3 октября – День учителя. Талант в детях способен развить только талантливый педагог
Молодые и целеустремленные педагоги – всегда хорошая мотивация для учеников. Это касается любого предмета. Причем он должен быть примером не только в преподаваемой дисциплине, но и в жизни. Зоя Шкуратенко – учитель английского языка гимназии №4 . Накануне профессионального праздника мы встретились с талантливым педагогом и попытались выяснить секреты ее профессионального мастерства.
Зоя Владимировна, расскажите про свой путь в профессию. Ведь это достаточно непростое решение.
– В жизни каждого человека наступает «момент выбора», когда он должен определиться со своим будущим, выбрать дорогу, которой станет следовать по жизни. В этом трудном деле мне помогли родители. После окончания школы поступила на педагогическую специальность. После окончания вуза по распределению молодым педагогом пришла в гимназию №4,и преподавание так меня увлекло, что вот уже 20 лет продолжаю вести занятия для школьников.
В чем особенность ваших уроков?
– На своих уроках я пытаюсь создать атмосферу сотрудничества, создать такие отношения, в которых ученику проще раскрываться, побеждать свои страхи и неуверенность. Сегодня с детьми нужно общаться на понятном им языке и давать актуальную информацию. Тогда и процесс обучения будет обоюдным. Когда регулярно привносишь что-то новое в учебный процесс, виден положительный результат. Незаурядные творческие задания всегда помогают отвлечься от учебной рутины, сменить обстановку, не выходя из класса, и, как вполне логичный результат, повысить познавательную деятельность ребят. В гимназии есть возможность заниматься на современном оборудовании: интерактивные доски, проекторы…
По итогам 2021 года гимназия №4 – лидер по среднему баллу ЦТ среди гимназий и лицеев города. Который год ее учащиеся показывают лучшие результаты по предметам: биология, английский язык, история Беларуси, всемирная история, обществоведение
Есть ли универсальный «рецепт», благодаря которому можно выучить английский?
– Универсального рецепта нет, но я твердо уверена, что на том или ином уровне овладеть иностранным языком может каждый. Важна мотивация. Если есть цель, то будет результат. После девятого класса старшеклассники проходят анкетирование и определяются с профилем. Поскольку иностранный язык для большинства приличных вузов и специальностей необходим, поэтому мои ученики понимают для чего им нужен мой предмет и нацелены вместе со мной на результат. Моя задача достучаться до каждого ученика в зависимости от способностей и уровня его знаний – «разложить все по полочкам».
Какими достижениями учеников вы гордитесь?
– Гордость любого учителя – его ученики. Мне тоже есть кем гордиться. Мои учащиеся в этом году показали хорошие результаты по ЦТ, что помогло гимназии стать лучшими не только в городе, но и в области. Я абсолютно уверена, что успешная сдача централизованного тестирования – в большей степени заслуга самого ученика. Задача учителя – научить, объяснить. А все усвоить, «впитать» в себя все знания можно только в том случае, если есть большое желание учиться.
Один из ярких примеров – мой бывший ученик, талантливый парень, а теперь уже и мой коллега Александр Володьков, учится на 4-м курсе в МГУ им. А.А. Кулешова. ЦТ по моему предмету сдал на 98 баллов – заветную «сотню» не удалось получить из-за случайной ошибки, которую допустил при оформлении бланка. Но для меня все равно он «стобалльник».
Знаете, что у меня вызывает особую гордость? То, что моим учащимся важно дойти до самой сути, и не иначе! При подготовке к тестированию, мы много решаем тестов, штудируем различные пособия, и для моих учеников важно – каждую ошибку не просто найти, но и обязательно проанализировать. Возникают какие-то вопросы, они тут же звонят, пишут, чтобы получить на них ответы. Помимо хороших результатов на ЦТ, олимпиадах, контрольных, искреннюю радость у меня вызывают моменты, когда дети начинают пользоваться английским языком в повседневной жизни и тянуться к нему самостоятельно. Чем больше усилий – тем выше результат.
Кого вы считаете своими учителями по жизни? Чье мнение важно?
– Безусловно, я горжусь своей семьей. Ведь семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека! Семья – это люди, которые поддержат тебя в трудную минуту, люди, которые будут рядом всегда, как говорится, и «в печали, и в радости»!
Какими качествами, по-вашему, должен обладать современный учитель? Давайте попробуем сформулировать критерии, чтобы помочь тем, кто стоит перед выбором.
– Прежде всего это конечно же, любовь к детям, ответственность и должное внимание. Самообразование не должно заканчиваться никогда. Учитель учится вместе со своими учениками. Если преподаватель получил диплом и собирается «ехать» на нем всю свою профессиональную жизнь – результата не будет. Научить чему-то большому, увидеть результат и порадоваться вместе со своим учеником он не сможет. Учителю важно быть полностью вовлеченным в процесс, расположить к себе, найти общий язык с совершенно разными детьми. Важно быть честным – с самим собой и детьми. Иначе от детей нельзя ничего требовать и ожидать, ведь они чувствуют любую фальшь. Но и это не все. Нужно быть примером для своих учеников – немаловажная деталь. Учитель – это все-таки призвание. Тем, кто решит связать свою жизнь с педагогикой, мало просто полюбить свое дело, нужно отдаваться ему почти полностью. И наблюдая искренние искорки счастья в детских глазах, осознаешь – ребята справляются, они получают новые знания, им действительно интересно!
Беседовала Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Фото автора