенно революционная идея – создать транспорт, оптимальный с точки зрения физических законов. Он решил попробовать разработать систему, что называется, «с нуля», выйти за границы существующей транспортной парадигмы. Вместо традиционных четырех видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный и авиатранспорт), им был предложен концепт надземной транспортной системы, в которой передвижение осуществляется по рельсам специальной конструкции, установленных на опорах. Это решение является оптимальным с точки зрения созданий условий для высокоскоростного движения, т.к. позволяет в разы улучшить аэродинамику транспортного средства, уменьшить сопротивление качения колеса, на порядок сократить энергозатраты и, вместе с тем, достигать скоростей до 500 км/ч. Проект получил название «Струнный транспорт Юницкого», т. к. конструкция рельсов в путевой структуре предполагает наличие внутри них специальных предварительно напряженных натяжением тросов или «струн». Этот транспорт дешевле, экологичнее, безопаснее и быстрее всех существующих на сегодняшний день аналогов.
Сегодня Skyway готовится сделать последний шаг для окончательно триумфа и признания – на полигоне, специально построенном для этих целей в Минской области, начались испытания действующих моделей транспорта, которые на деле докажут, что Анатолий Юницкий все эти годы был прав.
Поезда по воздуху
Струна-рельс – это достаточно несложная конструкция из заключенных в корпус нескольких пучков стального каната. Корпус заполнен специальным заполнителем, а сверху располагается стальная головка рельса. Что интересно – все необходимые для изготовления рельса материалы уже выпускаются промышленностью. Рельсы находятся на высоте 6 метров и поддерживаются специальными опорами, расположенными на расстоянии 50 метров.
Юнибус и Юнибайк
В качестве транспортных средств в СТЮ предполагается использовать самоходные вагончики, названные юнибусами. Юнибус («автобус Юницкого») оснащен специальными колесами, которые позволяют передвигаться по рельсам-струнам; он может находиться как в подвешенном состоянии – подвесной, так и над рельсами- навесной. Юнибусы предлагается делать малой и средней вместимости – 14, 28, 56 мест с возможностью объединения их в составы. Городские Юнибусы и Юнибайки могут передвигаться со скоростями 120-150 км/ч, а скоростные, междугородние, даже 500-600км/ч, где скоростные характеристики зависят от предназначения линии и конструктивной особенности.
Безопасность и экология
СТЮ позиционируется как наиболее безопасная транспортная система. Конструкция рельсов придает им необычайную прочность и долговечность. В случае теракта при обрушении одной или даже нескольких промежуточных опор, рельсы незначительно провиснут вниз. Взрывом деформировать рельс еще тяжелее, но в случае обрыва шанс схода юнибуса минимален – он либо успеет затормозить, либо успеет проехать этот участок. К тому же на опорах планируется установить различные датчики и видеокамеры, которые позволят контролировать состояние путей.
Нужно сказать, что СТЮ не страшны гололед и низкие температуры. И шквальный ветер тоже не страшен.
Полет над городом
17 октября 2015 года под Марьиной Горкой, на территории ЭкоТехноПарка SkyWay, состоялось торжественное открытие нулевого километра «дорог будущего» – проекта Анатолия Юницкого. Данный проект реализуется при помощи «народного финансирования» – краудфандинга. Для тех, кто не знает: это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). На презентацию нулевого километра инвесторы прибыли из разных уголков мира, чтобы посмотреть на строительство, а также собственноручно поучаствовать в озеленении ЭкоТехноПарка – посадить деревья и украсить их именными табличками.
И спустя год в ЭкоТехноПарке начали курсировать юнибусы, в чем лично уже могла убедиться могилевская делегация, в которую вошел первый заместитель председателя Моггорисполкома Александр Потемкин и председатель горсовета ветеранов Федор Матьков.
«Впечатление очень сильное, – отметил Федор Николаевич. – Впервые вижу такой вид транспорта, полагаю, что за ним будущее».
«Хочу поставить, в частности, перед собой такую амбициозную цель, – сообщил Александр Потемкин, – чтобы первый билет на юнибус был продан в Могилеве».
Компания «Белтранснет» сейчас проводит анализ общественного мнения, опросы могилевчан, какие же уголки областного центра должен связать «скайвэй». По словам управляющего ООО «Образовательный центр БелТРАНСНЕТ» Алексея Мурашко, пока планируется проложить дорогу от площади Орджоникидзе до Фатина с остановкой в Подниколье. И это только начало, ведь «БелТРАНСНЕТ» ставит перед собой амбициозную задачу – объединить весь мир.
Екатерина Льдова
Подробности о проекте можно узнать на сайте ООО “БелТРАНСНЕТ”