Вверх по лестнице, ведущей вверх: Александр Вронский
У Александра Вронского харизма, как у Д`Артаньяна. Не зря у некоторых миледи-могилевчанок есть тату с его инициалами. Но если у мушкетера было три верных друга, то у арт-директора клуба «CUBA» почти 7000 друзей Вконтакте. Думаю, Атос, Портос и Арамис добавились бы в друзья к Вронскому. Но шутки – в сторону!
Как мальчишка из могилевской «Гаскони», спального района, добрался до «Парижа»?
Одноклассники.by
«Пора-пора-порадуемся!» – пропел Саша Вронский и собрал друзей у себя в ресторане «Винтаж». На 15-летие школьного выпуска. А там на всех вдруг «накатило» детство.
Вронский вспоминает:
– В седьмом классе мы ходили в «китайскую стену»: там в отделении связи появились кабинки с Интернетом. Была такая низкая скорость – сидишь и ждешь минут 10, пока сайт загрузится. А сегодня за секунду узнаешь новости про всех. Открываешь Вконтакт: брат Иван в Санкт-Петербурге онлайн…
Иван окончил 40-ю школу, а я 1-ю. Сначала я тоже учился в 40-й, но ушел из-за конфликта в классе. Школы отличаются атмосферами. Как танцполы во время вечеринки, когда диджеи играют разную по стилю музыку. 40-я была перегружена, учились в четыре смены. Приходили – и сразу попадали под дикий контроль со «сменкой». Пересекаешь границу – начинается второй кордон: не пускают на третий этаж, потому что там учится смена до нас. Одноклассники искали блат среди дежурных. Вы там все стойте, а я пройду! В классах – по тридцать человек. Естественно, все распадались на группы. Особо мы не дружили.
А в 1-й – никаких оцеплений. В классе ребят поменьше, комфортнее обстановка. Детки, которые жили в центре, отличались от наших, с «восьмого». С ними учиться было увлекательнее и веселее. Учился я без напряга. Лавировал, лавировал и вылавировал – с одной только тройкой по физике… Не все стоит заучивать. Не знаешь, как слово написать, подбери синоним, сомневаешься с запятыми – перестрой предложение. Или сократи. И все будет хорошо.
«Феррари» и «Москвич»
К выбору профессии братьев Вронских привела цепочка событий и любовь к музыке. Как-то летом подростки рванули на заработки в Калугу, а вернулись… диджеями.
– Могилев – город, тяжелый на подъем. В Минске модные ребята тусуются на техновечеринках. У нас же от силы соберутся десять любителей. Массы слушают «поп». Тупенькие в музыкальном плане растут детки. Мы с братом всегда тянулись к новому, иначе я так бы и остался фанатом «Ласкового мая». Распевал бы «Белые розы» Юры Шатунова, как когда-то в четыре года. Вкус к музыке привил, видимо, дядя: он слушал Дэвида Боуи, «Пет Шоп Бойз», «Назарет», «Радиораму». Так и стали меломанами.
Отец купил красный магнитофон «Беларусь». Как же мы ждали «Нов&К топ-10» по БТ-1! Записывали западную музыку со старенького лампового телевизора. Желание поделиться мегахитами привело за пульт на школьных вечерах. На дискотеке в «машинке» увидели объявление о курсах профессиональной подготовки диджеев. Позвонили – нам озвучили цену за месяц обучения. А тогда, в 90-е, жилось тяжеловато. Родители – обычные рабочие. Но они нас выслушали. Ну, если нужно, давайте. Найдем деньги. На курсах нам показали азы диджеинга. Диджей, он, как повар, готовит разные блюда из ингредиентов вкусной живой музыки. Вот этой публике надо испечь тортик, а этой – приготовить карпаччо. Эту компанию надо веселить, а эту удивить.
Бабушка наша так и не поняла, чем занимаются внуки. Она мечтала, что я стану суровым фермером. Дача – это мир с майскими жуками-космонавтами, улитками, ручными бабочками и божескими коровками, согретый бабушкиным теплом. Я тащился от пирожков бабушки. Какие-то она в духовке пекла, какие-то в масле булькали. Подарила внукам немалую денежку. Можно было машину купить. Мы решили, что хорошее вложение – это профессиональное диджейское оборудование. На тот момент по всей Беларуси таких комплектов у частников было только два. Пульт и вертушки – круче, чем в самом модном клубе города.
Нас пригласили работать в маленькое «Метро». Туда однажды зашел пообедать Виталик Озеров и предложил нам отыграть на открытии боулинга в «Материке». Дальше Озеров показал помещение под «CUBU». Лепнина, паркет, колонны излучали тепло. Я так и не полюбил холодные пластик, железо, синий цвет в интерьерах. Мы рискнули оставить маленькое «Метро» и перейти в более простой клуб. Можно сказать, «Метро» тогда было «Феррари», а мы выбрали «Москвич». Как показал опыт, по могилевским дорогам на простой машине иногда ездить удобнее.
Сила в кубе
Новый клуб набирал популярность. Но потом была очень сложная ситуация, когда ушел из жизни Озеров. Братья хотели оставить «СUBU». Думали, толку с новым руководством не будет. Позвонила Елена Борисова и сказала: рано сдаваться. К мнению авторитетного журналиста Саша Вронский прислушался и не пожалел. Новый владелец клуба, Андрей Монич, оказался человеком с отличной интуицией, разглядел в диджее задатки лидера и предложил стать арт-директором.
В Мониче сочетаются порядочность и предпринимательская жилка. Бизнес развивается: при клубе появились ресторан «Винтаж» и новый караоке-бар. Атмосфера – самое главное в любом заведении. Количество вложенных денег еще не гарантирует успех. Важно, чтобы посетителям было уютно на душе.
– Виталик Озеров мечтал о кубинской атмосфере: свобода, дружелюбие, эмоции, смех, дух приключений. Сила в кубе привлекла посетителей.
Заядлый театрал, Виталик приглашал на вечеринки актеров. Коля Романовский вошел в историю «CUBA» как команданте Че Гевара. Потом начались «М@рт-контакты» – и клуб стал одной из площадок. Спектакль «Кафе «Поглощение» с танцами на столах жюри не оценило. Хотя зрелище потрясало: 10 из 10! Режиссер Женя Корняг показал фальшь глянцевого блеска.
Взорвал мозг крутой проект про инопланетян. Ребята из Европы, завернутые на своем деле, показали, как розовые люди могли бы контактировать с землянами. Я бесстрашно с ними сфоткался. Потом пришельцы вышли из клуба на проезжую часть. Они же не понимают правил дорожного движения. Водители затормозили: такой треш не поняли и вызвали милицию. Пришлось директору театра Андрею Новикову объяснять, что мероприятие проходит в рамках фестиваля…
В 2008 после проката фильма мы заявили вечеринку «Стиляги»: мальчикам – брюки-дудочки, папин пиджак с широкими плечами, узкий галстук-«селедочка», свитера «с оленями», яркие рубашки в гавайском стиле. Девочкам – платья в горох, пышные или узкие юбки. Ребята выплясывали буги-вуги. «CUBA» показала, как круто можно проводить костюмированный Хеллоуин.
Некоторые вечеринки проходят только у нас. Так, мы отмечаем «Новый год наоборот»: в разгар лета наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза и водим хороводы.
Первое поколение посетителей клуба было более легким на подъем. Сегодня все спит, оно устало! Все незамысловато сидят и пьют коктейли. Одна из причин таких перемен – Интернет. Можно никуда не идти – взять и посмотреть кино на диване. Но ведь скучно так жить. Надо развиваться.
Учись, студент!
Прошло 15 лет после окончания школы. Стояли как-то раз братья Саша и Иван и их товарищ Сергей Шинкевич – как три мушкетера. Размышляли: есть ли в жизни место подвигу?
– А не поступить ли нам в университет им. Кулешова? Туда можно не сдавать математику. Я, такой дерзкЫй, загуглил, как выглядят бланки тестирования. Без подготовки сдали тесты и набрали проходной балл. Выбрали социологию.
В первый же день в универе декан поспешил нас огорчить: со второго курса начнется высшая математика. Потом – статистика. Преподавателям – по барабану, что мы – заочники, работаем.
Ваньке с Серегой учение с мучением пришлось не по вкусу, и они покинули стены университета. А я остался – и не пожалел. Есть много учебных дисциплин, полезных для жизни: социология девиантного поведения, социология семьи и брака, педагогика. Иногда так не хватает общения с умными людьми! В Кулешова много сильных преподавателей. В конце лекций философа Костенича хотелось аплодировать.
Конца света не будет!
Вронский любит пополнять ленту Инстаграмма фото красивых людей, постетителей клуба. Но главное место в сердце братьев занимает эффектная кошка девон-рекс. Внешне напоминает инопланетянку. А характер – помесь обезьяны и собаки. Кася-Кассиопея похожа на хозяина выразительными глазами, кубинской общительностью и острым чилийским умом.
– Скажу правду: мне не понравилось, как вы осветили мероприятие по проблеме бездомных животных (статья «Да победит любовь» – авт.). Есть ремейк в музыке – почему бы не делать ремейки текстов и в журналистике. Писать проще и жестче – для молодежи.
Газеты не успевают идти в ногу со временем. В Америке в день выхода «Нью-Йорк таймс» с хвалебной рецензией ресторана места в нем будут забронированы на два месяца вперед. У нас, если газета напишет, погоды в целом это не сделает, скорее «сарафанное радио» сработает.
Во мне есть черты идеалиста. Мне хочется, чтобы все было красиво. К сожалению, общество существует по законам природы. Хамы вытесняют культурных людей из клубов.
Ужасы нашего городка. Раньше публику, которая выползает по пятницам и субботам из спальных районов, отпугивала актуальная музыка. Потом контингент адаптировался и научился дергаться под «техно», но уровень воспитанности остался ниже плинтуса. Винить клубы в отсутствии культуры у большей части населения так же нелогично, как винить холодильник в ожирении хозяина. Воспитанные ребята спрятались по домам.
Но не все так печально! В двухтысячном году все прогнозировали конец света, мы даже устроили тематическую вечеринку. Но конец света так и не наступил. Как не наступил он ни 1, ни 13 ноября 1899 года. Возможно, разговоры о духовной катастрофе тоже преувеличены. Шансы на выживание есть у всех, в том числе и у культурных людей. Я придумал свою защиту: белый кот обнуляет переход черного кота.
Елена Максимова, фото из семейного архива Вронских