Темы

«Успех – это стечение обстоятельств»

«Успех – это стечение  обстоятельств»

Во второе воскресенье июня вся Беларусь традиционно отмечает праздник, к которому имеет отношение каждый ее гражданин, – День работников легкой промышленности. Оно и не удивительно, ведь то, что мы носим, то, на чем спим, то, что лежит у нас на столах и висит на окнах, – продукция, которую производят именно на этих предприятиях. И список можно продолжать.

s

Уже более десятка лет одна из ведущих в текстильной области – могилевская компания ОАО «Моготекс», черно-желтый логотип которой известен далеко за пределами родной страны. И почти 13 лет у руля предприятия – динамичный генеральный директор Виктор Аркадьевич Матиевич. В канун профессионального праздника, совпавшего с непростым экономическим периодом, наш разговор о философии производства, стечении обстоятельств и умении держать удар.

– Чего хочется больше – работать или отдыхать?

– Праздник встречаем в рабочем состоянии. Говорить о том, что трудности закаляют, это уже моветон, потому что закаляться можно до поры до времени, а потом ведь и самый крепкий металл может лопнуть. Сегодня, когда все предприятия отрасли и экономики в целом имеют серьезные вопросы не то что с продажами, а и с загрузкой мощностей, нам удалось ситуацию стабилизировать. Главная задача, которая перед нами стояла, – полностью стабилизировать работу и загрузку. Мы с ней справились. То есть апрель, май, июнь и в ближайшие три месяца мы загружены полностью, и предприятие работает в полном формате. Понятно, что есть еще много проблем, которые остались с конца прошлого года – начала этого. Это дебиторская задолженность – «Моготекс» за 4 месяца недополучил почти 8 млн долларов выручки. И кредиторская задолженность перед нашими поставщиками запчастей, сырья, химии, оборудования. Мы подготовили три контракта. Первый – достаточно большой – по ткацкому оборудованию, почти на 10 млн долларов. Но сложная финансовая ситуация сказалась в том числе и на банках. К сожалению, наши белорусские банки не смогли предложить нам условия по финансированию. Российские банки, в которые мы обращались, находятся под санкциями и тоже не могут этого сделать. Когда готовятся документы, там указывается, что ответственность несет директор предприятия, председатель концерна и курирующий вице-премьер. Я готов ответить, что мы эти деньги вернем, как возвращали и прежде. Просто у кого-то должна быть смелость, чтобы принять решение. Отсутствие финансирования тормозит движение, и меня беспокоит, что мы можем потерять темп развития, особенно в следующем году.
Готовим большую программу совместно с «ИКЕА», но они настаивают на том, чтобы мы снижали цены, мотивируя это тем, что доллар в России стабилизировался. На это мы отвечаем, что он в самом лучшем случае был 36, сегодня – 52, а мы смогли поднять цены только на 23%. К тому же поменялись цены на сырье у наших европейских поставщиков химикатов и красителей – в среднем они выросли на 45% – в евро! А евро с нового года выросло в полтора раза. И мы в этих условиях сохраняем стабильность и возможность работать.

Второй момент – финансовая стабильность. Если год мы начинали с огромными убытками и минусами по прибыли от реализации и по рентабельности, то, начиная с апреля, пусть небольшая, но прибыль от реализации уже есть. Да, нет чистой прибыли по предприятию, потому что тянут все долги, про которые я уже говорил, курсовые разницы, снижение объемов…

– На российском рынке, с которым ваше предприятие связано напрямую, тоже много проблем…

– Тот же «Газпром» собирал в феврале все предприятия, чтобы рассмотреть ценовой вопрос. Было принято решение в полтора раза увеличить срок носки спецодежды. Второй момент – конкуренция с российскими компаниями в энергоресурсах. На сегодняшний день стоимость 1000 кубов газа для «Моготекса» – 328 долларов, для российских производителей – 110 долларов; кВт в час электроэнергии для россиян – 3,6 рубля, для нас – 12,5. То есть мы изначально в неравных условиях. Еще один момент – в России правительство сейчас приняло основные направления развития отраслей, и, аналогично нашему Указу 282, поддерживающему легкую промышленность, там есть подобный указ. Конечно, этим компаниям дадут деньги, и они переоснастятся. В то же время они скажут: государство дало нам деньги, чтобы мы обеспечили государство, поэтому давайте ограничим закупки…

В этом смысле очень важно создание новых тканей и технологий. Мы над этим работаем. Далее – вопросы обслуживания, сервиса, разработки новых изделий. В нашем арсенале есть интересные плащи с флисом – трикотажным полотном из полиэстера для изготовления теплой одежды. Нужно быть гибким и работать на потребителя, как бы банально это ни звучало. И очень важно, что мы смогли переоснаститься, особенно в части отделочного оборудования. В той же «ИКЕА», где 1002 поставщика, мы входим по объемам в топ-25, что говорит о серьезных намерениях. К тому же, создавая новый продукт, мы ставим новую цену и уже можем закладывать доходность.

– Вы продолжаете раздвигать границы вашего производства. Вот и Япония зазвучала…

– Мы встречались с рядом компаний, к нам приезжали представители трех японских фирм. Для нас очень важно было подписание контрактов с компанией «Тойота». Япония, конечно, очень консервативный рынок, там все готовится, не спеша. Сейчас идет согласование нескольких образцов – по ценовым факторам, требованиям и так далее… Мы столкнулись с такой проблемой: одна японская компания переслала нам комбинезон вместе с техническими описаниями. Мы посмотрели и назвали сумму. Они сказали, что это дорого, мол, китайцы поставляют в два раза дешевле. На что мы им ответили, что их образец – как раз китайский и отличается от их требований. Но им нужен такой, который бы соответствовал требованиям, но по китайским ценам.
Общаясь с представительницей одной московской компании, давно сотрудничающей с японцами, узнали, что есть вещи, которые хороши для нас, а для японцев – с точностью до наоборот. К примеру, мы решили упаковывать ткань и думаем, что нужно еще пару раз обмотать полиэтиленом, чтобы было крепче. Но этого делать нельзя, потому что они платят за утилизацию. И таких нюансов очень много.
Можем вспомнить и Латинскую Америку. Мы участвовали в тендере в Чили. Но, опять же, к сожалению, получили отрицательный опыт подходов. Чилийцы нам передали изделия для участия в тендере. Мы сделали для них ткань. Но в Латинской Америке американский стандарт – полиамидно-хлопковые ткани, а у нас – полиэфир и хлопок. В течение года мы посылали им наши образцы, оговаривая, что это полиэфир. Они были в восторге от нашего качества, ткани, пошива и дали добро на участие в тендере. Но в итоге обвинили в том, что у нас не полиамидно-хлопковая, а полиэфирно-хлопковая ткань. Тем не менее, они продолжают проявлять к нам интерес – работа продолжается.

Сегодня мы рассматриваем вопрос расширения экспорта на «ИКЕА». Не глобально, а в определенный сегмент. Много работаем с Латинской Америкой, с Японией… И что-то непременно выстрелит. Конечно, этот процесс не будет идти семимильными шагами, как тогда, когда мы за пять лет увеличили экспорт в два раза – с 41 до 83 млн долларов. Но движение, конечно, будет и главное – экономическая эффективность.

– Чем для предприятия может быть чревато присоединение «Веснянки»?

– На одном из совещаний у губернатора по этому поводу я сказал о том, что, когда два года назад нам нужны были швейные мощности, руководство «Веснянки» отказалось сотрудничать, мотивировав это тем, что они не будут шить спецовку – так они называли форменную одежду. Тогда мы заключили договор с полоцкой швейной фабрикой «Мона», руководство которой понимало, что давальческие заказы уходят и нужно работать с производителем. На сегодняшний день сотрудничество с «Веснянкой» у нас довольно рваное. То они с нами, то у них появляется давальческий заказ, и они отказываются. Сегодня 30% швейных предприятий Беларуси и России не загружены. Поэтому и нам расширяться, и присоединять швейное производство смысла нет. Другое дело, что вопрос, который обсуждался в последний раз, – кто и что там должен сделать. Что должен сделать «Моготекс», что «Шаговита», что сами акционеры, что концерн, что горисполком и так далее. Это комплексная задача, которую нужно решать.

– Как в этих условиях выглядит общая атмосфера на «Моготексе»?

– Атмосфера достаточно стабильная. Мы уже дважды собирались в этом году, рассматривали коллективный договор. Я говорил о том, что это – договор двух сторон. Обязанность нанимателя в моем лице – вовремя заплатить зарплату, больничный и так далее. А задача работников – исполнять технологическую, трудовую дисциплину, общественный порядок.

Задача, которая стоит перед руководством и администрацией, – обеспечить работу. Мы сегодня работаем. В целом понимание есть. Была сложность – 4 месяца на предприятии не было премии. Но практически у всех хватило терпения. Тем более, что на примере некоторых могилевских предприятий люди понимают, что бывает гораздо хуже. И потом, я никогда не боюсь сказать работникам предприятия о том, что происходит. И не просто сказать, но и услышать ответную реакцию. Чтобы люди понимали, что перед ними откровенны, что не скрывают ни хорошее, ни плохое.

– Как думаете, мы еще долго будем жить в кризисе?

– В 2009 году был мировой кризис, а потом все восстановилось. А сегодня кардинально поменялись условия хозяйствования и работы. Так, как было, уже не будет. В книге «Обновляйся или умри» Кирнэна Мэттью говорится о том, что до середины 90-х можно было планировать на долгие годы, но ситуация меняется очень быстро, и практики прошлых лет уже не учитываются. Поэтому, чем скорее мы поменяем психологию, тем будет лучше.

– Предприятие по-прежнему оказывает спонсорскую помощь?

– Понятно, что с учетом непростого года она несколько уменьшилась, но мы по-прежнему поддерживаем и футбольный клуб, и церковь в Полыковичах, и детские садики, и школы, и бард-рыбалку. Мы понимаем, что все это нужно. У предприятия есть социальная ответственность. И я думаю, что это нормально и правильно.

– Так же и коллектив поддержите в профессиональный праздник?

– Конечно. Мы сохранили все выплаты по коллективному договору, несмотря на всю сложность.

– Несмотря на сложности, сегодняшнее время все же дает крылья для полета?

– Есть очень хорошая книга Джима Коллинза «Как гибнут великие и почему некоторые компании никогда не сдаются». Там пишется о том, что если вы думаете, что вы самый умный и что вы создали продукт, который никто в мире больше не может делать, вам осталось недолго. Вы должны думать о том, что вам просто повезло. Вот и нам повезло, что у нас покупают. Потому что мы знаем партнеров, которые с нами работают, повезло, что вовремя купили оборудование… Когда ты все оцениваешь критично, то продолжаешь развиваться. Кто хочет работать, тот будет работать. И найдет те варианты, которые должны быть. А если где-то что-то не получается, значит, нужно меняться.

А руководителю еще очень важно идти на работу с легкой дрожью – как у спортсмена перед стартом. Если нет дрожи – ты уже проиграл.

Беседовала Александра Пронькина

Последние новости

Культура

“До Нового года осталось…”. В Могилеве установили импровизированные часы

26 декабря 2024
Читать новость
Общество

МВД напомнило о рисках для детей во время зимних каникул

26 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

КГК: в Могилевской области убрано 96% буреломов

26 декабря 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко и Путин после неформального саммита СНГ провели двустороннюю встречу

26 декабря 2024
Читать новость
Культура

Молодежи нужны вы – мудрые люди!

26 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

Такой продукции больше нет нигде, или Приходите за покупками!

26 декабря 2024
Читать новость