Бесконечная любовь к небу
Небо – неизведанный голубой осколок детской мечты, в котором хочется утонуть. Уверена, не найдется на земле человека, который не проводил бы взглядом летящий в неизвестность самолет. Когда воздух разрывает гул мотора, невольно хочется, как в детстве, воскликнуть – са-мо-леееет! И прокричать пилоту: «Возьми меня с собой!», чтобы ощутить крылья за спиной, почувствовать драйв пилотажа или, наконец, решиться прыгнуть с парашютом. Оказывается, воплотить юношескую мечту гораздо реальнее, чем вы можете себе представить.
В полутора километрах от Могилева, в лесном массиве, приютился «Могилевский аэроклуб имени А.М.Кулагина». Рожденный в 1935м, он один из немногих, которому удалось сохраниться к началу XXI века. Сегодня здесь обучают спортсменов-летчиков, курсантов Военной академии РБ и парашютистов. Он по праву считается лучшим в республике. Первоклассные летчики Могилева в этом году пролетели в строю над столицей в День Независимости. Аэроклуб гордится богатой историей и выдающимися спортсменами. Здесь царит особая атмосфера - всех объединяет бесконечная любовь к небу.
Мне бы в небо
Раннее утро. Я стою у легендарного Як-52, готовясь к полету с начальником аэроклуба, летчиком авиации ДОСААФ 1-го класса, мастером спорта СССР Иваном Касимом. Многочисленные полеты на пассажирских авиалайнерах не спасли меня от легкого мандража. Забираюсь в кабину. Меня старательно пристегивают сначала к парашюту, а потом и к самому самолету. У летчиков, кстати, существует примета - они не фотографируются перед полетом, так что свой фотоаппарат я оставила до лучших времен. Облачившись в головную гарнитуру, с глубоким вдохом надежды отправилась в полет.
– Как слышно? - Иван Иванович проверил связь. - Пилотаж делать будем, или воздержитесь?
Я была настроена решительно.
С необыкновенной легкостью мы воспарили над землей. Пока Иван Иванович переговаривался с диспетчером, я наслаждалась открывшимся простором.
Перед приземлением я все-таки решилась прочувствовать на себе некоторые элементы пилотажа. Ощущения - непередаваемые. Когда тебя в прямом смысле «сплющивает», адреналин зашкаливает. Хочется, чтобы полет продолжался бесконечно, но надо приземляться.
Понравилось ли мне? Однозначно! Круто, классно, супер! Даже вылезти из самолета сил не было, казалось, я приросла к нему… Ощутив новые эмоции, отправилась познавать жизнь аэроклуба, его историю, знакомиться с теми, кто «болен» небом.
История длиной в 80 лет
Могилевский аэроклуб ДОСААФ был образован Постановлением Президиума Центрального совета ОСОАВИАХИМ от 11.04.1935 г. Это была первая в области школа ОСОАВИАХИМ по подготовке пилотов для гражданской авиации и Красной Армии. После освобождения Могилева здесь занимались переподготовкой офицеров запаса ВВС, парашютистов для ВДВ, спортсменов-парашютистов и авиамоделистов. Обучали летному делу учащихся средних школ для поступления в военные летные училища и училища ДОСААФ.
С распадом СССР аэроклуб пережил не лучшие времена. Изза отсутствия топлива с 1991 по 1996 весь летный состав переучился для работы на учебнобоевых вертолетах.
– В это время мы выполняли полеты по лесоохране и осмотру лесных массивов. Группы десантников, пожарников и лесников выявляли очаги возгорания и тушили пожары на начальном этапе.
С 1996 аэроклуб вернулся к самолетам. Сейчас здесь летают на Як-52, Як-55 и Ан-2. Последние 20 лет в летном клубе проходят начальную подготовку курсанты 23 курсов военной академии и офицеры авианаводчики. После Могилева курсанты проходят практику в учебнобоевом центре в Лиде.
– Наши выпускники готовы к работе на реактивных самолетах. У них есть возможность отработать все элементы пилотажа и подготовиться на высшем уровне, - рассказывает И. Касим. - Практически 90% персонала летчиков военно-воздушных сил Беларуси прошли через нашу систему подготовки.
Есть в аэроклубе и своя авиамодельная лаборатория. Дети занимаются с большим энтузиазмом, создают радиоуправляемые копии самолетов, проводят соревнования.
Женщины и здесь на высоте
Могилевский аэроклуб вырастил двух заслуженных мастеров и двух мастеров спорта международного класса по парашютному спорту, 64 мастера спорта по парашютному и самолетному спорту и тысячи разрядников. Могилев считается лидером самолетных пилотажников. Сборные команды БССР на 80% состояли из спортсменов Могилевского аэроклуба.
Заместитель начальника аэроклуба Петр Колтунов на чемпионате СССР по самолетному спорту в 1984 году стал бронзовым призером. Свою летную практику Петр Васильевич начинал в Брянском аэроклубе после службы в армии. Ему пришлось просить разрешение на поступление в Волчанское авиационное училище, так как он был старше 23х лет. Это было единственное училище на постсоветском пространстве, где можно было получить диплом летчикаинструктора.
– В 1960 году, когда мне оставался еще год до школы, в наш совхоз прилетал самолет из Могилева. Всей деревенской ребятней, увидев его, мы бежали вслед пока он не приземлялся, - рассказывает Петр Васильевич. - Вот с этого и началась моя история любви к полетам.
После учебы летчика направили работать на родину - в Могилевский аэроклуб, где он трудится и по сей день.
Секрет успешного летчика - досконально знать то, что ты делаешь: аэродинамику, самолетовождение, навигацию, метеорологию. В ситуации форсмажора эти навыки помогут своевременно принять правильное решение. Никто не застрахован от ситуаций, когда твоя жизнь, в прямом смысле в твоих руках, - отметил именитый летчик.
Инструктор методист, призер чемпионатов СССР Зинаида Карчевская никогда не испытывает страха перед полетом.
– Я жила в Витебске, там же училась в школе. У нас на стадионе проходили показательные выступления, где я и увидела впервые самолет и парашютистов. После этого была настроена решительно, - рассказывает Зинаида. - Так как в то время женщин не принимали в летные училища, я приехала в Могилевский аэроклуб. Совмещать полеты и работу на стороне было очень тяжело, поэтому я устроилась в аэроклуб кладовщиком.
Сейчас она готовит спортсменов к соревнованиям. С земли наблюдает за выполнением комплекса фигур, подсказывая по рации необходимые доработки.
– Подготовка наших спортсменов-пилотажников позволяет выходить на мировой уровень, но отсутствие лидерной техники нас очень подводит. Самолетный спорт, в общем-то, удовольствие довольно дорогое.
Как суверенная республика Беларусь заявила о себе на мировой арене в 2008 году, когда команда аэроклуба стала бронзовым призером чемпионата мира. Командир звена, летчик Дмитрий Пащук стал бронзовым призером чемпионата Европы в 2009 году впервые в истории нашей страны. Могилевский аэроклуб гордится своими спортсменами, такими, как Денис Шкаренда, Виталий Шамардин, Федор Ганутин, Александр Донской…
История у каждого своя. Кто-то мечтал о небе с детства, мастерил игрушечные модели и собирал коллекции. Кто-то продолжает семейное дело. Но всех объединяет беззаветная любовь и тяга к небу.
Кандидат в мастера спорта Александр Донской в аэроклубе работает авиатехником. На недавнем V чемпионате мира по высшему пилотажу на самолетах Як52 в Туле дебютант соревнований показал достойный результат, заняв пятое место. А белорусская сборная заняла второе место. Александр рассказал, что тягу к полетам унаследовал от родителей.
Сегодня в составе команды летчиковспортсменов тренируется единственная девушка Наталья Полякова.
– Когда я была еще студенткой, позвонила в справочную, узнала, где у нас в городе можно прыгнуть с парашютом. Так и попала сюда, в спортивную парашютную секцию. Отзанимавшись сезон и попав непосредственно в аэроклуб, я увидела девушек, которые летали на самолетах. Моя первая мысль: ого, девушки летают?! Меня это заинтересовало.
Наталья познакомилась с мастером спорта СССР по высшему пилотажу, командиром звена Людмилой Павловой, которая сейчас руководит полетами. Людмила Николаевна и предложила перевестись в самолетное звено.
– Я подумала: почему не попробовать? И с того момента уже 9-й год не расстаюсь с самолетами, - рассказывает летчица. - Страха перед первым полетом не испытывала. Все было настолько здорово, что страх ушел на второй план. Тем более во время полета нужно столько всего сделать правильно, что бояться просто некогда. Гораздо страшнее было прыгать с парашютом.
Девушка закончила БРУ, работает инструктором по йоге. Свободный график позволяет зарабатывать и тренироваться. Ведь летчикиспортсмены обязаны летать 34 дня в неделю.
– Самое главное для меня - возможность совершить полет и выложиться на 100 процентов. Выходя из самолета, испытываешь неимоверное счастье и понимаешь, что с каждым разом набираешься опыта. В этой профессии нет предела совершенству. Этот спорт всегда держит в тонусе: приходится думать каждую секунду полета.
Как покоряется высота
Сезон у летчиков начинается весной и заканчивается осенью. Зимой самолеты не летают, а спортсмены совершенствуют теоретические знания.
Полетать на самолете может любой желающий - на Як-52 и даже в компании до 10 человек - на Ан-2. Директор аэроклуба отмечает, что красоту городских просторов по достоинству оценивают все, особенно прекрасен вид сверху весной и осенью. Но за удовольствие, конечно, придется платить.
Если же вы хотите стать летчиком-спортсменом, ваш возраст от 15,5 до 23, у вас есть шанс обучаться летному делу бесплатно. Но попасть в аэроклуб не так-то просто. На сегодняшний день бюджет выделяет средства для подготовки 5 спортсменов, и штат полностью укомплектован. Плюс, чтобы заниматься авиационным спортом, нужно пройти серьезную медкомиссию.
Те, кто постарше, и ярые энтузиасты могут заниматься на платной основе. Если учитывать, что для первоначальной подготовки летчика-спортсмена необходимо около 30 часов налета, удовольствие - не из дешевых. Но что не сделаешь ради своей мечты!
Если вы хотите научиться «для себя» или просто попробовать управлять самолетом, вас обучат всему необходимому, а так как в самолетах двойное управление, в любой момент могут подстраховать.
Попасть в группу парашютистов и стать спортсменом можно с 15 до 19 лет. Ежегодно в аэроклубе набирают от 10 до 30 человек.
Ощутить красоту полета и побороть страх перед «петлей» я отважилась. А вот смогу ли прыгнуть с парашютом? - большой вопрос!
О буднях спортсменов-парашютистов и о тех, кем гордится страна, - в следующем номере.
Анастасия Комкова, фото автора и Евгения Мастерова