Дневник Фестиваля. День второй
Глазами могилевчанки или Портрет Московского театра «Сфера» («И ДУША с ДУШОЮ говорит!»)
Во вторник, 22 марта, во второй день «Март-контакта» , зрители увидели в драмтеатре спектакль «Раскас» по мотивам рассказов о любви В. ШукшинаМосковского театра «Сфера» под творческим руководством народного артиста Александра Коршунова (фильмы «Не могу сказать «прощай», «Брестская крепость», «Черные волки» и другие).
Ольга Белоцерковская – актриса Могилевского драматического театра, ехала в маршрутке после спектакля и тихо говорила по телефону: «Это было прекрасно. Всё как я люблю. Как жалко, что ты пропустила такой вечер. Это было незабываемо. Я рада, что открыла этот театр для себя». Да, публика в тот весенний вечер в драмтеатре отзывалась на каждую реплику актёров, почувствовав национальный колорит творчества Шукшина. Произошёл сильнейший эмоциональный и энергетический обмен.
Почему такое название – «Сфера»? Это открытие основателя Екатерины Еланской, режиссёра могучего темперамента: отход от театра-аудитории, где все сидят рядком и смотрят в одну сторону, – к кольцевой композиции: все сидят вокруг сцены, как сородичи Единого Племени. К сожалению, такую сцену надо выстраивать: в рамках фестиваля нет возможности предоставить труппе столько времени. Важно было другое – «сфера» общения между людьми. Актёры выходят в качестве безусловных собеседников и наэлектризовывают собой «пространство». Воздух студийности поднимает «ауру душ». Характерный для сферы ход: от общего карнавального, захватывающего всех, хорового, хороводного движения – к певучей тоске выпадающей из хора души – и обратно в общее спасительное кружение.
От Ивана Петина ушла жена, назвав его «пеньком»! Ей все говорили, что она похожа на какую-то «Орловску». И огромному Ивану отказала привычка всё в жизни переносить терпеливо. Нехорошо и больно сделалось под сердцем, тоска и грусть взяла. Да, не умел он дарить цветы и красиво говорить. Пробовал напиться – ещё хуже стало и противно. Она, дурочка, не понимает: а если скажут кому, что он на Гитлера похож……. А ей скажешь – и она вся прямо засветится! И вот она вильнула хвостом. И семья порушена! И нет уверенности, что новая наладится. И «пенёк», так проигрывающий польскому галантному офицеру-ловкачу, изливает перед притихшим зрителем-собеседником душу: «У меня, самое главное, сердце к ней приросло. Каждый раз возвращаюсь из рейса и радуюсь: сейчас увижу! И на тебе!..» И душа зрителя страдала от непонимания и понимала, какие мы все ранимые, несчастные на этой земле! Что под нелепой оболочкой в неказистой одежде бьется живое ранимое сердце… И в какой-то, показалось, финальный момент о страдающей душе зритель, «как чудик», поднялся, прощально аплодируя… Ан нет, «спасительное кружение» в вихре положительных эмоций дальше продолжилось! Сконфуженные, мы, как «чудики», снова заняли свои места.
Зритель Могилевского драмтеатра увидел крупные планы замечательных актёрских работ. Это были выразительные, живые композиции о любви с бешеной динамикой, сильными и яркими чувствами. Жанр спектакля «Раскас» – выездной концерт сельской самодеятельности в 7 частях без антракта: «Степан всегда любил, когда играют свои! Интересно. Знаешь человека вот с таких лет. Приходишь в клуб. Глядь, а тот же Гришка скачет по сцене с бородой по пояс и орёт дурным голосом!»
Счастливые, мы увидели на импровизированной сцене-грузовике хоровод чудиков из рассказов Василия Шукшина, отобранных режиссером Ю.Беляевой: «Непротивленец Макар Жеребцов», «Чередниченко и цирк», «Одни», «Раскас», «Жена мужа в Париж провожала», «Светлые души», «Степкина любовь». Театральный критик из Харькова Татьяна Киктева обвинила зрителя и вынесла профессиональный вердикт «Сфере»: «Сегодня, 23 марта, на пресс-конференции, вы общаетесь не со зрителями. Зритель – это наша беда, совершенно особая категория: им можно показать руку, ногу… И они будут рады! Нужно учитывать и такую национальную особенность белорусского зрителя, как доброжелательность».
«Опиумом для народа» назвала работы «Сферы» яркий журналист и критик Елена Лиопо. Харизматичный, настоящий, яркий и глубинный, с сильным внутренним стержнем, Александр Коршунов, выразив благодарность за приглашение и радость встречи, сказал в защиту: «Я очень люблю белорусов. В Могилеве совершенно замечательный драмтеатр, старинный, красивый, атмосферный. Очень интересный фестиваль. И прекрасный зритель. Я очень доволен тем, как прошел спектакль. Несмотря на традиционную портальную театральную сцену, мы постарались создать «сферическую» атмосферу. И тот зритель, о котором Вы так небрежно сказали, он для нас очень дорог!!! Он не эстрадный. Он не дешёвый. Он – душевный! Это самое главное. Мне кажется, что зритель сегодня нуждается в сердечных впечатлениях. Мы постарались создать и показать именно душевный спектакль: «И душа с душою говорит!» Это дороже всего».
«Любимый мой» – так хотелось назвать этот театр. Забудьте, «всё, что было» сказано критиками, и приезжайте ещё раз и ещё много-много раз! Не забывайте «Тропинку» (слова М.Исаковского, музыка М. Блантера) в Могилев. От вашей актёрской игры зажурчали ручьи в душе, растаяло сердце, зацвели наши бедные головы. Мы совсем их потеряли от вспыхнувшей любви к Александру Коршунову и заслуженной артистке Татьяне Филатовой, похожей на Любочку Орлову, и заслуженной артистке России Людмиле Корюшкиной, похожей на стихийную и народную Нину Русланову.
Мы с огромным удовольствием «отравились» обаятельной игрой Александра Чичкова и его красавицы партнёрши с русой косой до пояса и огромными глазами.
И ничего мы не могли с собой поделать! Любовь, которой можно управлять, это и не любовь вовсе! Любовь – это стихия, она обрушивается как девятый вал, и ты просто тонешь. И наплевать, что говорят умные критики! Когда и кому в любви помешали окружающие и их мнения! Любовь – это самая прекрасная глупость на свете! Каждой клеточкой мы чувствовали жизнь и хотели жить в тот вечер! И не могли спать до самого утра, совершенно пьяные от воспоминаний.
Под звуки «трёхрядки» с малиновым мехом сладилось и станцевалось всё в тот прекраснейший фестивальный вечер! Актеры «Сферы», как Колька Паратов, «Цыганочкой» завоевавший любовь жены, «вытанцевали» любовь и признание зрителей. Народные и известные «застольные» песни стали «цементом», объединившим дуэтные работы актёров. «Контакт» состоялся! Мы дышали вместе! Это была Весна.
Елена Максимова, фото mogilevnews.by