Как проходят будни в филиале «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевавтотранс»
В последнее воскресенья октября автомобилисты и дорожники нашей страны отмечают свой профессиональный праздник. Их работа важна, хотя и не всегда заметна. О том, как проходят будни в филиале «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевавтотранс», узнали, побывав не только в рабочих кабинетах, но и ремонтных мастерских, и выпустили на линию несколько автобусов.
История и современность
Автобусный парк №1 – предприятие с богатейшей историей, которая насчитывает уже 90 лет. А это значит, что транспортные услуги оно начало оказывать еще в довоенные годы. Постепенно расширялся машинный парк, появлялись новые виды услуг. Сегодня автопарк – крупнейшее автотранспортное предприятие на Могилевщине. В его состав входят также Мстиславский участок и участок грузового транспорта, численность работников составляет свыше 1100 человек.
Многие горожане пользуются общественным транспортом. Люди старшего поколения хорошо помнят желтые гармошки, которые ходили по маршрутам, кто-то – технику еще более возрастную с механическими аппаратами, выдававшими билеты, и советскую культуру поездок. Заходя в автобус, многие показывали проездной билет пассажирам, и спокойно ехали. Или же, передавая деньги через весь автобус, ждали назад сдачу с билетом – и, что важно, она всегда доходила.
Сегодня это уже история. На улицах Могилева мы видим современные комфортабельные автобусы, которые работают на 42 маршрутах, а также обслуживают 55 пригородных, 5 междугородних, 1 международный. Каждый год автобусный парк пополняется новой техникой, только в текущем году в распоряжение предприятия поступило 19 автобусов.
Будни автобуса
Ежедневная работа на улицах города сказывается на технике. Технический срок ее эксплуатации – 10 лет, хотя есть, конечно, и стойкие образцы, которые эксплуатируются намного дольше. Есть как отечественные МАЗы – их большинство, так и импортная техника. За то чтобы на линию выходил исправный транспорт, отвечают слесари-ремонтники. Каждую модель автобуса они знают, как свои пять пальцев, четко следят за ее техническим состоянием.
Более 20 лет работает здесь слесарь-ремонтник Виктор Матюшонок. Вместе с коллегами он каждый день делает свою незаметную, но такую важную работу. Долгие разговоры – это не про него: в двух словах рассказывает о себе и спешит к автобусу, ведь техника лучше человека чувствует мастерство рук и знание работы узлов.
– В автопарке работаю более двадцати лет, – рассказывает Виктор Михайлович. – За эти годы парк значительно обновился, техника стала более надежная, но все равно любая машина требует регулярного обслуживания и внимательного отношения.
Как только автобус возвращается с маршрута, он сразу проходит техническое обслуживание, мойку, уборку и санитарную обработку. В условиях сложной эпидемиологической ситуации – это важный пункт. А дополнительную обработку салона проводят кондукторы на конечных остановках. Ежедневно, перед началом смены и водителям, и кондукторам выдаются защитные маски, которые шьются в собственном швейном цеху. Здесь же, в случае необходимости, ремонтируют сиденья, а также занимаются пошивом новых чехлов.
Выходим на маршрут
За месяц в салонах городских автобусов в среднем перевозится свыше 4 млн пассажиров. Начиная с раннего утра и до позднего вечера, нас обслуживает целая команда профессионалов автопарка. Рабочий день водителя городского автобуса и кондуктора в первую смену начинается в пять утра, а это значит, что проснуться надо около трех ночи. Не каждый выдерживает такой ритм, но кто остается – профессии верен уже долгие годы. В коллективе дружно и слаженно работают как старожилы, так и молодежь, учатся, перенимают опыт. Об этом в канун профессионального праздника свидетельствуют внушительные списки награждаемых почетными грамотами и благодарностями.
В числе работников, которых можно считать гордостью автопарка, – токарь 6 разряда Сергей Якушев, повар 4 разряда Наталья Тимкова, водители автомобиля колонны №2 Кирилл Хоботов, Василий Поворов и Олег Крупенин, кондукторы Елена Смирнова, Ольга Соловьева и Наталья Боровикова, водители автомобиля колонны №1 Андрей Скребунов и Игорь Войтеховский, слесарь участка грузового транспорта Александр Попков, слесарь по ремонту автомобилей Виктор Матюшонок.
С кондуктором Тамарой Марченко познакомились перед выходом на маршрут. Она работает в автопарке пять лет.
– Мне нравится общение с людьми, оно меня вдохновляет и наполняет энергией, – рассказывает Тамара Николаевна. – Всегда захожу в салон с улыбкой, и, честно сказать, у меня редко возникает непонимание с пассажирами. Если ты с любовью делаешь свою работу, то значит, каждый день проходит в радости и с хорошим настроением.
Не только городские перевозки
– Помимо автобусов предприятие имеет 105 единиц грузовых автомашин, в том числе самосвальной техники МАЗ, КамАЗ, а также седельные тягачи МАЗ, Volvo, – рассказал директор автобусного парка №1 Виктор Лазаренко. – Встретить могилевские большегрузы можно не только в Беларуси и Российской Федерации, но и на Британских островах, в других странах Европы, на Кольском полуострове и в среднеазиатских республиках – география поставок очень широка. А ежемесячный объем доставляемых грузов исчисляется десятками тысяч тонн.
Еще одно направление работы, которое пользуется спросом, – туристические услуги. Автопарк предлагает экскурсионные туры по регионам Беларуси: Гродно, Брест, Гомель, Линия Сталина, Мирский и Несвижский замки, и другие. Туристические автобусы оснащены всем необходимым для длительных поездок.
Как рассказал заместитель директора по пассажирским перевозкам Григорий Барановский, автопарк активно развивает туристическое направление, предлагает хорошие туры в сопровождении гида. Среди направлений – обзорные, историко-архитектурные, краеведческие, военные и авторские экскурсии. Правда, сложившаяся во всем мире эпидемиологическая ситуация внесла значительные коррективы в работу туристической службы автопарка, и большая часть экскурсий за пределами Республики Беларусь пока недоступна.
А вот еще одна услуга филиала остается востребованной. Ежедневно десятки организаций и предприятий города, просчитав экономическую выгоду, арендуют у автопарка заказной транспорт для перевозки своих работников.
Новые возможности
Автопарк №1 старается идти в ногу со временем. Новой услугой стал сайт konduktor.by, где можно оперативно заказать билет, выбрать удобное место. Что немаловажно, на поездку выдается билет официального регулярного перевозчика. Сервис новый, однако, его уже успели оценить пользователи: понятный, удобный интерфейс, возможность спланировать поездку заранее, забронировать билет и уехать на комфортабельном автобусе надежного перевозчика. К тому же действует хорошая накопительная система, благодаря которой можно снизить стоимость поездки до 20 процентов. Также очень удобное и активно развивающееся сейчас направление – маршрут «Могилев-Гомель».
Мария ГРИШАЕВА
Фото Павла САВЕЛЬЕВА