«Облом.off» или «on» – «Вестник» раньше всех побывал на премьере спектакля
В четверг на сцене Могилевского областного драматического театра будут играть премьеру – трагикомедию «Облом.off» по пьесе Михаила Угарова. Почему из афиши пропал Иван Гончаров и что ждет зрителей – облом «off» или «on»?
В театре идут последние репетиции перед премьерой, подгоняются костюмы, проверяются на прочность декорации и звучат песни Бориса Гребенщикова…
– Пьеса Михаила Угарова – это трактовка произведения Гончарова «Обломов». Перед драматургом стояла задача изменить понятие «обломовщины». Это не лень и безвольность, а позиция отношения к жизни: открытость, чувствительность к окружающему миру. Обломов – ранимый и беззащитный человек, который пытается выжить в социуме, быть честным и открытым, – комментирует замысел режиссер спектакля Татьяна Пацай. – Он воспринимает жизнь не узко, а целиком, полностью растворяясь во всем, чем занимается. Обломову даже ставят диагноз «totus» – болезнь целостности, не совместимая с жизнью. Таких людей мало, и они, как мне кажется, ценны тем, что они настоящие, и выжить им тяжелее – они не способны приспосабливаться.
Действительно, Илья Ильич Обломов по праву считается одним из самых спорных персонажей отечественной литературы. Кто он? Как к нему относиться? Все ли так просто и понятно в нем, как может показаться с первого взгляда? Он обыкновенный ленивый домосед, боящийся жизни как таковой, или философ, следующий своим принципам и убеждениям? Ответы на эти вопросы попытались найти в могилевском драмтеатре.
В спектакле заняты практически все самые любимые актеры: Дмитрий Дудкевич, Алексей Цыбин, Григорий Белоцерковский, Василий Галец, Николай Романовский, Даниил Самкнулов, Мария Рудакова, Наталья Колокустова. Есть и дебютные роли для молодых актеров.
Декорации минималистичны. Легкие подвижные элементы позволяют артистам буквально проходить сквозь стены. Музыка Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» подчеркивает внутренний мир Обломова и добавляет философские нотки.
Спектакль без отсылки к той или иной эпохе. В персонажах зрители могут угадать как современников, так и героев из прошлого: тот самый Обломов, у которого один носок шерстяной, другой – бумажный, наглый Захар, суховатый Штольц, нервическая девушка Ольга, земная Агафья. Здесь, как и в любом русском классическом романе, встреча героя с любовью – главное испытание в жизни.
Почему же пьеса об Обломове читается сегодня актуальнее прочих? Может, потому, что в сегодняшнее быстротечное время, насыщенное информационными потоками, новыми навязанными ценностями, тоска человечества по утраченному раю, утраченной цельности души в XXI веке еще более ощутима, чем в веке XIX?
– Я захотела поставить это произведение еще 10 лет назад, когда сама уехала жить в деревню, – признается режиссер. – В тот момент во мне была очень остра была потребность уехать от социума. А сегодня, когда ко всему прочему присоединилась еще и пандемия, многие люди попробовали самоизолироваться, у них это получилось и им это понравилось. Мне кажется, проблема усталости от постоянного преломления себя, чтобы выжить в обществе, тяготит многих. Думаю, немало людей захотели бы жить, как Обломов, если бы у них была материальная возможность это сделать.
Нестареющий образ Ильи Ильича Обломова остается зеркалом, в котором каждый человек, воспитанный в русской культуре, по-прежнему узнает себя. В наше время герой ярко вскрывает проблему удалившегося от социума человека с «болезнью, не совместимой с жизнью»: страсти кипят лишь в его голове, а он сам при этом остается неподвижным.
Премьерные показы спектакля «Облом.off» состоятся 14,15 и 16 октября. Не пропустите главную премьеру осени!