«Старосветские помещики»: новые грани классики раскрывает Могилевский драматический театр
Взглянуть на классическое произведение Николая Васильевича Гоголя под другим углом уже в этом месяце зрители смогут на большой сцене Могилевского областного драматического театра. Инсценировка Николая Коляды по повести «Старосветские помещики» – история о сердечной привязанности, которая оказывается сильнее смерти.
Обратить богатство великой прозы в сценические диалоги – сложная задача. Проявить оригинальность, добавить свежие режиссерские акценты в спектакль, чтобы он запомнился искушенному зрителю, – еще более тяжелая миссия, с которой отлично справились режиссер-постановщик Камиля Хусаинова и художник-постановщик Татьяна Густынова.
– Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, – несколько раз декларирует со сцены Гоголь (в спектакле – Гость, прим. автора), ставший участником действа. Он же аккомпанирует сюжетным поворотам то на барабанах, то на электрогитаре, то отбивает тарелками звуки разбитого сердца. Две скрипачки за струящимся занавесом также дополняют картину музыкальными интонациями. К слову, эффектно обустроенное пространство и свет ловко меняют характер разных сцен.
От мягких перин до маленького столика, рядом с которым стоит уютное кресло-качалка, передвигаются обитатели не только собственного дома, но и собственного мира – Пульхерия Ивановна (эту роль исполняет Евгения Белоцерковская) и ее супруг Афанасий Иванович (Алексей Цыбин). Их мысли вечно забиты бытовыми вопросами. Гостеприимные, но ищущие в каждой живом существе врага, сытые, но в то же время вечно голодные, верящие в приметы и прогнозы герои вызывают улыбку, а еще – размышления. Жизнь-привычка кроется за пустыми характерами старичков. Стоит подметить, что демонстрация такой формы любви трогает публику не меньше, чем история страстного влечения.
Гармония бытия ключевых персонажей – определенного рода ритуал, где жена относится к мужу как к собственному ребенку, которого у нее никогда не было, закармливая супруга пирожками и постоянно напевая народную песню «Туман яром» перед сном. А муж не упускает возможность любой комплимент перевести в шутку, то ли чтобы повеселить любимую женщину, то ли бессознательно обесценить ее.
– В инсценировке Николая Коляды главные герои постоянно находятся в конфликте. Однако то чувство нежности, которое все-таки есть между ними, возвращает их к любви. Сейчас такие отношения назвали бы абьюзивными, – поясняет режиссер-постановщик Камиля Хусаинова, которая с января работает над проектом. – В повести Гоголя, более нежной по своей структуре, задается вопрос: что важнее – страсть или привычка. Постановка побуждает зрителей быть бережными друг к другу. Помнить, что о чувствах нужно говорить при жизни.
Печальное событие нарушает привычное существование героев. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны пропадает в лесу, куда ее сманивают дикие коты. Именно здесь самый не мистический гоголевский сюжет покрывается оттенком загадки и фантасмагории.
Не будем раскрывать все секреты. Лишь напомним, что премьера трагикомедии в драмтеатре состоится 28 апреля.
Анна Сташкевич, фото автора