Свет рампы
«Свет рампы» – VIII городской фестиваль любительских театральных коллективов – продолжил неугасающую традицию и собрал гостей из Светлогорска, Минска, Киева, Орши, Краснополья и зрителей в гостеприимном и прекрасном здании Могилевского городского Центра культуры и досуга. Три счастливых дня здесь светили и зажигались блуждающие звезды. Среди них председатель жюри Григорий Иванович Боровик – кандидат искусствоведения и профессор, режиссер, поставивший 120 спектаклей в разных городах, в том числе «Атаку с ходу» В.Быкова во МХАТе, и возглавлявший минский ТЮЗ в 70-е годы. Также почетным гостем стал актер Евгений Никитин, корабль которого вышел в большие воды из Могилева. Тогда, занимаясь в студии при драмтеатре, он и не предполагал увидеть себя профессиональным актером, сыгравшим во всех ведущих минских театрах и исполнившим роли в замечательных многосерийных фильмах «Сын отца народов» и «Смерш», захватывающем детективе «МосГаз». Актер работал у известных режиссеров: Турова, Краснопольского, Астрахана, Мороза – и убежден: профессионалов от любителей отличают только нюансы.
Так что есть любительский театр?
И почему туда идут люди? Желание играть по зову души на сцене у артистов-любителей бывает настолько огненным, что высекает искры у зрителей в зале. Артист – это человек, живущий на разрыв аорты. Профессионалы же зачастую устают и гаснут. Как заметил Боровик, он не разделяет понятия профессионального и любительского искусства: первый вырос из второго. Когда-то похожее высказывание известного белорусского драматурга Алексея Дударева вызвало бурю негодования.
Бурю восторга вызвали многие и молодые и возрастные актеры-любители. Запомнилась 80-летняя актриса народного театра «Эхо» из города Минска – исполнительница Полины в пьесе «Трибунал» А.Макаенка. Тронула до слез неугомонную и молодую «Авантюру» из Светлогорска «Поздняя любовь» зрелого и мудрого народного театра «Шалом» ОО «Могилевская еврейская община», отмеченного дипломом за верность традициям.
-Артист должен запасть в душу, – поделился критериями выбора Боровик. – Мне очень нравятся человеческие лица: «есть лица – подобья ликующих песен!» И этот выразительный образ потом долго будоражит тебя и будит воображение. Не смогло оторвать свой взгляд жюри от исполнителя роли слуги Огюста из спектакля «Эликсир любви» по пьесе Л.Филатова театральной труппы «Авантюра» из Светлогорска и вручило диплом в харизматичной номинации «Лучший актер».
Прекрасную номинацию за лучшую женскую роль отдали Юлии Алексейковой – могилевской Ванессе Мэй – талантливой скрипачке и актрисе театра «Валентин», сумевшей запасть в душу благодаря своей неповторимости и яркой индивидуальности. Есть люди с более сильной и менее сильной природой. Совет от Боровика такой: надо работать! И актеры, и режиссеры – это трудоголики, которые должны совершенствовать свое мастерство. Когда Богдан Ступка входил в профессию, он был «штукарем»: артистом «прикида». Но наступил момент – и он начал демонстрировать вершину мастерства. Последнее десятилетие зрители наблюдали гениальную игру в фильмах «Когда солнце было богом», «Тарас Бульба» с повторяющимся с разными интонациями возгласом: «Слышу, сынку!»
Пластичность голоса – это качество актера назвал одним из главных Григорий Боровик во время творческой встречи. Вспомнил, как в свое время занял в своей постановке «Последний шанс» Елену Проклову и таким образом спас актрису: режиссер Олег Ефремов хотел расторгнуть контракт МХАТа с ней из-за маловыразительности и плоскости голоса.
Евгений Никитин – голос-виртуоз Республики Беларусь, поделился своими наблюдениями во время мастер-класса: свой красивый бас-баритон он получил не только от природы, но и при встрече с песнями Георгия Отса. Его совет: не бойтесь выбрать красивый голос, близкий вам, – и начинайте работать над совершенством, копируя звучание… Желать – значит мочь.
Два раза подряд атаковал с ходу и сумел взять номинацию «Лучшая режиссерская работа» Олег Загоровский.
-Человек одержимый, целеустремленный, фонтанирующий огромным количеством идей! – так сказал Евгений Никитин о режиссере народного театра «Валентин» из города Могилева.
Два года назад прошла премьера спектакля о «пузырях земли» – низменных человеческих страстях. Загоровский не может без волнения говорить о любимом Шекспире – так же страстно поставил он пьесу о величественном и могущественном военачальнике Макбете с винными кубками, круговыми танцами шотландцев в клетчатых юбках и высоким энергетическим накалом сражений воинов на палках. Чувствовалось, что Олег сам был потрясен фактом нравственного падения человека при внешнем возвышении (после коварного убийства своего друга-короля неблагодарный полководец взбирался вверх по лестнице). Многие находки постановщика удивили и перенесли в таинственный ирреальный мир, клокочущий темными страстями: Макбет оказался игрушкой в их руках. Потрясали муки совести и закатившаяся звезда полководца на фоне песни «Гори, гори моя звезда» Юрия Шевчука. И долго не покидали сердце нежная фортепианная мелодия и видение Ангела, сожалевшего о том красивом человеке, каким был герой. Запомнилось предостережение – посыл режиссера: порок честолюбия живет в каждом из нас! К фестивалю была представлена обновленная постановка – у зрителей появился повод пережить еще раз и почувствовать воздействие трагедии великого Шекспира.
Жизнь – это трагикомедия: от трагедии к комедии
О силе воздействия винных паров с юмором рассказал Григорий Иванович Боровик, вспоминая свою постановку «Три сестры» в Кишиневе. Курьез заключался в том, что он не знал языка. Но истина, как известно, в вине. Начали распивать после репетиции 20 литров вина на троих. И здесь профессор поставил неправильный вопрос: «Ребята, разве мы сможем все это выпить?» Серьезные ребята не только выпили до капли огромную бутыль, но и отправились с режиссером за продолжением к Васе Стоянову – болгарину-работнику театра, жившему в халупке, наполовину вросшей в землю. Дальше в процессе подготовки «Трех сестер» кандидат искусств допустил еще одну оплошность: усомнился в своеобразии вина каждого молдавского региона – пришлось каждый день проходить практику. Опыт давался тяжело – на одной из репетиций Григорий уснул, но из образа не вышел: не раскрывая глаз, сказал, как Тарас Бульба: «Слышу! Продолжайте».
Приз зрительских симпатий был отдан спектаклю «Роксолана» народного театра-студии «Данко» из Киева – этот театр теней потряс своим национальным колоритом, смелостью и красотой, филигранной ажурной работой. Постановку словно освещали и факел великой любви к своей родной земле, языку (киевляне говорили только по-украински) и причудливо танцующие светлячки вспыхнувшей любви монгольского хана и пленницы: никто не в силах проследить путь мужчины к сердцу женщины.
Гран-при (лучший спектакль) ожидал в конце пути работу «Трибунал» режиссера Андрея Журавского народного театра «Эхо» из города Минска. Аутентичное пение исполнительницы роли Надежды дотрагивалось до души: “Як сонейка ўзыйдзе – каханне разыйдзе”, “Ой, жураўка”. Вкупе с белорусским текстом классика Макаенка, самобытными и простыми декорациями и натюрмортами (деревянные скамейки и стол, покрытый скатертью, вышитые полотенца, сковорода с яичницей и сальцем, бульба) правдивая игра актеров пробуждала извечный голос крови в ответ на родное, свое. В этом спектакле красной нитью проходила мысль об ответственности человека перед своим родом и вере в силу человека противостоять злу.
Гран-при за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале искусств получил в 2004 году почетный гость Могилева Евгений Никитин за роль генерала в спектакле «Днепровский рубеж» по пьесе А.Дударева. Как говорил драматург, напутствуя актера на эту роль настоящего мужчины: «Иди в зал – там все женщины тебя любят». Любимые и нелюбимые переживания лежат в творческой копилке Евгения Руфимовича. Вспомнил он и диплом КГБ СССР. Это было время при Брежневе, когда глушили «Радио Свобода». И в разговоре он позволил себе сказать правду: самая лучшая обувь – это чешская, парфюм – французский, техника – японская… Через месяц пришли сотрудники органов и назвали его предателем родины и врагом народа. Хотелось убить полученным документом того старлея, который донес на актера. Из-за конфликта с режиссером выпустил он из рук Государственную премию. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Обманулся актер в своих ожиданиях и на одном московском кастинге: режиссер хотел снимать Никитина и уже назвал сумму гонорара – за ночь одну тот увидел себя в мечтах миллионером. Но продюсеры продиктовали условие: снимать свою московскую звезду. Не будь всех этих переживаний – не заслужил бы Никитин кличку Дизель за актерское мастерство и умение с ходу подмять под себя роль. Главное – оставаться человеком и работать!
Спасибо за работу радушной хозяйке Центра культуры и досуга – Виктории Леонидовне Максимовой и всем организаторам этого огненного форума. Огонь разгорелся еще сильнее во время финальной постановки «Давай займемся…» народного театра из Орши. Призыв отдаться инстинктам звучал в этом спектакле по пьесе В.Красногорова как пожелание спешить жить в ритме чувственного танго, выйти из круга одиночества, расширить рамки своего жизненного пространства «дом-работа». Благодаря этим трем счастливым дням многим удалось сбросить мелкие проблемы, насладиться бурлящим морем эмоций и почувствовать себя мотыльками, залетевшими на пламя «Света рампы», – именно так выглядит эмблема фестиваля любительских театров. И все, кто был на творческой встрече с Григорием Боровиком, узнали и увидели воочию, как летают Ангелы.
Елена Максимова, фото mogilevnews.by