Дневник фестиваля. День третий
Дневник фестиваля. День третий: «Чёртовы» и «Золотые ворота» (спектакли «Мастер и Маргарита» и ожидаемый «Сталкер»)
23 марта, в среду, зрителям, журналистам, членам жюри и гостям «Март-контакта -2016», как Маргарите М.А. Булгакова, предстояло сделать трудный выбор: или отправиться в Театр кукол на манящую таинственностью постановку «Мастер и Маргарита» театра из Варшавы или посмотреть в драмтеатре замененный спектакль «Бракованные люди» Киевского академического молодежного театра. Кто сделал правильный выбор? Хотелось раздвоиться, как Ивану Бездомному. За мной, читатель!
«Золотые ворота»
Театр «Золотые ворота» должен был привезти ожидаемый спектакль «Сталкер»: именно на него собирались специально приехать гости из Минска. Варшавский критик Андрей Москвин в день открытия убежденно сказал: показ «Сталкера» стал бы событием в Беларуси. Что ж, читатель, есть повод для радости – надежда на встречу в следующем году. Вместо спектакля по пьесе Павла Арье «В начале и в конце времен» была показана специфическая комедия «Бракованные люди» по пьесе скандального драматурга Василия Сигарева, закончившего курс драматургии эпатажного Николая Коляды. Почему такой жанр – специфическая комедия? На это с юмором ответил талантливый режиссер Стас Жирков:
-Я сам придумал «для отмазки» такой жанр, как специфическая комедия. Это как в жизни: постоянные переходы от трагедии к комедии. Когда у тебя выезд завтра в 12-ть и ты вдруг в 10-ть получаешь звонок от заболевшей актрисы, ты, конечно, воспринимаешь это как трагедию: мы очень хотели привезти много гастролирующего «Сталкера». Мы надеялись, что для Беларуси это станет новым опытом. Мы все живем в этой зоне – это не про Чернобыль, это про всех нас. Ночь была драмой: мы знали и горевали о том, что никуда не едем. В 8.30 утра началась комедия: раздался звонок директора фестиваля. Андрей Федорович Новиков сказал: у вас нет выбора – надо приехать!
Самое смешное – мы изначально подавали заявку на выбор из двух спектаклей для участия в фестивале. Значит, «Бракованные люди» хотели приехать больше, чем люди из «Сталкера».
Мы вчера очень сильно волновались: у нас в театре «Золотые ворота» маленький зал на 50 человек. Ваш Могилевский драмтеатр производит огромное впечатление: это великолепное помещение с особой аурой. Спасибо белорусскому зрителю за доброе отношение к актерам из Украины.
30 марта я вылетаю в Магдебург для постановки «Сталкера» в Германии. 19 мая там состоится премьера. Так что приезжайте на Международный театральный фестиваль кукол в Магдебурге!
Изгнание публики через «чертовы ворота»
Пока в драмтеатре зрители и члены жюри наслаждались филигранной игрой актеров театра «Золотые ворота» из Киева, в Театре кукол шло «избиение и изгнание зала» молодыми и эпатажными ребятами из Варшавы.
У Михаила Булгакова не было возможности опубликовать роман «Мастер и Маргарита» – у публики в тот вечер не было возможности наслаждаться булгаковским словом. Субтитры скакали с дьявольской скоростью. Зрители терялись перед трудным выбором: читать улетающий текст на экране или смотреть за нехорошей беготнёй на сцене. Дело было так: спектакль полностью построен на импровизации, «свободный и невидимый!» (свет на сцене почти отсутствовал). Правильнее было бы указывать на экране только названия эпизодов: «Никогда не разговаривайте с неизвестными», «Понтий Пилат», «Седьмое доказательство», «Погоня», «Шизофрения, как и было сказано» – такой диагноз хотелось дать постановке. Иван Бездомный не мог понять, кто перед ним. Зрители тоже не могли понять: кто есть кто? Самым узнаваемым был обаятельный обормот Бегемот. Иван Бездомный страшно нервничал в Грибоедове – и так же злились зрители в Могилёве. Это был крайне нервный и беспокойный первый акт.
Конферансье Бенгальский настаивал на разоблачении чёрной магии – зрители напрасно ждали философского смысла от постановки. Не надо думать – надо верить! Иначе можно было лишиться головы, которую отзывчивый могилевский актер и режиссер Владимир Петрович попросил вернуть несчастному на сцене.
Польские актёры оценили милосердие белорусских зрителей. И удивили, начав читать мысли зрителей в тот вечер:
-Где Мастер? Почему нет Маргариты? Что это за «Мастер и Маргарита»? Ничего не слышно! Что за белиберда?!
И вознаградили потрясающим воображение вторым актом! Как заметила театральный критик Мария Танана (Вильнюс, Литва), «те, кто дожил до второй части после антракта, получили огромное удовольствие, наблюдая феномен». Польские ребята не обманули, как и Азазелло Маргариту! Именно со встречи на скамейке началась вторая часть спектакля.
Правда, Мастера мы увидели не все. Но была потрясающая рыжая Маргарита. Мария Танана, видевшая сотни Маргарит, начиная с Театра на Таганке, утверждала: варшавская Маргарита уникальна! «Это совершенно другая Маргарита, тончайшая, полётная, обуреваемая сомнениями и внутренней борьбой: остаться с мужем или любимым человеком»; яростная и готовая разгромить квартиру критика Латунского, посмевшего обидеть Мастера. Авторитетный критик Беларуси Татьяна Дмитриевна Орлова подтвердила:
-Правильно! Именно так с критиками и надо!
Был изумительный и фантасмагорический бал с огромным мультимедийным экраном. Это представление стало незабываемым пиршеством впечатлений:
-Браво, театр «Malabar Hotel» из города Варшавы! Спасибо за полёт над городом в тот вечер! Было полнолуние.
Елена Максимова, фото mogilevnews.by