Не на свалку! Куда уезжает наш сортированный мусор

Могилев не без основания считается чистым и уютным городом. Но что за этим стоит? Ежегодно в областном центре образуется около 800 тысяч тонн твердых коммунальных отходов. А на одного могилевчанина, живущего в многоэтажке, в среднем приходится свыше двух тысяч тонн мусора в год, а живущего в частном секторе — около трех тысяч тонн. В режиме нон-стоп дни и ночи за нас эту «грязную» работу выполняют сотрудники Спецавтопредприятия — профессионалы, цель которых — очистить городские улицы от мусора и дать ему вторую жизнь.
Куда едет мусор?
Проведя один день в компании, не побоюсь этого слова, героев нашего времени, проследила весь путь мусора.
— Все равно они потом все сваливают в одну кучу! — утверждает соседка по подъезду и кидает пакет с пищевыми отходами в контейнер для раздельного сбора мусора.
Многие не задумываются о том, в какой контейнер выкинуть пакет с отходами. Попал в бак — уже хорошо. С привычным писком сигнала заднего хода во дворе появится мусоровоз, громыхнет баком и куда-то отвезет «благоухающий» мусор.
— Не все понимают, что сортировка бытовых отходов приносит огромную пользу, — говорит начальник участка вторичных материальных ресурсов предприятия Анатолий Лепешко. — А правильная утилизация решает массу вопросов по улучшению экологии и возврату вторсырья в производство товаров потребления. Только за прошлый год нашим предприятием было заготовлено и закуплено более десяти тысяч тонн вторсырья. Достижение участка за последние девять лет — выполнение и перевыполнение госзаказа по макулатуре, стеклу, полимерам, резиносодержащим отходам, цветным и черным металлам. Закупка у населения отходов бытового оборудования только за три года возросла в три раза.
Копейка рубль бережет
Приемные пункты вторсырья и специальные контейнеры во дворах — это только верхушка айсберга, с которой начинаются сбор и разделение отходов. сразу оговорюсь, что это еще не вся инфраструктура, которая создана и развивается для того, чтобы отходы обретали вторую жизнь.
Если с современными контейнерами, казалось бы, все понятно, — бумага — в зеленый, пластик — в желтый, стекло — в синий, прочие бытовые отходы — в черный, то чем живут пункты приема вторсырья и как можно заработать на грамотной сортировке мусора, знают немногие.
Сегодня на предприятии вторичные материальные ресурсы у населения закупают 11 стационарных и 4 передвижных пунктов приема вторсырья на 500 тысяч рублей ежегодно, поддерживая таким образом отдельные категории горожан.
За время нашей экскурсии мы побывали на трех заготовительных пунктах.
…В 9 часов утра в заготовительном пункте в частном секторе на улице Матросова идет бурный рабочий процесс. Наш визит как раз совпал с загрузкой и вывозом вторсырья. Идем в кабинет заготовителя, где нас встречает улыбчивая Любовь Лепешко.
Заготовителем работает 6 лет. Говорит, что работа по душе, устраивают и график, и постоянное общение. В среднем в день здесь закупают около 3 тонн вторсырья.
К слову, ее пункт — в числе передовиков — только за прошлый год здесь было заготовлено более 700 тонн.
При нас мужчина притянул пару связок с картоном. Вспотел, потирал руки, пока заготовитель взвешивал его «добычу».
— Кладите на весы, — командует Любовь Дмитриевна. — 16 килограммов получилось, что-то маловато в этот раз, держите деньги — 2 рубля 40 копеек.
— Еще не вечер, — почесав за ухом, отвечает мужчина.
— Да, сумма небольшая, но, как говорится, копейка рубль бережет, — комментирует Любовь Лепешко. — А вообще день на день не приходится, «улов» всегда разный. Бывает, что за раз один человек сдает больше 100 килограммов, а бывает что «частники» привозят и по 600-700…
Килограмм макулатуры и бытовой техники принимают по 20 копеек, стекло — по 13, дороже всего полиэтилен — 35 копеек за килограмм.
Бытовую технику и электроприборы можно сдать в любом пункте приема вторсырья, но в конечном итоге она свозится в заготовительный пункт на Вишневецкого, 6. Главный по электрооборудованию здесь — молодой и инициативный оператор Дмитрий Шишко.
В его должностные обязанности входят сортировка техники на крупную, среднюю и мелкую, составление общей описи и дальнейшая транспортировка на предприятие, которое занимается утилизацией.
— В основном люди сдают холодильники, стиральные машины, телевизоры, газовые плиты, — рассказывает Дмитрий Шишко. — В среднем цена стиральной машинки б/у — 13 рублей. Немало здесь и раритетов. Например, холодильник «Москва» 1955 года завесил на 20 рублей.
Труду этих ребят не позавидуешь, ведь они в прямом смысле слова носят тяжести на руках — достают из подвалов и гаражей, спускают с этажей и чердаков…
И грузчики, и логисты и экспедиторы…
Еще один источник поступления вторсырья — закупка его у юридических лиц. Ежедневно по заявкам машины САПа колесят по городу, собирая макулатуру, пленку, стекло и ПЭТ-бутылку.
У одного из магазинов за загрузкой макулатуры встречаем экипаж «универсальных помощников» — Юрия Судейного и Александра Подольского.
— Наша работа разноплановая, выполняем много функций одновременно, — рассказывает Александр Подольский. — Мы и грузчики, и логисты, и экспедиторы, все в одном лице. — Облегчают работу специальные прессы, которые установлены нашим предприятием во всех крупных магазинах, с их помощью из горы макулатуры получается небольшой «кубик».
Интересуемся, сколько в день приходится делать рейсов.
Юрий Судейный отвечает, что в день получается от трех до шести рейсов, все зависит от объема.
— Например, сейчас заехали в два магазина — и у нас целая машина, больше тонны веса. Повезем ее на сортировочную базу в Вейно, а оттуда ей дорога на бумажные фабрики.
Каждому отходу — своя машина
На предприятии есть спецмашины — мусоровозы, которые возят смешанный мусор, и такие же машины, транспортирующие вторсырье. Внешне они одинаковые, украшенные яркой приметной рекламой с енотиками. Возможно, поэтому у моей соседки сложилось впечатление, что «все загружают в одну машину».
В реальности же отходы и вторсырье собирают раздельно: в один день приезжают за ПЭТ-бутылкой, в другой — за стеклом и макулатурой.
Колеся по городу, в районе улицы Симонова встречаем спецмашину с манипулятором, или, как ее еще называют, стекловоз.
Николай Сидлеров за манипулятором стекловоза семь лет. За эти годы научился выполнять ювелирную работу.
— В городе всего две машины, которые занимаются сбором стекла, — вводит в курс дела специалист.
Николай садится за манипулятор и, ловко управляя рычагами, аккуратно цепляет синюю металлическую «ракушку» со стеклом. К слову, объем одного такого контейнера — 350 килограммов.
— В этот раз что-то маловат, наверное, кто-то уже поработал, — улыбаясь, сообщает он. — Охотников за стеклотарой хватает в каждом районе. Поэтому, дабы предотвратить кражи, одну сторону контейнера завариваем. Но и тут находятся свои «умельцы»…
Стеклотара, собранная со всех контейнеров и пунктов вторсырья, складируется, а затем на мультилифтах отправляется на площадку «Белресурсов».
Оттуда стекло в вагонах «едет» в Минск на дальнейшую переработку.
Спасем планету от опасных отходов
— Сортировка мусора — это не только сбор вторсырья, но и спасение планеты от опасных отходов, — продолжает Анатолий Лепешко. — Изношенные шины — это значительные объемы всевозможных полимеров, тяжелых металлов и вредных веществ, которые не попадут в почву и питьевую воду.
Услуги САПу по сортировке мусора, образующегося в городе, извлечению и прессовке вторсырья оказывает мусороперерабатывающий завод, а непригодные к переработке отходы идут на захоронение.
Упакованное и спрессованное в тюки вторсырье отправляется на дальнейшую переработку.
Например, ПЭТ-бутылка, рассортированная по видам и цветам, держит путь на частное предприятие «РеПлас-М».
А изношенная резина со всего города — на «Данотон».
В этом году САП планирует запуск собственного современного производства по прессовке и сортировке отходов бумаги и картона.
Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Фото автора