Темы

Александр Башаримов, директор Могилевского вагоностроительного завода: «Наша главная цель – развивать и улучшать»  

Александр Башаримов, директор Могилевского вагоностроительного завода: «Наша главная цель – развивать и улучшать»   

Совместное закрытое акционерное общество «Могилевский вагоностроительный завод» продолжает устанавливать высокие стандарты в отрасли и уверенно занимает лидирующую позицию в производстве грузового подвижного железнодорожного состава в Беларуси. О планах и перспективах коллектива накануне профессионального праздника поговорили с директором Александром Башаримовым.

– Александр Иванович, поделитесь, с каким настроением и какими результатами коллектив завода подходит ко Дню машиностроителя?

– 2022-й год был продуктивным для предприятия: по результатам социально-экономического развития города нас признали лучшими в своей категории и передали нам Почетное знамя – коллектив гордится этой наградой. А за 8 месяцев текущего года мы уже сделали больше, чем за весь прошлый год. На данный момент объем производства составил 227,8% по отношению к ушедшему году. Соответственно, выросла и заработная плата. Если для примера брать цифры в области машиностроения, то зарплата на нашем заводе – одна из самых высоких в Могилеве. Она выросла на 28,2% по сравнению с предыдущим годом и по данным за 8 месяцев в среднем составила 2250 руб. Также вырос показатель прибыли. Таким образом, у нас появились деньги на инвестиции, а это возможность за счет собственных средств развивать производство.

– Планирование – важная часть в работе завода. Есть ли заказы на ближайшую перспективу?

– У нас сформирован хороший портфель заказов, которыми мы полностью обеспечены до конца 2023 года. Одновременно формируется портфель на 2024 год, то есть в новый год мы идем с уверенностью. Будем работать с компанией «Беларуськалий», в ближайшее время ожидаем предложения от Белорусской железной дороги. Если говорить об экспорте, то наш основной партнер – Российская Федерация, мы продолжим и это сотрудничество. Сейчас идут переговоры о поставке в адрес одной крупной компании партии в 1000 вагонов. Планируем работать с компанией г. Ижевска – не так давно представители заинтересованной организации посетили наше предприятие.

Если брать цифры этого года, то около 25% продукции мы произвели на экспорт, хотя создавались как предприятие, которое обеспечивает подвижным составом, в первую очередь, Беларусь. Наши мощности позволяют производить больше. В целом работаем со всеми странами СНГ – сотрудничество налажено со многими регионами России, с Узбекистаном, Азербайджаном, Грузией. Велика вероятность, что скоро наши вагоны будут курсировать в Казахстане.

– В связи с этим возникает вопрос: повлияли ли как-то санкции на работу завода?

– Они скорее дали дополнительный толчок к развитию. У нас появилось больше заказчиков, завод стал тверже стоять на ногах. А так как в части комплектующих мы и раньше не зависели от Европы или США, санкционная политика сыграла только в плюс.

– Вы возглавили предприятие в феврале, но до этого были хорошо знакомы коллективу по площадке Могилевского автомобильного завода, где прошли все ступени до должности главного инженера. Какие задачи сегодня ставите перед собой и коллективом?

– Самое главное – видеть цель и знать, как к ней идти. А моя цель – это развитие Общества, производство большего числа востребованных позиций и в ближайшей перспективе – выход на 3000 вагонов, то есть плюс 500 вагонов в год к плану. Соответственно, необходимо развивать номенклатуру. Завод фокусируется на расширении модельного ряда вагонов и повышении их грузоподъемности. Основная задача – увеличение грузоподъемности до 25 тонн на ось, что позволит увеличить перевозочную способность поездов в среднем на 300 тонн. Кроме того, завод активно работает над улучшением дизайна вагонов. Эстетичная каплевиднообразная форма кузова в сочетании с оптимальной конструкцией повышает их функциональность и производительность. Также значительно увеличился срок службы вагонов – от 22 до 32 лет – благодаря использованию высококачественных материалов и передовых технологий.

Работаем над тем, чтобы в 2024 году вывести на рынок две новые модели грузовых вагонов на инновационной ходовой части, а именно тележке тип 3 ГОСТ 9246-2013 модели 18-9855 с нагрузкой на ось 25 тс производства АО «НПК «ОВК», в которых есть потребность на рынке. Между нашим заводом и научно-производственной корпорацией «Объединенная вагонная корпорация» налажены долгосрочные отношения на право сборки и подкатки тележки под вновь проектируемые модели грузовых вагонов.

Уже разработан комплект конструкторской документации на полувагон четырехосный универсальный модели 12-9954, который положительно прошел весь комплекс прочностных и ресурсных расчетов. В настоящее время начато изготовление двух опытных образцов полувагона с целью проведения приемочных, сертификационных и ресурсных испытаний. Эта модель полувагона способна везти на 5,5 тонны больше, чем серийно выпускаемый на предприятии полувагон модели 12-9763-01 и его аналоги на пространстве 1520 мм с ходовой частью 23,5 тс. Если в составе грузового поезда будет 60 подобных вагонов, то преимущество у собственников полувагона будет ощутимым. Также немаловажен увеличенный в 2,7 раза календарный межремонтный пробег полувагона, что позволит собственникам полувагонов снизить затраты на обслуживание и ремонт.

Завершить работы по постановке на производство и перейти к серийному выпуску полувагона модели 12-9954 наше Общество планирует в начале второго полугодия 2024 года.

Второй разрабатываемой моделью стал вагон-хоппер модели 19-6725 для перевозки зерна и других пищевых грузов. На эту модель разработано, согласовано с заказчиком и утверждено техническое задание. Специалистами нашего Общества в настоящее время разрабатывается 3d-модель вагона-хоппера. Планируется вывести на рынок вагон с грузоподъемностью 77 тонн и объемом кузова 112 м3, что позволит рационально перевозить наибольшую номенклатуру пищевых грузов. К концу 2024 года планируем завершить работы по постановке на производство и получить сертификат соответствия на эту модель вагона-хоппера.

– Задачи максимально амбициозные. Это значит, что ставку делаете на опытных сотрудников? Как работаете с молодыми кадрами?

– Ставка на тех людей, которые готовы работать в команде и нацелены на высокий результат. Логичным итогом этого станет повышение уровня их благосостояния и жизни в целом. Мы одинаково ценим как работников со стажем, так и молодежь, которая ежегодно пополняет наши ряды.

К слову, недавно состоялась наша традиционная встреча с молодыми специалистами. Пообщались с ребятами, рассказали о предприятии, о коллективе, о задачах, вручили небольшие брендированные подарки. Я побеседовал с каждым лично. На мой взгляд, наши молодые специалисты чувствуют заботу. Мы максимально стараемся помочь новым работникам в адаптации, в устройстве их быта, предоставляем иногородним общежитие.

Молодежь вовлекаем в общественную жизнь. Например, сейчас ребята готовятся к спартакиаде «БЕЛАЗа», для них уже пошили брендированную спортивную форму, чтобы они с гордостью представляли свой завод.

Не забываем и о потенциальных работниках, которые в будущем могут стать частью нашей команды, закончив учреждения образования. Активно сотрудничаем с нашими колледжами: машиностроительным и политехническим. Заключаем с ними договоры о взаимодействии. В этом году уже есть договоренности на оплачиваемую практику. Чтобы те ребята, которые хорошо себя зарекомендуют, заработали у нас первые деньги, увидели, что завод твердо стоит на ногах.

Сегодня люди труда – в большом почете, но в связи с ростом производства их не хватает. Поэтому со своей стороны мы делаем и будем делать все возможное и зависящее от нас, чтобы те могилевчане, которые учатся в учреждениях образования, оставались в родном городе и приходили к нам на работу.

– Не секрет, что на атмосферу в коллективе значительно влияет и настроение руководителя. С чего начинается ваш день на заводе?

– Каждое мое утро начинается с производства. В первую очередь, я прихожу в цех, встречаюсь с заводчанами, которые собираются на пятиминутку перед началом рабочей смены. Мы обсуждаем результаты вчерашнего дня и обозначаем задачи на нынешний. Стараюсь пообщаться с рабочими лично, чтобы все их текущие вопросы были оперативно решены. Приветствую их инициативу обсудить вопросы сообща. Уверен, что вместе мы сможем все!

Беседовали Елена Долова, Диана Вопсева

Последние новости

Спорт

Сборная Беларуси по пляжному футболу начала готовиться к чемпионату мира

27 декабря 2024
Читать новость
Культура

Акция “Наши дети” пришла в гости к малышам

27 декабря 2024
Читать новость
Культура

Зажигательный праздник, новогодняя игровая программа и сказка “Новый год в опасности” прошли в Центре творчества “Эверест”

27 декабря 2024
Читать новость
Культура

Празд­ник для детей, находящих­ся в социально опасн­ом положении

27 декабря 2024
Читать новость
Культура

“До Нового года осталось…”. В Могилеве установили импровизированные часы

26 декабря 2024
Читать новость
Общество

МВД напомнило о рисках для детей во время зимних каникул

26 декабря 2024
Читать новость