Троллейбусный парк № 1: сквозь время и пространство
Первый троллейбус, который появился в Германии в конце XIX века, представлял собой открытый вагон с токосъемной тележкой. Отсюда и название – от английского слова «троллей», что означает роликовый токоприемник. По Могилеву первый троллейбус проехал 19 января 1970 года. Конечно, он уже выглядел совсем иначе. И это событие стало новой отправной точкой для пассажиров. Кстати, сегодня за год могилевские троллейбусы перевозят около 28 миллионов человек!
Нулевой километр
Старожилы помнят, что 60-70-е годы прошлого столетия стали для Могилева периодом бурного промышленного строительства. В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию первой очереди комбината синтетического волокна и растущей численностью городского населения в 1966 году Стройтрест № 12 начал возведение комплекса сооружений Могилевского троллейбусного управления.
Приказом по Министерству коммунального хозяйства БССР от 9 апреля 1969 года была создана дирекция Могилевского троллейбусного управления. Его первым начальником стал Сергей Яковлевич Брус. И уже 19 января 1970 года по маршруту «Железнодорожный вокзал – поселок Куйбышева» начали курсировать шесть троллейбусов, а с 28 января их количество выросло до 18! Общая протяженность линии составляла 10 км. Первыми троллейбусами были ЗИУ-5Д.
В ноябре 1970 года 20-километровая троллейбусная линия связала площадь Орджоникидзе и комбинат «Лавсанстрой». Количество подвижного состава в то время достигло 55 единиц. А к началу 80-х годов в областном центре действовало пять троллейбусных маршрутов. Наибольшее развитие троллейбусная сеть города достигла к 1997-1999 годам, когда маршрутов стало 14.
Набираем скорость
Новая глава в развитии пассажирских перевозок открылась в 2017 году, когда в честь 750-летия Могилева Народное правительство провинции Хунань Китайской Народной Республики передало в дар областной столице два электробуса. В 2021 году Троллейбусный парк № 1 получил первый белорусский экспериментальный электробус производства ОАО «МАЗ».
А в 2023 году парк предприятия пополнили шесть белорусских троллейбусов с увеличенным автономным ходом, что помогло исполнить давнюю мечту тысяч могилевчан – пустить троллейбусы в Казимировку! Были открыты два новых маршрута без дополнительного строительства троллейбусных линий: маршрут № 16 «Микрорайон Казимировка – пр-т Мира – пер. Ватутина» и № 16Д «Микрорайон Казимировка – пр-т Мира – Городская ветеринарная станция».
Сегодня Могилевский троллейбусный парк № 1 – это 540 работников, 100 троллейбуса и 3 электробуса. В будние дни на городские дороги выходят 74 машины. В настоящее время в областном центре организовано 8 троллейбусных маршрутов протяженностью 235 км. В месяц один троллейбус проезжает в среднем 6 тысяч километров. Предприятие ежегодно осуществляет перевозку около 28 миллионов пассажиров.
Троллейбусный парк в лицах
В январе 1984 года после армии в тогда еще Троллейбусное управление устроился на работу слесарем по ремонту подвижного состава Михаил Сергеев. Сейчас это один из опытнейших сотрудников.
Сегодня работы не так много, – сравнивает он. – По крайней мере, физической. Сейчас больше думать надо, разбираться в механизмах. А вот машины модели ЗИУ-5, с которых я начинал, были очень тяжелые, часто ломались. Новые троллейбусы производства МАЗ максимально технологичные!
Залог профессионального долголетия, считает Михаил, в отличном коллективе и грамотном руководителе.
Для нас фраза «дружный коллектив» – это не просто слова, – отмечает Михаил Сергеев. – Здесь работают люди, которые любят свое предприятие, готовы помочь в любую минуту, и руководитель, который с нами всегда и везде. Такое место работы еще нужно поискать!
Его поддерживает и начальник участка службы организации движения Олег Савченко, чей трудовой стаж в Троллейбусном парке № 1 почти четыре десятка лет. В перечне рабочих задач – организация и управление движением, планирование работы водителей, контроль за соблюдением норм охраны труда и безопасности дорожного движения и многие другие.
Хочется, чтобы парк пополнялся новыми современными машинами, инициативными работниками, грамотными водителями. Желаю каждому здоровья, успехов и безопасной работы!
Горит своей работой и любовью к парку водитель троллейбуса Татьяна Палькович. На яркую брюнетку за рулем троллейбуса № 16 обращают внимание многие пассажиры. Они наверняка будут удивлены, узнав, что в парке она работает уже 30 лет!
Моя мама, Валентина Качанова, работала здесь диспетчером, отец, Михаил Измер, вырос из водителя троллейбуса в начальника службы движения. Я с детства бывала в парке и тоже мечтала сесть за руль, – вспоминает она. – Но так как работать водителем можно только с 21 года, в 19 лет устроилась кондуктором и при первой же возможности исполнила свою мечту!
Татьяна не представляет себя вне парка:
Мне нравится вести троллейбус, общаться с пассажирами, встречаться с коллегами, – говорит она. – Работа непростая, но интересная и любимая! Коллектив сплоченный. В этом немалая заслуга нашего директора Сергея Монастыренко! Мы здесь – одна большая семья!
Татьяна чувствует себя на работе как дома еще и потому, что ее напарник – муж Сергей. Когда он пришел в парк, то работал, как и будущая супруга, на маршрутах № 3 и 5. Со временем профессиональный союз перерос в семейный.
Примечательно, что родители Сергея – Алексей Васильевич и Тамара Константиновна – тоже много лет работали в троллейбусном парке.
По маршруту № 16 водит новый МАЗ и Александр Фроленков. Он считается еще довольно молодым водителем – всего 14 лет за рулем троллейбуса! До 2023 года работал на маршруте № 2 – одном из самых протяженных.
За последние годы дороги в городе стали заметно лучше! – отмечает он. – Раньше знал каждую ямку, а теперь их нет!
А появление троллейбусов с автономным ходом действительно открыло новую страницу пассажирских перевозок.
И то, что нужно подключаться или отключаться от контактной сети, не доставляет хлопот водителям и пассажирам – это минутное дело! Зато троллейбусы ездят в Казимировку! – с удовольствием говорит Александр. – Замечал, что пассажиры, несмотря на обилие транспорта, ждут именно 16-й!
Навстречу новым горизонтам
В 1995 году начальником управления был назначен Сергей Владимирович Монастыренко, который возглавляет Троллейбусный парк № 1 по сегодняшний день.
19 января 2025 года исполнилось 55 лет с того дня, когда по улицам Могилева от Рабочего поселка до железнодорожного вокзала проехал первый троллейбус. За эти годы наш Троллейбусный парк № 1 стал по-настоящему первым. Мы не просто перевозим пассажиров – мы создаем комфорт и уют в их повседневной жизни, – подчеркивает Сергей Монастыренко.
Вспоминая путь, который мы прошли, невозможно не отметить тех, кто стоял у истоков нашего парка. Это ветераны, которые вложили свои знания и опыт в развитие троллейбусного движения Могилева.
Сегодня мы внедряем новые технологии, следим за качеством обслуживания и стремимся к улучшению условий работы для сотрудников, ведь коллектив – самый важный ресурс, только с ним мы можем воплощать задуманное. Перед нами стоят важные задачи, и первостепенная из них – безопасная перевозка пассажиров.
Желаю нашему предприятию стремительного развития и регулярного обновления троллейбусов! А каждому из вас и вашим семьям – здоровья, счастья и удачи! Пусть каждый новый день приносит радость от проделанной работы, а наш троллейбусный парк продолжает развиваться и процветать!
Екатерина ЛЬДОВА