Игорь Беспалов. Вдохнуть жизнь в виноградинку
«Сказки Старого Арбата» открыли в Могилеве новый театральный сезон. Художник – авангардист Игорь Беспалов приурочил к 130-летию Могилевского театра свой осенний вернисаж в арт-фойе. Работы уникального художника украшают частные коллекции США, Австралии, Германии, Голландии, Австрии, России и Беларуси.
Модильяни скупал цветы и раздавал их незнакомкам – Беспалов дарит актерам портреты. Его картина «Художник и модель» – о Модильяни и Жанне. «Когда я узнаю вашу душу, то нарисую глаза». Душа Елены Кривонос ослепительно сияет на лице с выразительными глазами. «Мулен Руж» или «Красное на черном» – так театрал Беспалов назвал портрет. Эксцентричная актриса – гений перевоплощений. В некоторых образах ее просто невозможно узнать. Даже зайца в «Красной шапочке» Елена Кривонос играет так, что весь зал дрожит от восторга.
Дрожат солнечные зайчики на узнаваемом «Портрете Василия Гальца». Василий Николаевич и Игорь Николаевич когда-то работали в Детской школе искусств №1. Галец ставил спектакль «Питер Пэн», Беспалов создавал сценографию как Солнечный город.
-Игорь появился в Могилеве – и на этом тихом унылом пространстве произошел взрыв! Беспалова художники заметили сразу. Он перевернул школу вверх тормашками. Дети его обожали. Они с учителем изостудии делали огромные работы, которые побеждали на международных конкурсах. Игорь – человек очень странный. Он никогда не говорит ни о чем земном, бытовом. Он говорит только об искусстве. Тем самым он нас воспитывает и возвышает, – сказал на открытии Юрий Нестерук, работы которого можно увидеть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного искусства в Минске, Музее Шагала.
Дух Шагала до сих пор витает в Витебске. Именно там получил высшее художественное образование Игорь Беспалов. Для сравнения: на тот момент в Белорусский союз художников входило 167 человек из Витебска и только 27 – из Могилева. Витебск подарил художнику музу по имени Галина. Молодые люди вместе закончили педуниверситет. Вместе делали выставку ««Битлз» и цветы». Уже здесь, в Могилеве, на малой родине жены. В Музее Павла Масленикова.
Свою музу живописец нарисовал как «Ярилу». Золотистое лицо-солнышко жены озаряет радостью и светом и дом, в котором они жили, и окрестный пейзаж. Хотя мама художника называла Галю девушкой с севера. Белоруска казалась ей похожей на эвенку или тунгуску. Красавица подарила мужу трех дочерей. Вероника, Ксения, Наташа – как композиция «Три сестры» БГ. Многокрасочные альбомы Бориса Гребенщикова вдохновляют маэстро.
Украсили собой арт-фойе три невероятных красавицы черно-бело-рыжей масти. «Я пришла к вам в первый раз», – призналась ослепительная блондинка (архитектор-дизайнер Анастасия Костенич –авт.). Три фотографа-мэтра: Алекс Литин, Мирон Щудло, Серж Арден – наперебой защелкали фотоаппаратами. Три журналиста-мэтра: Эдуард Медведский, Евгений Булова, Галина Хитрикова – тоже с настроением позировали. Эдуард Иосифович вспомнил, как молодой художник сам пришел к ним в редакцию «Трудовой славы» и – нашел отдушину в интеллектуальных беседах. А также поддержку и понимание.
Сегодня Игорь Беспалов – аппаратчик на «Химволокно». Отец троих детей работает по ночам. Занимается тяжелым физическим трудом. В свободную минутку рабочие идут вздремнуть – художник хватается за кисть. В нем неистово бушует мир форм, красок и чувств. Уникальность Беспалова – в калейдоскопе жанров.
Дипломная работа во многом определила его художественную манеру. Он прочитал сочную статью в журнале «Мастацтва» и влюбился в натюрморт. Решил нарисовать маслом пять небольших картин. Попробовать передать натюрморт, как это сделали бы малые голландцы, импрессионисты, футуристы… Архисложной задачей стал голландский натюрморт.
Волевой мускулистый Беспалов не привык сдаваться и поехал в Петербург – пожить в той эпохе. Ходил по залам «Эрмитажа» и водил носом по холстам старых мастеров. Виноград – как живой, капелька – как живая… Загадку малых голландцев помог разгадать витебский копиист: «Ты должен вдохнуть жизнь в виноградинку!» Виноградная лоза Игоря Беспалова горела и лучилась светом. Художник все время горит вдохновением, работает как одержимый. В 2016 прошла выставка маэстро – «Калейдоскоп», посвященная любимому «Пинк Флойду». Альбом «Стена» 23 раза получил статус платинового.
-Вот у меня великолепная стена! – королевился Игорь Беспалов. Голубая королевская краска вдохновила на абстракцию о красивой жизни принцессы с голубой кровью. Гости и сами устремлялись к удивительной стене. «Мария – Антуанетта» восхитила, очаровала, влюбила, потрясла всех! Работа открытыми и контрастными цветами требует от мастера деликатности и тонкого вкуса.
Философская абстракция Беспалова передает изменчивость декораций, театральность жизни. Королева прибыла к французскому двору – народ встречал ее с искренней радостью. И вот печальный конец того, что так хорошо начиналось. Королеву везли на казнь – народ плевал в ее сторону и бросал камни. Но держалась Мария-Антуанетта с королевским достоинством. Взошла на эшафот, случайно наступила на ногу палачу, произнесла последние слова: «Простите, месье, я не нарочно».
Игоря Беспалова отличают изысканные манеры французского аристократа. На Чапаевке он выращивает розы «Черный принц» и «Дольче вита». Чтобы стать королем, не обязательно родиться во дворце.
Он сознательно избегает мрачных красок жизни. Холсты наполнили арт-фойе романтикой, солнцем, весельем, музыкой, энергией, которые бурлят в крови самого художника. Гости вернисажа почувствовали себя как те виноградинки, в которые вдохнули жизнь. Выставка продлится до 25 октября. Чтобы ее посетить, надо приобрести билет на спектакль.
В бордовом пакете маэстро лежал редчайший альбом Пола Маккартни. Музыка британского музыканта вполне может стать началом новой выставки Игоря Беспалова.
Елена Максимова, фото Сержа Ардена