Темы

«7×7» – Персональная выставка скульптора Андрея Воробьева

«7×7» – Персональная выставка скульптора Андрея Воробьева

Семь голов – от мала до велика – лежат в самом начале зала. Это не проделки Аннушки из «Мастера и Маргариты» – это работа рук Андрея Воробьева. Не так давно выставка «7×7» 49-девятилетнего скульптора открылась в Музее Масленикова – и скоро закрывается.

Как на скором поезде, примчались мы – те, кто опоздал на вернисаж – на встречу с персоной Андрея Воробьева 15 апреля, в День красной горки. Уже на красной дорожке музея приятно удивило многолюдие. Позвал народ в последнее воскресенье пасхальной недели Олег Дьячков. И вот все беззастенчиво рассматривают скульптора. Он стоит, потупив голову, невысокий, щупловатый автор львов на Пушкинском мосту. Одного из бронзовых хищников породы кошачьих так и зовут Андреем. Такой вот ррр-рык в сторону Вечности. Хотя голос у автора композиции скорее мяукающий. Воробьев это и сам про себя знает, поэтому иронизирует:

-Мне бы такой голос, как у Дьячкова!

-Я же экскурсовод! Мне бы такие руки, как у Воробьева! – отвечает алаверды Олег.

Но экскурсию по двум залам персональной выставки провел сам скульптор – и победил! Как будто нас хорошенько раскрутили, как пасхальные яйца, – и мы повернулись на 180 градусов в сторону Андрея; склонили головы над «Инсталляцией». Инсталляция Андрея Воробьева – пространственная композиция на квадрате, созданная из 49 предметов. Идея – показать автопортрет через предметные символы: соседствуют очки, таблетки и…виски! Напиток, который скульптор по-настоящему уважает.

Андрей Воробьев не стремится себя приукрасить: каждодневные маски остались у входа. Впечатляющая бетонная стопка так и называется – «Маска на каждый день». Оригинал работы стоит у дверей Могилевского университета имени А.Кулешова. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман», – честно признался Александр Пушкин в стихотворении «Герой». Герой персональной выставки «7×7»не скрывает «низких истин», не думает, что подумают.

-Я не ошибаюсь? – робко предполагает скромная женщина.

-Нет, не ошибаетесь. Он самый. Самый что ни на есть любимый предмет, – комментирует Андрей Воробьев презерватив.

Рядом – роза. Символ романтизма. Все неоднозначно в «Автопортрете» Воробьева. Такие же противоречивые чувства вызывает сам автор «Маленького принца» в Комсомольском сквере. Только ленивый не бросил в скульптора шкловским «Огурцом», не тыкнул могилевским «Карандашом»; не осыпал руганью из кричевского «Рога изобилия». Как сам скульптор относится к «шлягеровским» работам в областных центрах?

-Накануне Дня письменности позвонили из Быхова с просьбой – я предложил интересную идею: установить на вокзале купе. В одно окно заглядывает мальчишка, такой Николка-паровоз, в другое – кот. За столом сидят отец с матерью. На столе – белорусский натюрморт: всеми уважаемые картошка, сало, лук… Каждый прибывший мог бы зайти внутрь этого купе-памятника. Но администрация замахала руками – попросила копию работы в Горках – «Студентка и студент», или «На росстанях». Парень уезжает учиться, в руках у него связка книг. Сверху я вылепил Сент-Экзюпери, снизу – «Камасутру». Мне подумалось, что все равно никто ничего не заметит. Тут я ошибся. Разбор полетов был на уровне облисполкома. Пришлось запластилинить название древнеиндийского трактата. Летом уважаемый историк Агеев Александр Григорьевич повез студентов на практику – и тут же по прибытии позвонил из Быхова:

-Андрей, я не понял! Где «Камасутра»?!

В общем, археологи все раскопали!

Так Воробьев выполняет госзаказы – и получает возможность творить философские работы из любимой бронзы.

«Себя, как в зеркале, я вижу…»

Зеркало – самый первый предмет, который показывает Воробьев на столе-автопортрете.

-Я вглядывался в зеркало – и нарисовал свой первый портрет в седьмом классе. Тогда же и понял, вижу себя в будущем только скульптором. Автопортрет стал моей главной темой. Познаешь себя – познаешь людей вокруг. Все мы одинаково боимся смерти – хотим пожить подольше. Мои родители – медики. В детстве я удивлялся, почему врачи не знают даты своей смерти. Кто-то свыше определяет этот час. Как-то в Мстиславле проходил пленэр, и мы с друзьями решили искупнуться. Бросились спасать человека, который тонул. Не окажись мы на берегу в тот самый час – через несколько минут он стал бы утопленником. После пленэра нам подарили вот эти золотистые часы на цепочке. Помню, интуитивно сделал работу «Последняя капля» – и с суеверным страхом начал ворожить. Насчитал 93 годичных слоя – и смог выдохнуть.

Все мы состоим из оболочки и духа. Физическое тело дается нам во временное пользование – оно изнашивается, окисляется, ржавеет. В работе из железа «Мишень времени» я показал такую оболочку – с дырами, отверстиями от рваных ран. В конце жизни остается только дух. Раз – и исчезнул! Пых – и нет человека…

Что жизнь и смерть?

Мне жаль того огня,

Что просиял над серым мирозданьем

И в ночь идет, и плачет, уходя…

Куда ведет «Туннель» Андрея Воробьева? От ребенка – к взрослому. Маленький человек начинает свой путь. Взрослый может только оглянуться, но возврата в детство нет. Вернемся к «Инсталляции» – возьмем в руку мячик апельсина. Детство Андрея пришлось на советское время. Пионер стоял с гражданами в очереди: каждому в руки полагался только килограмм дефицитного продукта. На Воробьеве очередь закончилась – и ему досталось полтора килограмма! Чебурахнуться можно было от такого невиданного везения! Пришли другие времена – повсюду в свободном доступе лежат оранжевые плоды. Остается только вспоминать те «санни» апельсинов как истинное счастье.

«Мы на шаре земном, свирепо летящем,

– и надо обняться!»

Мужчина и женщина как песочные часы, как число «восемь», как магниты – любимая тема Андрея Воробьева. Вот композиция «Даная». Зевс проник к ней в пещеру золотым дождем. Золотое сияние окружает влюбленную женщину.

«Полет» – любимая работа Андрея Воробьева. Женщин лаконичная выразительная скульптура искушает блеском золота, девушки стыдливо отводят от нее глаза. То ли дело «Ладони» – с таким трепетом можно касаться только любимого лица. Каждый из нас подсознательно носит в себе идеальный образ, ищет свое солнце среди людей, находит, ослепляется, покоряется и потом видит его отражение повсюду: «Когда взошло твое лицо над жизнью скомканной моей…» Марк Шагал даже Эйфелеву башню нарисовал с ликом возлюбленной.

Смотрим «Инсталляцию» – вот он, сувенир «Эйфелева башня». Прямо из Парижа! Столицу Франции можно отыскать на глобусе.

-Глобус мне подарил Игорь Шарухо – профессор кафедры естествознания. Я всегда хотел получить такой подарок. Может, это сокровенное желание владеть всем земным шаром. Сбылось! Глобус у меня есть. Мечтаю отлить в бронзе и установить в Париже вот этот эскиз побега Шагала. «Я чувствую, что если останусь в Витебске – зарасту мхом», – сказал художник и на три года покинул провинцию. В результате – обрел мировую славу.

«Человек. Твердое и мягкое» – композиция с интересным сочетанием материалов. Внутренность – мягкая, нежная – из воска, который плавится уже при 6 °C градусах. Пластичность души позволяет воспринимать уроки – и меняться, перерождаться, возрождаться каждые семь лет. Внутренний мир отражается на внешности. Контур – высокопрочный чугун. Температура плавления чугуна — 1200 °C. Получился каркас человека-кремня. Всю землю в ботинках из Стамбула (смотрите «Инсталляцию» – авт.) обойдет – и своего добьется.

Елена Максимова, фото Мирона Щудло

Последние новости

Общество

Прямая телефонная линия

22 декабря 2024
Читать новость
Спорт

Международный союз конькобежцев допустил белорусов до олимпийской квалификации

20 декабря 2024
Читать новость
Безопасность

ГАИ напоминает водителям и пассажирам о необходимости пристегиваться ремнями безопасности

20 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

В одном из крупных магазинов «Санта» в Могилеве пройдет беспроигрышная лотерея для покупателей

20 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

Могилевский государственный электротехнический колледж празднует 70-летие

20 декабря 2024
Читать новость
Общество

Под Новый год чудеса случаются!

20 декабря 2024
Читать новость