Одно из старейших предприятий коммунального хозяйства города – “Спецавтопредприятие” отмечает 90-летний юбилей
В 2021 году одно из старейших предприятий коммунального хозяйства города – Спецавтопредприятие отмечает 90-летний юбилей.
Труд работников САПа незаметный, но именно они обеспечивают наш ежедневный уют и комфорт. О буднях этих людей мы расскажем в серии публикаций. А начнем с основных этапов развития предприятия.
Начало пути
История предприятия берет начало в далеком довоенном 1931 году, когда при Могилевском Горкомхозе в числе других коммунальных предприятий создается самостоятельная хозяйственная единица, действующая на хозрасчетной основе «Асобоз и гужевой транспорт». Труд ассенизаторов был полностью ручным и физически очень тяжелым: мусор загружался на гужевые повозки вилами, так же разгружался, а бочки под нечистоты наполнялись вручную ведром.
Надо сказать, что в 30-е годы Могилев становится одним из крупнейших промышленных центров республики. Согласно данным официального сайта Могилевского городского исполнительного комитета, на 1 января 1940 года в городе было 210 предприятий (около 13 тыс. рабочих). Значительно увеличилось и население: в 1939 году – 99,4 тыс., а в 1941 году уже 120 тыс. жителей. Менялся архитектурный облик города, велось жилищное строительство. А это значит, что и содержание растущего города в порядке приобретает все большее значение.
Как следует из архивных документов, в 1939 году на предприятии было 60 лошадей и два мусоровоза грузоподъемностью по 3 тонны. Кроме непосредственно сбора мусора, приходилось заниматься и заготовкой сена, которого в день требовалось около тонны. Кормов постоянно не хватало, поэтому приходилось докупать их на рынке. Также лошади и трудовые ресурсы предприятия были задействованы в видах работ, выполняемых другими коммунальными предприятиями города: для перевозки камня и стройматериалов.
В сохранившихся документах расписаны все нормы для выполнения разных видов работ, время на перемещение по городу в минутах, установлен 8-часовой рабочий день. а вот время на уход за лошадьми не входило в рабочее. На конец 1939 года в Асобозе числилось 89 человек при плане 192.
Послевоенное становление
С 1 июля 1944 года Асобоз переименовывается в Трест саночистки. Положение с санитарным содержанием города было не самым лучшим. На 1 января транспорт треста состоял из 9 лошадей, причем все лошади не могли работать ежедневно, так как были слишком худыми, а кормов и сена катастрофически не хватало. При плановом списке работников в 15 человек реально их было только два. Однако уже в документах 1945 года содержится четкое требование: «Директору Треста Саночистки и начальнику Горжилуправления организовать работу дворников таким образом, чтобы все участки улиц и площадей были бы очищены от мусора. Лично проверять работу дворников и транспорта».
В 1945 году предприятие возглавляет директор – т. Лишинский. Медленно, но уверенно стала меняться ситуация в 1946 году, когда лошадей было 14 средней упитанности, а сено заготавливалось как самостоятельно, так и закупалось в колхозах.
В 1948 году на балансе числятся 5 автомашин, правда, на ходу из них только 2. Несмотря на это, работники треста перевыполняют планы во много раз. В 1952 году директором становится т. Беленький, а на балансе уже числятся 6 автоспецмашин, в том числе 3 самосвала; 2 цистерны и 1 бортовая, 7 лошадей.
Ударными темпами
В 1950-е годы Могилев становится городом машиностроения, металлургии, химии, а производительность труда к 1965 году увеличивается в 1,5 раза. Город быстро рос и развивался, увеличивалась численность населения, улучшались условия жизни, развернулось жилищное строительство. В 1960-е гг. начата застройка микрорайонов Мир, Юбилейный. А это означает, что и требования к санитарной очистке ужесточались, а объемы мусора увеличивались.
В 1959 году трест саночистки получает новую технику – 3 автоцистерны, 2 мусоровоза, 2 снегоочистителя, а в 1961-м – 8 спецмашин, в том числе цистерны, подметальную машину, трактор для удаления наледи. Такая техника – серьезное достижение и новый этап в развитии предприятия.
В 1960 году трест возглавляет новый руководитель – В. Воронцов. В 1966 году предприятие реорганизуется в «Спецавтохозяйство» при Могилевском Горкомхозе, а в следующем году директором сюда приходит Н. Гладков. В 1977 году «Спецавтохозяйство» переименовано в «Спецавтобазу», а в 1982 году в «Спецавтопредприятие городского производственного объединения жилкоммунхоза». В 1994 году на баланс «Спецавтопредприятия» был передан опытный завод по переработке ТБО и полигон по захоронению ТБО. В 1995 году «Спецавтопредприятие городского производственного объединения жилкоммунхоза» переименовывается сначала в «Спецавтоуправление», а затем в «Спецавтопредприятие УКП Могилевского горисполкома». Летом 2000 года Могилевский горисполком принимает решение о переименовании в «Могилевское городское коммунальное унитарное специализированное автопредприятие» (МГКУ САП).
Мир меняется
… А тем временем бурное развитие производства, внедрение новых видов упаковки делали свое дело. Мусора становилось все больше, ведь вместо бидончиков и стеклянных банок, с которыми можно было прийти в молочный магазин, стеклянных бутылок, которые впоследствии бережно сдавались и использовались повторно, бумажных кульков и серой упаковочной бумаги (их хорошо помнят дети 70-90-х) все стали упаковывать в пластик. А вопросом раздельного сбора вторсырья и сохранения природы еще не особо озадачивались. Это значит, что появилась необходимость не только в захоронении отходов на полигонах, но и в их сортировке с выделением вторичного сырья, переработке мусора.
Люди старшего поколения еще помнят мусоровозы с задней загрузкой – мусор в машину высыпали вручную ведрами, а еще раньше это были мусоровозы, которые забирали контейнеры, увозили, а затем привозили обратно. Понятно, что и такой процесс вывоза мусора был и трудоемким, и длительным. Сегодня уже трудно представить такие мусоровозы.
День сегодняшний
В 2017 году МГКУ САП претерпело реорганизацию: из состава предприятия были выделены полигон ТКО и подразделение «Завод утилизации бытовых ресурсов» («ЗУБР»).
Основной задачей работы для САПа стало обеспечение санитарного состояния города. Хотя под этими словами надо понимать широкий спектр задач.
Предприятие сегодня не только занимается сбором отходов у населения и юридических лиц, но и оказывает другие виды услуг, среди которых ремонт автотранспорта, вывоз и захоронение строительных и крупногабаритных отходов, услуги гостиницы для животных и др.
Как рассказал директор предприятия Геннадий Иванченко, они следят за мировыми тенденциями, первыми в республике внедряют в нашем областном центре все ноу-хау.
– Таковыми несколько лет назад стали заглубленные контейнеры, которые применялись за рубежом. Технология была адаптирована для города, а сегодня в Могилеве функционирует уже свыше 230 таких контейнеров. Более того, в проектно-сметную документацию под строительство новых домов и микрорайонов вносят именно площадки с заглубленными контейнерами. Со временем оценили преимущества этого способа сбора мусора, научились мыть и дезинфицировать контейнеры на месте, сэкономив при этом на транспортировке. И на других площадках для сбора отходов практически не встретишь уже старых металлических контейнеров – на смену им пришли новые пластиковые: прочные, эстетичные и экологичные. А еще максимально удобные: в большой крышке сделано маленькое окошко, а поэтому можно не браться руками за саму крышку.
Еще одно направление, которое активно стали развивать и уже успели внедрить в Могилеве, – раздельный сбор отходов в частном секторе города. Для этого было закуплено более 15 тысяч контейнеров. На домовладение по договору выдается по два контейнера: желтый и черный, предназначенные для хранения различных видов отходов.
Комфорт жителей города обеспечивают не только с помощью внедрения новых технологий, но и непрерывного обновления парка автотранспорта – за последние годы закуплено 18 современных мусоровозов, в секторе многоэтажной застройки ведется замена старых металлических контейнеров на современные пластиковые.
Мария ГРИШАЕВА
Фото Павла САВЕЛЬЕВА и из интернет-ресурсов