30 лет институту Президентства
23 июня 1994 года прошли первые в истории суверенной Беларуси президентские выборы. По результатам первого тура выборов бесспорное лидерство оказалось за Александром Лукашенко – он набрал 45 % голосов. Второй тур, который состоялся 10 июля, принес Лукашенко поддержку народа и уверенную победу в виде 80,34 % голосов. С этой даты начался отсчет новой истории суверенной Беларуси.
Личность в истории
Александр Лукашенко – первый Президент суверенной Беларуси, с которым связана целая эпоха – 30 лет на посту народного лидера. Он – выдающаяся личность в истории страны, человек, которого зовут Батька не только белорусы – так с уважением говорят и жители других стран. Лидер, благодаря которому о небольшой стране в центре Европы знают в каждом уголке земного шара. Его отличают хозяйское отношение к родной земле и искренняя забота о белорусах, а также многовекторная внешняя политика. К нам с удовольствием приезжают гости, восхищаются красотой края и гостеприимностью белорусов, а нашим брендам (автобусам, спецтехнике, тракторам, лифтам, продуктам питания) дают высочайшую оценку и охотно их покупают. Современно, доступно по цене, экологично.
За годы существования суверенной Беларуси наш Президент стал уважаемой личностью на международной арене, показал себя мудрым политиком, миротворцем и дальновидным стратегом, к которому прислушиваются и с которым считаются. А народная любовь к Батьке подтверждается на каждой встрече с жителями маленьких и больших городов во время рабочих поездок.
Вся эта любовь – в новой песне «Батька у нас крутой!». Песня впервые прозвучала весной 2024 года на концерте «Голоса Беларуси», посвященном 20-летию творческой деятельности авторов и исполнителей песен, – семейного дуэта Юлии Быковой и Евгения Олейника и их группы «Аура», и ее сразу же подхватили в народе. А ставшие крылатыми фразы Лукашенко «Любимую не отдают», «Будет очень интересно», «Раздевайся и работай», «Факты на стол» и многие другие нашли отражение в товарах под маркой «Мерч Первого».
…Про Александра Лукашенко любой журналист может рассказывать долго, но вернемся на 30 лет назад, когда все только начиналось.
Правильный выбор
С этой целью мы открываем пожелтевшую от времени подшивку городской газеты «Вестник Могилева» 1994 года, перелистываем страницы в поисках уникальной информации о тех событиях.
Вот что писали журналисты о нынешнем президенте Александре Лукашенко, а тогда – одном из шести кандидатов: «Уроженец г.п. Копысь, имеющий за плечами два университета, опыт партийной работы, а также занимавший должность заместителя председателя колхоза «Ударник» Шкловского района, а позже – директора совхоза «Городец». В 1990 г. избран народным депутатом Верховного Совета БССР.
В период предвыборной кампании Лукашенко запомнился избирателям своей уверенной программой «Отвести народ от пропасти». В подшивке «Вестника Могилева» за 16 июня 1994 года есть и сама программа народного лидера. Вот ее цели:
«1. Прыярытэтнае вырашэнне праблем эканомікі і сацыяльнай сферы – спыненне росту цэн і збяднення насельніцтва, рух грамадства ад бездані развалу і сацыяльнага выбуху да стабільнасці і прагрэсу.
2. Барацьба з карупцыяй, разгром мафіёзных структур, якія кіруюць у дзяржаве.
3. Аднаўленне на раўнапраўнай і ўзаемавыгаднай аснове знешніх сувязей з дзяржавамі, якія раней уваходзілі ў састаў СССР».
Обращаясь к народу, кандидат в президенты писал:
«Людзі Беларусі! Я не абяцаю вам малочных рэк, кісельных берагоў. Не хачу лгаць. Нам усім прыйдзецца расплачвацца за тое, што мы так доўга цярпелі негрунтоўную палітыку даўно збанкрутаванага ўрада. Наперадзе вялікая і цяжкая работа, якую ніхто, акрамя нас саміх, не зробіць. Адвесці дзяржаву і народ ад бездані – вось першаступенная задача прэзідэнта. Я веру ў мудрасць і працавітасць беларускага народа. Перакананы, што вырашэнне гэтай задачы нам пад сілу».
Здесь же читаем мнение ветерана труда, могилевчанина И. Мутковского, который говорит: «В Александре Лукашенко мне видится цельная натура бойца за народное дело. Его устремления четко обозначены и импонируют многим людям. Он человек нового поколения, молод, энергичен, смел, сможет вывести Беларусь из кризиса. Маловато опыта у Лукашенко? И хорошо, старый опыт партбюрократического общества сегодня ни к чему, доверюсь опыту человека новых времен».
С такими аргументами трудно не согласиться. Тем более, если вспомнить дефицит на все в начале 90-х годов – с инфляцией, огромными очередями, нехваткой продовольственных товаров и товаров народного потребления, процветающей коррупцией и бандитизмом. Вполне объяснимо, почему народ пошел за сильной личностью в лице Лукашенко. За него отдали свои голоса без малого 4 млн 200 тыс. человек. Белорусы не прогадали.
Институт президентства
С принятием первой Конституции суверенного государства в 1994 году впервые в истории страны был введен институт президентства.
Конституция 1994 года предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года, Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Он наделялся полномочиями по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве.
Как пишут в своей статье директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов и ведущий специалист отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Дмитрий Полещук, анализ положений Конституции 1994 года позволяет сделать вывод о том, что ее нормы не обеспечивали достаточный баланс интересов различных ветвей власти для политической и экономической стабильности в государстве.
Вспоминая то время, по просьбе «СБ. Беларусь сегодня», один из авторов Конституции, доктор юридических наук, профессор Григорий Василевич, в 1997 – 2008 годах возглавлявший Конституционный Суд Беларуси, говорил:
– В конституционном законе о введении в действие Конституции были предусмотрены переходные положения, что позволяло проложить мостик между старой системой отношений и новой. К сожалению, этот период затянулся. Это во многом обусловлено тем, что, привыкнув на протяжении четырех лет к монополии на власть, Верховный Совет не смог отрешиться от прежних стереотипов отношений с исполнительной властью: в принятой им же самим Конституции объем его полномочий был существенно ограничен. А ведь Верховный Совет, согласно им же самим принятому постановлению в октябре 1992 года, должен был провести новые выборы в Парламент весной 1994 года. Но этого сделано не было. Конституция была нацелена на взаимодействие властей. Это элементарно доказывается ссылками на соответствующие нормы. Пришли бы новые депутаты с ориентиром на новые требования Конституции.
В итоге, как заключает Григорий Василевич, избранному Главе государства пришлось доказывать наличие у него полномочий, которые со всей очевидностью были записаны в Конституции:
– Это сослужило плохую службу для формирования у всех уважительного отношения к тексту Конституции. Длительное время после принятия Конституции и избрания Главы государства Верховный Совет старался удержать за собой не принадлежащее ему право вводить в действие законы: он принимал постановления о введении их в действие, которые подписывались председателем Верховного Совета. Ратификация международных договоров осуществлялась не законами, а постановлениями, которые подписывал председатель Верховного Совета. То есть всячески, вопреки требованиям новой Конституции, стремились ограничить конституционные права Президента. Много было примеров, когда Верховный Совет принимал новые законы, которыми расширялись льготы, предусматривались новые расходы, но на это у исполнительной власти не было средств. Давайте вспомним состояние экономики периода 1994-1996 годов. Да это и аксиома законотворческой работы: готовится проект закона, надо предусмотреть, за счет чего его можно профинансировать. Подливали масла в огонь и некоторые иные органы власти. Такие действия только подстегивали конфликт. В итоге пружина разжалась в другую сторону. Потребовалось внесение изменений в Основной Закон в 1996 году.
В результате конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции. Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года № 52-З).
* * *
Таким образом, новый уклад общественной жизни, появление и развитие рыночных отношений, необходимость реформирования законодательства потребовали слаженного взаимодействия всей системы органов государственной власти, а также принятия взвешенных политических решений.
На этапе первоначального развития суверенной Беларуси институт президентства стал тем связующим звеном, которое обеспечило эффективное взаимодействие различных ветвей власти.
За 30 лет он сформировался с учетом требований времени. Благодаря деятельности Президента удалось исключить внутренние противоречия в работе государственных органов страны и стать на путь непрерывного экономического роста. Об этом – в следующих выпусках проекта.
Подготовила Мария ГРИШАЕВА