Дневник фестиваля. «Варшавская мелодия»
Где же ЛЮБОВЬ? (спектакль «Варшавская мелодия»)
— В Москве, в сорок шестом, декабрь был мягкий, пушистый. Воздух был свежий, хрустящий на зубах. По вечерам на улицах было шумно, людям, должно быть, не сиделось дома. Мне, во всяком случае, не сиделось. А таких, как я, было много, – так начинается пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Вот и поклонникам «Март-контакта» не сиделось дома 22 марта, во вторник, во второй фестивальный день: они пришли посмотреть одноименный спектакль Черниговской театральной платформы.
Но возникла проблема: где искать святое искусство? Скучали и киевские актёры на сцене, и белорусские зрители в зале Театра кукол. Спектакль о любви был без любви: между героями так и не возникла сила притяжения. Это были два посторонних человека. Пламя любви так и не возгорелось: искра между актерами так и не мелькнула. Возникает вопрос: кого ж любить? Зрителю оставалось любить только самого драматурга Зорина, написавшего прекрасную историю любви винодела и «камеральной певицы» (актриса Ольга Печко). Свадебные планы были разрушены указом от 15 февраля 1947 года, запрещающими браки советским гражданам с иностранцами. Главное в пьесе – это тема обреченности. Любовь обречена, потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком. Расставание мучительно для обоих. Виктор признаётся: «Так сложилась жизнь. А жизни надо смотреть в лицо. И если я стараюсь сейчас не заорать, это не значит, что мне это просто». Мучительным был и просмотр спектакля (Деньги за пирожное-то уплочены!). Хотелось орать от бесплодных попыток «красивостей» и таких противоречий, как: идет 47 год и девушка получает от Виктора туфельки в подарок. Всё это прекрасно, но что делать с коробкой из нашего времени? Действие происходит в нищие 47 году, но на экране демонстрируются кадры современной благополучной Варшавы.
Вывод: выстрел был холостым, зритель ушел даже «незадетым». Надо смотреть в лицо правде: таких постановок на фестивале быть не должно. И белорусскому зрителю пора перестать аплодировать стоя плохим постановкам. Вкус надо развивать. Ответственность лежит и на организаторах «Март-контакта»: не надо обрекать поклонников фестиваля на спектакль, режиссер которого не потрудился открыть словарь и уточнить правильное произношение улицы: не Огарев, а Огарёв. «Не работал» и третий персонаж на сцене – Человек театра: мим в белых перчатках.
«Варшавская мелодия» любви так и не зазвучала, несмотря на то, что постановка режиссера Евгения Сидоренко играется в Черниговском областном филармоническом центре. Актёр и режиссёр убежден: любовь возникает случайно. И именно такая упавшая как снег на голову любовь и вдохновила его на обращение к этой пьесе. Прекрасные и интересные женщины – критики задали закономерный вопрос: так где же любовь?
Елена Максимова, фото mycity.by