Какая она – почта XXI века?
Как раньше, так и сейчас, в современном мире почта не сдает своих позиций. Учитывая требования времени, чутко реагирует на них, совершенствует и расширяет перечень оказываемых услуг, стремится быть ближе к клиенту. Как это удается в условиях жесткой конкуренции и повышенных требований со стороны горожан, узнали во время посещения одного из самых оживленных почтовых отделений Могилева – отделения почтовой связи №1, расположенного возле железнодорожного вокзала.
Почтовое отделение в центре города
Как рассказала начальник отделения Кристина Андреевна Каштанова, почтовое отделение обслуживает большой участок, на котором кроме многоэтажных домов расположено очень много офисов, Дом быта, отделение железной дороги со всеми подразделениями, частный сектор, так называемые Карабановка, Чапаевка, Кирова. В будние дни режим работы – с 9 до 19, в субботу с 9 до 15, воскресенье – выходной.
Начиная знакомство с подразделением, первым делом направляемся в зал, где обслуживают клиентов. Несмотря на то, что коммунальные оплачивать еще рано, да и времени – чуть больше, чем 9.00, в отделении многолюдно. Работают два оператора, а ближе к обеду выходит третий. Отдельное специализированное окно предусмотрено здесь для обработки в приоритетном порядке почтовых отправлений.
Популярные услуги
Начальник отделения останавливается на самых востребованных услугах, которыми пользуются клиенты. В их числе, в первую очередь, конечно, платежи, например, коммунальные. Несмотря на то, что сейчас можно сделать это самостоятельно через «личный кабинет» или инфокиоск с помощью банковской карточки, эта услуга пользуется спросом даже у молодежи. В зале имеется и собственный инфокиоск для оплаты коммунальных и других услуг по наличному и безналичному расчету.
Очень востребована среди посетителей почтового отделения такая услуга, как электронный денежный перевод. Сегодня срок поступления его по нашей стране составляет несколько минут, а, например, из России – около 4 часов.
Международные экспресс-пересылки также набирают популярность. Какую-то вещь или документы есть возможность переслать по Беларуси по схеме «сегодня на завтра», а срок доставки для международных пересылок составляет в основном до 7 дней.
Что касается писем, то люди оценили преимущества отправки с грифом «Первый класс». Ведь даже письмо первого класса имеет свой штрих-код, его регистрируют на двух этапах обработки: при приеме и в момент доставки адресату. По городу и области срок доставки такого письма составит один день, по республике – плюс один день.
Отдельную нишу сегодня заняли посылки из Китая. С ними иногда могут возникать сложности – отслеживание отправлений с использованием популярных трекеров в сети Интернет не всегда достоверно. Достоверную информацию о прохождении почтовых отправлений, в том числе международных, можно получить по штрих-коду на официальном сайте РУП «Белпочта» belpost.by.
А как обстоит дело с обычными посылками, так популярными 20-30 лет назад? Отправляют их и сегодня, но уже не так часто.
Среди новых услуг, которые уже успели оценить клиенты, отправка посылки с наложенным платежом и возможностью оплаты ее при получении. Она популярна у владельцев интернет-магазинов, людей, которые часто покупают-продают вещи через торговые площадки.
Вам поможет оператор
В почтовом отделении №1 работают 5 операторов. На своих рабочих местах застали оператора 7 разряда Ольгу Зулеву, операторов 6 разряда Анну Венгер и 5 разряда Наталью Суслову.
В их обязанности входит прием наличных и безналичных платежей, выплата пенсий, прием-выдача почтовых отправлений, подписка при желании на периодические издания, реализация почтовой продукции (открытки, художественные марки, конверты), продовольственных и непродовольственных товаров.
А сейчас, накануне Нового года началась акция – можно заказать доставку почтальоном от Деда Мороза письма и подарка для вашего ребенка. Также сотрудниками отделения проводится акция «Подари подписку детям», участвуя в которой, клиенты могут оказать посильную помощь для оформления подписки на детские издания в адрес детских домов.
Наблюдая за четкими динамичными действиями, нельзя не согласиться, что работа у оператора гиперответственная и напряженная, требующая высокого профессионализма, сосредоточенности, и конечно, стрессоустойчивости.
Иногда возникают конфликтные ситуации – не выдают пенсию по пенсионному удостоверению. По словам Кристины Каштановой, люди приходят с пенсионным удостоверением и требуют по нему выдать им деньги. Однако есть порядок выдачи пенсии в отделении почтовой связи. В инструкции по выплате пенсий и пособий через объекты почтовой связи, в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты и Министерства связи Республики Беларуси от 27.03.2015г. №21/12 оговорено, что получатель пенсии должен предъявить работнику почтового отделения документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца). Действительна также справка, выданная органом внутренних дел на 1 месяц, подтверждающая личность гражданина до получения нового паспорта в случае его потери. Может осуществляться выплата пенсии по доверенности, а также по Поручению на выплату пенсии, которое выдается органом по труду, занятости и социальной защите населения получателям пенсий, не имеющим документа, удостоверяющего личность, в том числе по религиозным мотивам.
Кто там? Почтальон!
И конечно, в этом рассказе о трудовых буднях почтовых работников нельзя обойти стороной почтальонов. Людей в синих куртках, с сумкой через плечо и газетами в руках мы часто встречаем в своих микрорайонах, многих знаем в лицо. Почтальон – это призвание, и придя однажды в эту профессию, люди остаются на долгие годы. Как, например, почтальоны отделения №1 Елена Белозорова, Нелли Иванова и Людмила Березка. Рассказывая о начале своей трудовой деятельности, они вспоминают, как много было газет и журналов, открыток и писем. Сейчас тенденции изменились – меньше стали выписывать периодики, но больше стало деловых писем для организаций, стали реализовывать населению товары, причем с доставкой на дом.
Приходя утром на работу, почтальон проделывает большую работу еще до того, как выходит на участок: расписывает по адресам периодику, сортирует письма и извещения, получает денежную наличность, готовит подвозки.
Чтобы не нести с собой все сразу, в отделении осуществляется автоподвоз части газет и журналов до ящиков, которые находятся по маршруту следования почтальона на каждом участке. Участки большие, в день, как рассказали почтальоны, проходят по 10-15 км, а кроме почты разносят пенсию и выписывают периодику. В любую погоду они должны настроиться, взять почту и выйти на маршрут, а затем еще найти подход к каждому клиенту. Почтальонов, которые работают много лет, уже знают на участке, уважают, могут позвонить и сделать заказ по мобильному, например, и часто ожидают возле дома, чтобы забрать газету и пообщаться. Коммуникабельность – одно из главных качеств в профессии.
Почтальон – это не просто работник, который приносит газету или бросает в ящик извещение. Если заглянуть за кулисы – это тяжелая физически и напряженная в моральном плане работа, может, поэтому в большинстве своем почтальонами работают женщины? Стройные, красивые, активные и, конечно же, сильные духом, как в отделении почтовой связи №1.
Мария Гришаева, фото автора