Чернобыль. Быль. Боль…
Чернобыль. В течение последних 30 лет это слово отдается болью в сердцах миллионов людей. В прекрасный солнечный день 26 апреля 1986 года жители живописного уголка Украины – Полесья – не могли себе представить, что через какие-то сорок восемь часов им придется покинуть обжитые дома, в которых десятками лет ковались семейные традиции. Только в одной Припяти в этот день молодые люди сыграли 16 свадеб, не подозревая, что их, как и судьбы миллионов других, жизнь на «до» и «после» разделит не это счастливое событие…
Могилевская область тоже приняла на себя мощный радиационный удар, последствием которого стали десятки отселенных деревень, сотни гектаров загрязненных земель. Собравшиеся сегодня у памятника жертвам Чернобыля в Любуже вспоминали тот страшный день и отдавали дань глубокого уважения и восхищения тем, кто не жалея здоровья, в первые минуты страшной трагедии принял удар на себя и ценой собственной жизни спас миллионы людей. Цветы к мемориалу несли первые лица области и города, представители силовых структур, работники предприятий и организаций Могилева, члены общественных объединений, молодежь. Весь митинг не прекращался дождь – небо плакало вместе с людьми.
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, которая резко изменила миллионы человеческих судеб. Радиоактивный выброс на долгие годы отрезал от цивилизации десятки километров земли, которые стали носить наименование, шокирующее человеческое сознание «Зона отчуждения». Авария обернулась катастрофой. По злым законам геометрической прогрессии радиация унесла жизни сначала работников станции, которые находились на ней в ту зловещую ночь, потом – героев-пожарных, бесстрашно боровшихся с радиоактивным огнем на крыше четвертого энергоблока АЭС. После Чернобыль стал болью миллионов. Он продолжает собирать свою дань. Растет список безвременно ушедших от нас.
«На мой взгляд, это самая страшная авария в истории человечества. Многие регионы Могилевщины заняты невидимым врагом – радиацией», – отметил председатель городского Совета депутатов Сергей Иванов. Он о Чернобыле знает не понаслышке – был в числе тех, кто в 1986 году в составе сводного отряда МВД выполнял задачу по охране общественного порядка в 30-километровой зоне отчуждения, охранял отселенные деревни от мародеров.
По его словам, самым страшным было то, что никто не был готов к такой трагедии. Когда идет война, ты видишь и знаешь врага, борешься с ним. А когда он незрим и практически повсюду, то, с одной стороны, не знаешь, как с ним справиться, а с другой – не воспринимаешь всерьез. Хотя радиация все-таки ощущалась – на марлевых респираторах «лепесток», которые за 12-часовую смену из белых становились красными, в горле, в котором всегда першило.
«Наш отряд стоял в деревне Савичи Брагинского района, – вспоминал Сергей Борисович. – Деревню отселили, однако люди возвращались за вещами – документами, фотографиями. Кто-то хотел взять больше, например, одежду, посуду, аргументируя, что, мол, хуже будет только ему. Люди не понимали, что излучение будет действовать на всю его семью. Однажды женщина возвратилась за бумагами для получения пенсии, мы ее сопровождали. Она взяла необходимое, а потом достала из тумбочки трехлитровую «закатку» березового сока и предложила нам по стаканчику. Мы отказались – заражено же, так она, чтобы нас успокоить и «убрать» радиацию, нашла марлю, процедила сок в другую посуду и налила нам».
Люди не могли понять, что с собой нельзя было ничего взять, что в доме, в котором ты был счастлив, нужно оставить все, всю свою жизнь, уехать в неизвестность и начинать все с нуля. «Сейчас в нашей стране проводится государственная политика по минимизации последствий аварии. Существует госпрограмма по возрождению Юго-Востока области, чтобы люди, проживающие на загрязненных территориях, не чувствовали себя в чем-то ущемленными. Я бы хотел пожелать всем ликвидаторам аварии, переселенцам и тем, кто живет в не совсем чистых районах, в первую очередь, крепкого здоровья, мира, удачи, чтобы подобная трагедия больше никогда не повторилась».
Память со временем стирает детали. Время безжалостно все «проглатывает». Но если забыть, не повторится ли трагедия снова? Есть святая память, которую следует хранить и беречь, как самую дорогую вещь. Тема Чернобыля никого не должна оставлять равнодушным ни по прошествии 30 лет, ни в будущем. Люди должны помнить, что они в неоплатном долгу перед теми, кто спас от гибели человечество. «Скорее всего, эта дата не будет иметь срока давности, – считает Сергей Иванов. – Хотя бы потому, что период распада плутония, который выпал на наши территории, 24 тысячи лет. Может, когда-то ученые сумеют купировать последствия химических реакций, возможно, помогут нейтрализовать действие радиации внутренние силы самой природы – мир не знал еще такой катастрофы. А мы должны всегда помнить о ней, чтобы не допустить повторения беды».
Екатерина Льдова, фото автора