Контакт второй – спектакль «Антарктида»: Трое на станции, не считая собаки
Второй постановкой, которую увидели зрители форума «М.@rt.контакт», стал спектакль «Антарктида» театра «На Литейном» из Санкт-Петербурга.
Пьеса Ульяны Гицаревой была впервые представлена на XII Всероссийском театральном фестивале им. А.М. Володина «Пять вечеров». Она о взаимоотношениях людей, которые живут на полярной станции «Молодежная» — в пространстве, где ничего нет и где жизнь всегда немного смерть. Пьеса основана на документальных фактах – события происходят в середине 90-х годов XX века. В стране все перестраивается, но этот излом истории показан через жизнь на советской антарктической станции «Молодежная».
Визит театра «На Литейном» в какой-то мере традиционный, отметил его художественный руководитель – директор Сергей Морозов:
– Это уже третий спектакль, показанный на замечательном форуме «М.@rt.контакт». Ранее мы привозили спектакли «Ромео и Джульетта», «Митина Любовь» по мотивам Ивана Бунина. Спектакль «Антарктида» стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Там, где ничего нет, невозможно потерять себя. Антарктида — пустое пространство, где герои спектакля пытаются себя найти. Трое мужчин и якутская лайка (собака живет на Южном полюсе на правах человека) – каждый из них выбрал для себя Антарктиду, как место для поиска смысла. Юноша 23 лет чувствует себя в Антарктиде Левоном, а не Левончиком. Петр Георгич только здесь ощущает, что он занят нужным для страны делом. Отец Александр хочет построить в Антарктиде церковь, чтобы православная вера первой пришла на «белую землю». У собаки Мишки тоже есть своя вера — вера в людей. Ради них он здесь.
Но что делать, если все рушится, и твоя «нужность» этому миру оказалась фикцией? Если тебя предает твоя страна? Смысл утрачивается, страна распадается – история драматичная, но к ней подобран такой театральный язык, который сохраняет в спектакле ироничную интонацию и мужество героев.
Спектакль строится как видеохроники полярной зимы. Здесь и ведется съемка с проекцией на экран, и монологи героев о себе с авансцены. Подходя вплотную к камере, они подробно описывают причины, заставившие их уехать с материка на «белую землю».
Прямая видеотрансляция всего, что происходит на сцене, оправдывает и документальность пьесы, и придает всему какой-то ностальгический характер. Когда зритель видит героев на экране, слушает их исповедальные истории, они как бы автоматически попадают для него в разряд прошлого. Полярники становятся зафиксированным воспоминанием. Кажется, зритель смотрит на людей, которых уже давно нет. Начинаешь ждать трагедию. Кто-то должен погибнуть во льдах, но этого не случается.
Когда Петр Георгиевич и Левон замерзают, они не играют приближающуюся смерть – они накладывают на свои лица белую краску (посмертную маску?), красной рисуют потрескавшиеся губы. Их речь намеренно замедленна, экран каждую минуту фиксирует понижение температуры с минус 35 до минус 53. Но снова затемнение, перебивка кадра, и в следующей сцене они уже хлещутся вениками в бане после чудесного спасения.
Эти мужчины «со столбом» не могут просто погибнуть от холода. Их может уничтожить только предательство. Когда Центр сообщит, что станцию «замораживают» и сворачивают из-за упавшего рубля, вот тогда мир героев, действительно, рухнет. Вдруг людям дают понять, что они совершенно не нужны стране, и ей безразлична их судьба, которая сломалась в одночасье. Все, что казалось важным – обесценивается. Оказывается, мир обойдется и без работы станции «Молодежная». Обретенный смысл жизни утрачивается. Но ведь он был в ту зимовку. Здесь, в пустом пространстве, где нет никого, кроме пингвинов, они нашли себя. Это их Антарктида — их свобода. Но у них, как по Гумилеву, есть «несравненное право самому выбирать свою смерть» – самолет с тремя полярниками и членами экипажа пропал с радаров в районе полярной станции «Молодежная»…
Одновременно с закрытием «Молодежной» заканчивается эпоха с ее наивными заблуждениями и несбывшимися мечтами.
Екатерина ЛЬДОВА
Фото автора