Будни кондуктора: все билеты – счастливые и каждая поездка приятная

Все билеты – счастливые и каждая поездка приятная, если вы едете с кондуктором Тамарой Марченко
Утро. Работа. Автобус. Подъезжая пару остановок на автобусе 8-го маршрута, была приятно удивлена, услышав приветливое обращение: «Доброе утро, располагайтесь поудобнее…» Это со мной общалась не давняя приятельница, не коллега по работе и даже не соседка по лестничной площадке, а… кондуктор. Впервые видя такое вежливое обслуживание, решила, что обязательно сделаю репортаж и пообщаюсь с этой женщиной. Но… в следующий раз.
Прошло два года. И вновь, но уже на маршруте №11 увидела обаятельного кондуктора, улыбчивую женщину. Ее не спутаешь ни с кем другим. Разговорились, оказалось, что Тамара Марченко практически новичок в профессии, работает кондуктором всего два года. Ей нравится общаться с людьми, дарить им позитивную энергетику и… конфеты.
Особенности профессии
Чтобы понять изнутри нелегкую работу кондуктора, покаталась в один из выходных дней на маршруте вместе с Тамарой и увидела, как общается с пассажирами эта неунывающая женщина, и с каким настроением люди общаются с ней.
Чтобы успеть ранним утром на дежурный автобус, кондуктор встает в половине четвертого утра. ведь в 4.20 автобус забирает работников микрорайона, где она живет. Тамара призналась, что быстро привыкла к такому графику. Иногда приходится работать девять часов в день, но бывает и по шесть, семь. Все зависит от конкретного графика именно в этот день.
Раньше женщина трудилась на обувной фабрике, затем в магазине, но решила поменять работу на более высокооплачиваемую, и это ей удалось. Чтобы обозначить себя и получать удовольствие от общения с пассажирами, выбрала самый верный путь – следовать золотому правилу поведения: относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Поначалу пассажиры удивлялись приветствиям кондуктора: «Добрый день! Добрый вечер! Поздравляю вас с праздником! и т.д.» 23 февраля Тамара Марченко поздравляет всех пассажиров мужчин. Как-то раз один из них тоже проявил джентльменские качества, он поцеловал красивую женщину и подарил ей шоколадку. На 8 Марта кондуктор от бога поздравляет с праздником милых дам. Многие в ответ также говорят теплые слова. В праздничные дни Тамара угощает пассажиров конфетами. И тому, кто приобрел последний билетик, тоже полагается сладость. В этом случае она поздравляет пассажира с тем, что он у нее пятитысячный.
Если кто-то растерялся и не знает, где выходить, Тамара поможет сориентироваться на местности, уточнив, куда едет этот человек и на какой остановке ему лучше выйти.
С малышами, законными «зайчиками», кондуктор шутит, общаясь, и при выходе желает всего хорошего.
Интересно, а как поступает эта мягкая, приветливая женщина, если в автобусе оказался безбилетник и не желает платить за проезд? Неужели для него найдутся другие слова и тон поменяется на противоположный? Как оказалось, вовсе нет!
Типы «зайцев»
Каждый кондуктор ежедневно сталкивается с теми, кто норовит проехать на халяву, у других просто нет денег, а третьи норовят обмануть, говоря, что у них есть проездной.
И кондукторы в этих случаях ведут себя по-разному: одни спокойно решают вопрос, другие не могут без истерики.
Тамара Марченко выбрала свой вариант: она сама оплачивает проезд за «зайца», если это ребенок (но не школьник, который имеет право на бесплатный проезд), пожилой человек, которому нужно ехать, а денег нет. Женщина никого не выгоняет из общественного транспорта, старается мирным путем решить конфликт, если его затеял агрессивный пассажир.
В числе «зайцев» нередко встречаются скандалисты, которые хотят криком доказать свои права. Некоторые «зайцы» могут быть в подпитии, тогда им «море по колено». С такими у кондуктора короткий разговор: «Не отвлекайте меня, мне нужно работать», – говорит она и уходит вглубь салона.
Когда ездила с кондуктором по маршруту, стала свидетелем такой ситуации. Девушка, мимо которой не раз прошла кондуктор, даже не думала покупать билет. Но когда зашла контролер, девушка начала оправдываться, говорить какие-то нелепые фразы.
Тогда Тамара Марченко сказала ей: «Я что, каждого должна дергать за рукав?» Тогда безбилетница выставила свою руку и громко предложила: «Дерните меня за рукав!»
Неадекватное поведение ставит в тупик работников транспортной сферы. Куда сдавать такого нарушителя: в милицию или в клинику для душевнобольных?
Среди «зайцев» встречаются и такие, которые сразу говорят, что у них нет денег на проезд, но проедут всего одну остановку. Однако после одной следует другая, а затем третья…
Думаю, что было бы правильнее, если бы здоровые люди, особенно студенты, молодежь, прошлись пешком несколько остановок, если нет денег на проезд. Хитрить и обманывать в самом начале жизненного пути – не лучший способ самоутверждения.
И в шутку, и всерьез
Нередко в общественном транспорте случаются комические ситуации. На днях Тамара Марченко стала свидетелем диалога двух пассажиров. В автобус вошел пожилой мужчина и стал возле парня, который читал новости в своем мобильнике и не замечал никого вокруг.
– Молодой человек, может, вы уступите мне место. Не могу стоять, в 43-м потерял ногу…
– А я только что из 43-го автобуса и вашей ноги там не видел… – нашелся парень.
Достойный ответ с юмором, без хамства и лишних слов.
Порой пожилые люди, войдя в автобус, не видят свободных мест, а намеренно сгоняют людей с того пассажирского места, которое им приглянулось. Но это уже совсем другая история.
Часто юмор помогает в работе кондукторов, которые ежедневно общаются с людьми, умеют подбодрить, успокоить, дать мудрый совет. Улыбающийся кондуктор продаст больше проездных, у него не будет конфликтных ситуаций.
Чтобы быстрее рассчитывать пассажиров, Тамара упорядочила все монетки: каждые 5,10, 20 копеек лежат отдельно в пакетике. Она делает поездку в автобусе эксклюзивной, необычной и незабываемой.
Из личных наблюдений
Среди других кондукторов тоже встречались уникумы. Напрмер, поющий кондуктор. Мужчина средних лет с приятным баритоном профессионально исполняет арии из опер. Дарит свое творчество пассажирам. Они имеют возможность в поездке слушать хорошие песни, и их желания никто не спрашивает. Очевидно, мужчина ранее работал в культуре, и музыкальные задатки дают о себе знать. Время в музыкальном сопровождении проходит быстрее.
Еще один кондуктор, мужчина средних лет, поразил своим спокойствием и терпением. На крики и возмущения пассажиров, которые не хотели предъявлять проездные билеты, отреагировал спокойно, не отходя от крикунов: «И не надо делать мне одолжение,» – уверенно отвечал он грубиянам. А когда пожилая дама на протяжении шести остановок засыпала его глупыми вопросами, он спокойно отвечал ей, объясняя интересующие моменты, и невозмутимо общался с пассажиркой, которая своим многословием взбесила окружающих.
Но пришлось стать свидетелем и другой ситуации, когда «звезды сошлись» в 8-м автобусе. Две женщины, контролер и кондуктор, оставили отрицательное впечатление о себе. Их поведение выходило за нормы приличия. Началось все с того, что парень не сразу стал оплачивать проезд, а проехал уже половину остановки. Когда вошла контролер, они вдвоем накинулись на спокойного молодого человека, который достал деньги, не грубил и вел себя весьма прилично. Но две дамы в спецодежде качали права, обзывая пассажира. Их визгливые голоса так надоели людям в автобусе, что многие спешили выйти, не доехав до нужной остановки. Кондуктор, у которой парень уже приобрел билет, начала звонить в милицию. Но стражи порядка спросили, как ведет себя безбилетник, и отказались ехать на вызов, не увидев в ситуации нарушения общественного порядка. Молодой человек готов был проехать в отделение милиции, он снимал на мобильник происходящее, думаю, что пользователи интернета, посмотревшие этот ролик, выступили против таких работников сферы услуг. Мне тоже захотелось снять этот сюжет на камеру, чтобы потом показать руководству транспортного предприятия эту нелицеприятную картинку. После такой конфликтной ситуации, которую вынуждена была наблюдать, пришла на работу в разбитом состоянии, с плохим настроением. О таких работниках можно тоже сделать репортаж, но уже в криминальной или другой хронике.
Правила хорошего тона – секрет успеха
В любой профессии важны личные качества работника. А в сфере услуг – особенно. Порой мы видим перекошенные и недовольные лица продавцов, сотрудников банков, водителей, кондукторов. Нет желания подходить к ним и общаться. Кроме негатива от них ничего не исходит.
Нынче доброта и позитив в дефиците, заметят некоторые, однако это не так. В большинстве своем мы встречаем в торговых центрах и продовольственных магазинах доброжелательных работников, которые компетентны в своей сфере.
Но добавить позитив в скучные будни – это искусство. Им обладает кондуктор Тамара Марченко. Пассажиры, которым довелось с ней пообщаться, запомнят ее и при встрече скажут приветливое слово. Эта позитивная женщина успевает в потоке дел приготовить обед близким, встать ранним утром на работу, иметь бодрый вид без следов недосыпа. И для каждого она умеет найти нужные слова, не быть навязчивой, но прийти на помощь в нужный момент.
Приближаются праздники. Тамара готовит к ним сладости, чтобы угощать пассажиров. Добавив «сахар» в кислые лица, подарив тепло совершенно незнакомым, но таким близким и понятным людям, она получит удовольствие от процесса общения и устроит праздник даже в будни.
Все добро, подаренное окружающим, возвращается сторицей. Не случайно многие долгожители, делясь секретами своего долголетия, отмечали, что никогда не сказали плохого в адрес людей, не завидовали, не злословили, не осуждали, всем желали добра, счастья, удачи. Все эти светлые мысли и поступки помогли им на протяжении долгих лет сохранять светлый ум и доброе сердце.
В каком автобусе завтра мы встретим добрую фею? Какие хорошие новости порадуют пассажиров, спешащих на работу? Важно в любой ситуации сохранять спокойствие, быть терпимее к окружающим и брать пример с тех, кто отличился в работе не только финансовыми достижениями, но и человеческими качествами, которые ценнее и дороже даже самой стабильной валюты.
Наталья Вострецова, фото автора