Деревья рубят – ветки летят
Проспект Мира может летом остаться без пышной зелени. Об этом беспокоятся жители Могилева. Дело в том, что на одной из главных магистралей города идет обрезка деревьев. От некоторых остались только стволы. Но специалисты говорят, что такая процедура сделает деревья только прекраснее. Хотя некоторые могилевчане радикальную «стрижку» деревьев назвали практически варварской. На первый взгляд оно так и выглядит. Кроны практически срезали.
Подготовка к весенне-летнему периоду в Могилеве идет полным ходом, с каждым днем наш город преображается на глазах. Деревья и кустарники – неотъемлемый атрибут городского пейзажа и главные потребители углекислого газа, избавляющие нас от его негативного воздействия на организм. Деревца, как и все живое, тоже требуют особого ухода и обновления. Этим в Могилеве как раз и занимается коммунальное производственное унитарное предприятие «Могилевзеленстрой».
Основным насаждениям деревьев в областном центре сегодня по 40-60 лет, и у них, как и у людей в возрасте, начались проблемы со здоровьем. Каждую весну мы наблюдаем, как деревья-пенсионеры обрезают или вовсе вырубают. И в последнее время недовольство граждан тем, как проводится обрезка насаждений, достигло апогея. Работники Могилевзеленстроя успокаивают: все по нормам. Деревья давно нужно было обрезать. Иначе старые ветки могут упасть прямо на прохожих.
Новая жизнь старых деревьев
«Наше предприятие занимается благоустройством и озеленением города, мы отвечаем за обрезку и омоложение деревьев, удаление сухостойных аварийных деревьев. Составлены графики, согласно которым ведутся работы», – рассказывает директор КПУП «Могилевзеленстрой» Петр Алексейчиков. – Раньше уход за деревьями проводился путем обрезки сухих сучьев, формирования кроны, а в последние годы активно стали практиковать так называемую «омолаживающую» обрезку. После ее проведения происходит формирование новых побегов».
Сухостойные и аварийные деревья удаляют на протяжении всего года. Деревья омолаживают до начала сокодвижения, то есть до того, как начнут набухать почки. Сразу после омолаживающей обрезки деревья выглядят малопривлекательно. Может показаться, что они навсегда утратили свою былую красоту и мощь, но специалисты Могилевзеленстроя утверждают, что в действительности все наоборот. «У большого дерева со временем стареет корень, и когда обрезается крона, корневая система усиливается и разрастается, омолаживается все дерево в целом», – разъясняет начальник производственно-технического отдела Могилевзеленстроя Светлана Банкузова. – Важно, что подобные процедуры проводят не дилетанты, а специалисты, которые знают, какое дерево и как можно обрезать. Место обрезки закрашивают специальным составом, чтобы обезопасить дерево от повреждений и болезней».
Чаще всего в нашем городе можно встретить тополя, каштаны, клены, березы. В зависимости от породы, дерево после проведения омолаживающей обрезки последующие 3-5 лет будет расти, развиваться и не потребует проведения дополнительных манипуляций по омоложению. В разумных пределах можно обрезать, например, тополя, клены, но каштаны и липы переносят эту процедуру плохо, как ясени и дубы.
«Такие мероприятия проводятся ежегодно для удаления сухих и поврежденных ветвей, формирования кроны. Для предупреждения аварийных ситуаций, уменьшения парусности кроны проводится омолаживание старовозрастных деревьев, – говорит Светлана Николаевна. – Кроме того, большое дерево с высокой кроной, которому много лет, может быть опасным как для пешеходов, так и для транспорта».
Итак, какие положительные стороны этой нехитрой манипуляции? Существует несколько основных разновидностей обрезки деревьев: санитарная, омолаживающая и формовочная. Санитарная обрезка главным образом связана с удалением засохших и необратимо усыхающих ветвей, а также ветвей, пораженных какими-то болезнями. Омолаживающая обрезка призвана стимулировать образование молодых побегов, формирующих крону. Она производится чаще всего в случае физиологического старения дерева, усыхания вершин побегов. Именно это происходит на проспекте Мира. Сначала там хотели провести формовочную обрезку. Однако когда взялись за инструмент, поняли, что необходимо задействовать «тяжелую артиллерию». То же несколькими годами ранее можно было наблюдать на набережной Днепра и проспекте Димитрова. Зато сегодня там аккуратные зеленые деревья.
Формовочная обрезка призвана создать форму кроны, увеличить ее густоту. При помощи такой обрезки можно усилить рост боковых побегов, добиться равномерного расположения ветвей.
Елки-палки
Но все ли так гладко, как может показаться на первый взгляд? Убирать аварийные деревья, понятное дело, важно и нужно. А как быть с тем, что после обрезки дерево выглядит изувеченным и не скоро примет былую форму? К тому же, непонятно почему в кварталах и районах города некоторые деревья обрезают, а такие же точно по возрасту, стоящие рядом, нет? Горожанам дико видеть торчащие из земли ряды палок перед своими домами. И без того нелицеприятные фасады зданий полностью обнажились и теперь стали приковывать к себе взоры могилевчан еще больше. Действительно, город стал выглядеть не очень привлекательно.
Еще одна важная проблема – отсутствие тени, которую давали большие мощные кроны деревьев. Совсем скоро наступит жара, а прятаться от палящего солнца горожанам негде. Вдобавок ко всему, неизвестно, сколько придется ждать, пока крона заново сформируется, появятся новые ветви, густо покрытые листьями. А ведь деревья для города, загрязненного выхлопными газами автомобилей, – главные поставщики кислорода. И этот факт отрицать никто не станет.
Почему деревья в Могилеве выглядят так, будто провели не омолаживающую их обрезку, а топпинг? Суть последнего состоит в том, что обрезается верхняя часть дерева так, что оно полностью лишается кроны. И большой вопрос – выживет ли оно в принципе после такой жесткой процедуры?
Однако если деревья совсем не обрезать, особенно тополя, то в дальнейшем они могут просто развалиться на части и упасть на дорогу, машину или прохожего. И не мы ли тогда будем возмущаться безалаберностью работников зеленого хозяйства, мол, елки-палки, где же вы были раньше?
Екатерина Льдова, фото из архива «ВМ»