Один дома: безопасность или самостоятельность?
В редакцию обратилась молодая мама. Ее интересует, с какого возраста безопасно отпускать ребенка одного на улицу, в школу или оставлять дома. На вопросы читательницы отвечает психолог Екатерина Пронина.
Чрезмерная опека
Современные реалии таковы, что детство у наших детей растягивается, а дети наши инфантильны. А все дело в чем? Самостоятельность в детях воспитываем мы, родители, и то, насколько ребенок готов один гулять, ходить в школу или оставаться дома, зависит от нашего доверия.
Один ребенок в 5 классе ходит под ручку с мамой, не может разогреть себе обед и даже завязать шнурки, другой – с 7 лет все сам: и учится, и суп варит, и даже полы моет. А ведь это, на самом деле, доверие к себе как к родителю: уверена ли мама, что проговорила с ребенком все ситуации?
Вспомните: мы ведь гуляли во дворе под присмотром бабушек-соседок на лавочке с 5-6 лет, сами ходили в школу, встречаясь с друзьями, со второго класса, сами ездили на автобусах, сами выносили мусор и ходили за хлебом. И это было нормально.
Что еще изменилось? Раньше дети общались в реальности – ходили в школу, возвращались из школы все вместе, разбивались на компашки по месту жительства и обязательно ждали друг друга после уроков. Сейчас каждый за себя – утром большинство детей завозят родители на машинах, после школы встречают бабушки. Раньше мамы и папы подталкивали детей к коллективу – дружить, собираться. Теперь тенденция другая.
Самостоятельность – значит, доверие
В начальной школе детей лучше провожать в школу и встречать после. Младшим школьникам необходимо ощущение контроля, именно так они учатся усваивать правила.
Самоконтроля у детей 7-8 лет пока нет, за исключением отдельных случаев, и они по дороге из школы могут запросто свернуть на детскую площадку и покачаться на качелях, пока мама с бабушкой пьют дома валерьянку. Если встретить или проводить чадо никак не получается, попробуйте большую часть дороги «пройти» с ребенком по телефону. Класса с 4-5 можно отпускать ребенка одного, убедившись, что ничто не угрожает ему по дороге: переход через дорогу – подземный или безопасный, нет темных пустырей, дорога вечером освещена, на улицах, по которым он ходит, всегда есть люди. Тем не менее посоветуйте своему школьнику скооперироваться с друзьями и ходить вместе.
Все умею, но боюсь
Ребенок, который привык, что дома им все время кто-то занимается, не представляет, что делать, если все уйдут. Приучать оставаться одному нужно постепенно. Попробовать оставить чадо первый раз можно на проверенной детской площадке на даче или в закрытом дворе. В школу можно сначала провожать до двери, потом до ворот, потом до начала парка. Дома оставлять – сначала на 5 минут, потом подольше и так далее. Если боитесь, что ребенок попадет в беду, когда поедет на автобусе, съездите один раз с ним – посмотрите, как он ориентируется, как переходит улицу. А потом отпускайте его одного, а лучше с компанией друзей, которых вы хорошо знаете.
Мы спросили у могилевчан
Ирина Лосева:
– Сына я начала оставлять одного где-то в 5 лет, на полчасика, не больше. Например, надо за хлебом когда выбежать. Включаю ему мультик, сообщаю, что 15 минут он побудет один, и бегом в магазин. Сейчас ему 7, одного оставляю на большее время, чем раньше, но максимум на пару часов.
Юлия Гришина:
– У меня дочка-дошкольница, и дома мы ее одну не оставляем. Родители должны находить решение ситуации, когда маленького ребенка не с кем оставить дома. У ребенка могут начаться страхи, да и просто опасно маленького ребенка дома одного оставлять. Понятно, что некоторые дети в возрасте 5-6 лет уже достаточно большие и самостоятельные, но лучше не рисковать и не оставлять ребенка одного. Дети – непредсказуемые и много чего могут натворить в отсутствие родителей.
Ольга БУХОЛОВЦЕВА