Темы

Петр Рудник: «Я не ищу легких путей»

Петр Рудник: «Я не ищу  легких путей»

У известного в республике политика, успешного и талантливого руководителя, генерального директора ОАО «Могилевхимволокно» – юбилей. 14 апреля Петру Михайловичу исполняется 60. Возраст мудрости и зрелости, время подытожить то, что прожито, чего достиг, к чему стремился. Петр Михайлович и сегодня в центре событий – поднимает экономическую мощь промышленного гиганта – ведущего предприятия Могилевщины и страны. Он называет себя неисправимым трудоголиком, говорит и думает о работе даже в праздники, но о себе и своей жизни скуп и немногословен. За него говорят результаты его работы.

– Вы приняли химическое предприятие не в лучшие времена, но с желанием поработать на благо родного города, области и страны. Как удалось стабилизировать работу коллектива, что в первую очередь сделали?

– Первое, что мы сделали, дозагрузили все имеющиеся мощности, которые существовали на комбинате по выпуску полиэфирной продукции. Волокна в 2014 году изготовили меньше 40 тысяч тонн, зато в 2016 году уже 50 тысяч тонн. Разница есть? Мощности остались прежние, дополнительного оборудования не устанавливали. Мы выжали все из того, что сегодня есть, притом на устаревшем оборудовании, требующем ремонта, но, главное, всю продукцию продали.

Самое важное то, что коллектив увидел, что можно успешно работать даже в условиях того же кризиса, на который все ссылаются, многочисленных внешних факторах и так далее. Коллектив поверил в свои силы. Не из-за того, что сюда Рудник пришел, а из-за того, что Рудник показал, что люди могут это сделать.

Модернизации было много и на «Могилевхимволокно». С 2000 года больше 10 проектов внедрялось. Но это или те проекты, которые не достигли своей цели, как химцех -2, или слишком мелкие, которые сегодня не принесли должного результата. А это говорит о том, что руководство «голову не закладывало», там, где надо было. Значит, коренной модернизации-то и не было, а были попытки ее показать. И это расхолодило всех, особенно технических специалистов в части того, что они уже перестали думать как инженеры, как созидатели. Это самое страшное. Ведь все, когда я пришел, сводилось к одному. Надо провести тендер, нанять организацию, заплатить сумасшедшие деньги и сидеть, выжидая следующей компании и денег.

– Вы уже близки к своим обещаниям ввести к 50-летию «Могилевхимволокно» новый полиэфирный комплекс?

– Я тогда говорил о том, что обычно все этапы модернизации, реконструкции, как правило, надо посвящать каким-то знаменательным датам. 17 апреля исполняется 20 лет нашему концерну, а в 2018 году – 50 лет со дня выпуска первой полиэфирной продукции. И надо отдать должное нашим специалистам, что в середине 2015 года они собственными силами получили 225 тонн полимера текстильного назначения в химическом цехе №2. Вначале мы пригласили немцев для решения этой задачи, но потом отказались, так как они затребовали 100 тысяч евро. И получилось у нас самих. Даже немцы после исследования готовы его закупать. Вот что значит могилевская школа химиков! Ведь все сегодня бросаются за помощью при модернизации к инжениринговым компаниям, которые до 40% зарабатывают на стоимости проекта. Мы пошли по другому пути – это дает солидную экономию.

Первый этап модернизации – это волокно. Второй этап строительства – это технические нити. Мы его уже запускаем, концепцию утвердили, ассортимент технических нитей знаем. Мы получили от немцев протокол, где записано: из 16,5 тысяч тонн четырех видов технических нитей, которые мы будем получать на трех линиях, 50% они у нас готовы закупать уже сейчас.

Мы получили заверение сербов, нашего второго трейдера, который готов сегодня закупать чуть ли не все объемы нового типа полиэфирного волокна «конжугейт». Производить надо те виды нитей, которые не производят китайцы, а только немецкие компании на немецком оборудовании. Президент поставил задачу – должно быть самое высококлассное оборудование, а не ширпотреб.

Второй этап – технические нити. По нашим расчетам, его мы должны завершить 31 декабря 2019 года. И третий этап – химия, установка синтеза полимера – это химцех №3. Все это должно заработать к 5 ноября 2020 года. Срок определил Президент. Три очереди строительства. На все это понадобится 184,5 миллиона евро.

– Не вернет ли старые экологические проблемы новое производство? В советское время люди не зря Заднепровье называли «долиной смерти»?

– Во-первых, к так называемому термину «долина смерти», как вы говорите, имел отношение ЗИВ. Это предприятие закрыто. Решение уже принято. За этот год мы должны снести все корпуса завода. И на этом месте можно или храм построить, или современный торгово-развлекательный центр. Время покажет. Там были совершенно устаревшие технологии. Применялся сероуглерод, то есть химические продукты, которые относятся к категории самых опасных. Во-вторых, мы с 2021 года, закончив модернизацию, закрываем производство диметилтерефталата. С «Могилевхимволокно» уходит все самое опасное производство.

Сегодня по выбросам на площадке №4 СЭЗ больше урона природе наносит вся деревообработка, начиная от Кроноспана, заканчивая ВМГ Индустри, чем «Могилевхимволокно». С учетом проведенной модернизации, у нас выбросы уменьшаются в разы по всем компонентам. Это мы просчитывали. Современные технологии, которые применяются в мире, настолько сегодня отработаны в вопросах экологии, что чуть ли не в центре города можно размещать любые предприятия, в том числе и химические.

– Для любого предприятия важен экспорт. Вы сегодня поставляете свою продукцию в 30 стран мира и, скорее всего, на этом не остановитесь?

– Наша экономика открыта для мира, нам важно сегодня зарабатывать валюту для того, чтобы за нее покупать газ, нефть. В той же России. Валютная составляющая должна присутствовать на каждом предприятии.

По результатам 2016 года 29% полиэфирной продукции мы поставили на внутренний рынок, а 51% – в Россию, во все остальные страны – 19%. И самое главное, мы выполнили задание по экспорту товаров за 2016 год: при плане 103,5% имеем факт 103,9%. Но если брать докризисное время, то в 2014 году экспорт составлял в долларах США – 200 миллионов. За прошлый год 170 миллионов. Мы из экспорта не добираем сегодня 30 миллионов долларов США, настолько цены упали. Если цена технических нитей в те годы стоила 2 евро за килограмм, то стала стоить полтора. И все полетело вниз из-за стоимости цены не нефть. Мы должны до 2020 года в дальнее зарубежье поставить больше современной полиэфирной продукции, чтобы это соотношение выровнять с Россией. Это важно. А какую продукцию можно поставить в Евросоюз? Самую современную, ту, в которой у них есть потребность. Немцы в этом консервативны. Понадобилось года два, чтобы они только начали вести разговор с тобой. Мы вот сделали новую продукцию, то же «химволокно», только резка 6 мм. Сейчас готовим специальную упаковку и планируем отправить первые 10 тонн. Немцы будут применять их для изготовления обоев.

– И все же, какая конечная цель всех преобразований на предприятии?

– Проведя модернизацию, мы уйдем от устаревших технологий, получим современный комбинат с современными технологиями, современными видами продукции, конкурентоспособными как на рынках Евросоюза, так и в других странах. А если в Евросоюзе будут покупать, то будут покупать и на Востоке.

Второе. Если сегодня мы производим по действующей технологии из диметилтерефталата только 65 тысяч тонн волокна, то с 2021 года мы должны производить от 80 до 100 тысяч тонн. 10 тысяч уйдет на внутреннюю переработку и 90 тысяч – в виде товара. Технических нитей сегодня производим 17 тысяч тонн, а при реализации второй очереди строительства будем производить 33. Здесь рост почти в два раза. Сейчас лавсана производим около 4 тысяч тонн, будем производить 13 тысяч тонн, как я называю, белорусского лавсана.

Мы ставим себе задачу сохранить сегодня и численность работающих, а это 6 тысяч человек. Но здесь есть одно «но», так называемые издержки. Планируется всю социальную сферу: санаторий «Сосны», гостиницу, сельхозцех со свинофермой и 425 га пашни, цех общественного питания, столовую вместе с кафе «Элегия», два магазина, хозяйственный цех, где занято 600 человек, а это 10% от всего коллектива, мы собираем в один кулак, называется этот кулак «Химсервис». Задача стоит перед ним: по результатам года сработать не с минусом, а пока по нулевой рентабельности. Таким образом количество занятых в производстве за счет аутсортинга мы будем снижать. Держать порядка 2 тысяч человек при комбинате и 4 тысячи человек, непосредственно занятых в технологическом производстве, – новые технологии всегда требуют меньшего количества работающих.

Зарплата за март у нас составила 800 рублей. До 500 долларов к концу года дойдем. Бизнес-планом предусмотрен выход на 500 долларов США к 1 октября. Мы уже можем повышать заработную плату до уровня 1000 рублей, но кроме соотношения темпов роста выручки на одного работающего и темпов роста заработной платы еще надо, чтобы были деньги на счету. А для этого надо увеличить выручку. Ее рост во втором квартале составит 20%. И к 1 октября мы решим задачу, которую ставит Президент.

– Мне кажется, что к вам всегда бережно и уважительно относится Президент. Вы это не чувствуете?

– Я исхожу из того, что если Президент поставил передо мной задачу, то он оказал мне доверие. Значит, не все в этой жизни еще потеряно. А если вы насчет должностей, то ведь многие после моего губернаторства ахали и охали – вам бы сидеть в министерстве или в профсоюзах, на другом более «теплом» месте, а вы добровольно – на химию. Я всем таким «сочувствующим» отвечал и отвечаю: Рудник не ищет легких путей.

А роль Главы государства в моей жизни, в жизни «Могилевхимволокно» трудно переоценить. В 2014 году, выступая перед нашим коллективом, Президент сказал одну, но емкую фразу: «Могилевхимволокно» – быть!». И после этого мне как генеральному директору стало легче, намного легче. Потому что ясности полной не было: будет или не будет первый этап, а где взять деньги на второй этап? И так далее, и так далее… Позиция Президента придала мне уверенности. Точки на «i» расставлены, теперь – за работу! Значимость личных посещений Главой государства предприятий огромная. Это важно для любого коллектива.

– Вы уже много лет живете в Могилеве. Любите ли вы этот город и за что, чего не достает, на ваш взгляд, областной столице?

– Наш уважаемый профессор Игорь Марзалюк три года обещал, что уточнит настоящую дату рождения Могилева. У него есть полные данные о том, что дата рождения города Могилева не 1267 год, а гораздо раньше, как минимум на две сотни лет, а то и еще больше. Это надо бы сделать, но пока не сделано.

Любое развитие – и города Могилева, и других городов, и страны – в целом зависит от работы экономики. Если сегодня экономика «хромает», отсюда и соответствующие налоговые поступления. И то, что хотелось бы сделать – пока не получается. Коллективу «Могилевхимволокно», что касается производственных показателей, кое-что удалось сделать. По результатам работы за 2016 год ОАО «Могилевхимволокно» занимает первое место по удельному весу промышленной продукции в области – 12,5%, по Могилеву эта цифра достигла 25 %, если не больше. На втором месте «Белшина». Ну а за первый квартал текущего года, в юбилейную дату города Могилева, вообще имеем 123,2% к уровню прошлого года. По росту товарной продукции в действующих ценах – 136,9%. При этом, запасы на складах на 1 апреля составляют 29,1%. И еще, самое важное. Все показатели доведенные концерном, читай правительством Республики Беларусь, до коллектива «Могилевхимволокно», за первый квартал выполнены. Это впервые за 2015-2016 годы. Вот это и есть наш подарок юбилею города Могилева.

– Как вы отдыхаете, набираетесь сил, о чем размышляете перед юбилеем?

– Уверенность в жизни мне дает только работа, достижение той цели, что сегодня поставлена, и приносит удовлетворение то, что эту цель достиг именно ты. 60 лет – срок большой. Уже действительно пора подводить итоги. Не в смысле ухода на пенсию. Мне здесь отмерено Президентом работать до 2020 года. Поручение надо выполнять, и я сделаю все, что от меня зависит.

Что-то в жизни удалось сделать, за что не стыдно. На том же «Могилевлифтмаше». Губернатором поработал, 6 лет руководил Могилевской областью. Скажу только одно. В 2014 году по прямым иностранным инвестициям Могилевская область была на первом месте в республике. Время оценить, что удалось, что не удалось сделать Руднику на этой высокой должности.

Я не могу найти компромисс между работой и отдыхом, чтобы и тому, и другому отдавать предпочтение. Преобладает работа. У меня такая черта характера: если я во что-то втягиваюсь, то дохожу до всех мелочей, работаю до тех пор, пока все не реализую. Я, как друзья меня называют, «испорченный трудоголик». Но мне то, что я делаю, должно быть интересно, тогда все получается.

Для хобби должно быть свободное время. У меня его почти нет. Люблю рыбалку. Занимался этим до 2009 года, как назначили губернатором. Потом – прощай, рыбалка! Удочки свернуты. Ружье купил в 2014 году, но ни разу не стрелял, а взносы плачу исправно. На Полесье, своей малой Родине, бываю часто. У меня еще мама там живет, ей 86 лет. На родине и набираюсь сил. А еще люблю читать хорошие книги. Вместе с тем люблю поэзию, особенно Евгения Евтушенко. У него есть такие прекрасные слова, которые стали для меня знаковыми: «Если кто меня помянет, то это Родина моя!»

Василий Дубровин, фото из архива “ВМ”

Последние новости

Новости компаний

Смартфон HONOR X9b с выгодой до 40% в МТС

4 ноября 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко согласовал назначение новых руководителей в “Белнефтехим” и на “Беларуськалий”

4 ноября 2024
Читать новость
Происшествия

Мастер одного из предприятий города “нарешал” вопросы на уголовку

4 ноября 2024
Читать новость
Важные

Сегодня состоится заседание Центризбиркома о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь

4 ноября 2024
Читать новость
Общество

Перевозка пассажиров: работаем без нарушений

4 ноября 2024
Читать новость
Общество

Прямые телефонные линии пройдут в Могилевском горисполкоме и в администрациях районов 4 ноября

4 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем