Дневник фестиваля. День первый
КРИК отчаяния Казакова: «Мне страшно за человека!»
Итак, день первый Международного молодежного театрального фестиваля-2016 : 21 марта, понедельник. Весна и снег. Внешнее спокойствие города и оживление в ожидании события в многолюдном фойе Театра кукол – премьеры «На дне» режиссера Игоря Казакова.
Игорь Казаков – гордость и радость города Могилева. Ему есть что сказать, его посыл настолько мощный, что зрителя долго не отпускают переживания после спектакля: вопросы клубятся в голове, как на зарисовках-портретах Владимира Кононова. Было что обсуждать и многоуважаемым членам жюри: мнений, ракурсов точек зрения после спектакля-высказывания было так много, что диспут пришлось завершить волевым усилием из-за регламента времени.
«Живут без чести да без совести…»
Итак, Игорь Казаков любит куклу и не любит современного человека. Но парадокс: куклы в пьесе «На дне» отталкивают своим уродством. Лица же актеров-людей прекрасны. По мнению известного театрального критика и профессора Татьяны Орловой, этот контраст напоминает «оскаруайльдовский» постулат: с возрастом на лице человека проявляются его сущность и совершенные грехи. По замыслу же режиссера, человек не справляется с непосильной для себя задачей – быть одухотворенным созданием по образу Божьему:«недочеловеки» только пытаются быть похожими на людей, но их «пожирают» собственные недостатки.
На фоне лёгкой «музычки» текут привычные будни обитателей ночлежки. «Герои» варятся в котле мелких страстишек, они ленивы и долго спорят, чья сегодня очередь убираться: «Я за других работать не стану!» «Слова, слова, слова» – обитатели «дна» только говорят и ничего не делают. Им хочется выть от беспросветной скуки: «Такое житьё, что как встал поутру, так сразу за вытьё!» Они циничны, грубы, пошлы, похотливы и похабны: «Шум смерти не помеха!», «Парочка: баран да ярочка!», «Сколько зверства в этой бабе!» Легче всего им напиться, их организм отравлен алкоголем: «Напьюсь, как сорок тысяч пьяниц!», «Барон, пошли в кабак!» Они прячутся от суровой правды – «обуха» в воспоминаниях о прошлом, иллюзиях и выдумках. Уныл и безрадостен труд жадного Клеща. Здесь сжигает изнутри собственническая ревность. И эта распущенная истеричность сломавшихся людей: «Это почему у вас до сей поры не метено?! А если санитары придут?!» Бесподобны актерские работы и индивидуальны голоса, символизирующие человеческие пороки. Без имени нет человека – здесь, «на дне», звучат только клички. И пронзительная музыка рассказывает о жалком поражении Актера, забывшего любимое стихотворение: а ведь в любимом-то вся душа!
«А я такой человек: ничего не желаю, ничего не хочу – и шабаш!»
Казаков провоцирует зрителя начать дискуссию: человек – это варвар или всё-таки культурное существо? На взгляд бескомпромиссного режиссёра, человек 21 века – это кровожадная и жестокая средневековая тварь, как на картинах Босха, зубастая и «червеподобная». Доказательство: человечество продолжает уничтожать себе подобных и напоминает поведение пауков в банке. Казакова отличает не только творческое, но и жизненное бесстрашие. Он решился посмотреть в глаза страшному человеческому «бытованию». Пьеса Максима Горького «На дне» воспринимается сегодня как горькая действительность, отражение страшных реалий. Содержание пьесы страшно, но спектакль оказался ещё страшнее. Зритель должен в ответ проявить смелость и не побояться «уколоться» о колючую реальность. И не надо малодушничать и просить «хэппи энда».
«Господа-люди, что с вами будет? Где у вас метла-то?»
Режиссер, работающий в традициях радикального театра, предложил только один выход: дезинфекция. Если ты видишь червей, то логично их уничтожить. Планету нужно очистить от грязи: «Грязь везде, грязища! Эх вы, свиньи!» А может, это собственные недостатки жалких жителей ночлежки травят и истребляют их? Это спектакль-крик и спектакль-предостережение: так жить нельзя. Лука показан режиссером как «общипанный» беспомощный ангел. Нина Мазур, интересный и артистичный собеседник с нестандартным мышлением, поэт, драматург, эссеист и театральный критик, высказала свою точку зрения: имя Луки она связывала всю жизнь не с Евангелием, а с производным словом от глагола «лукавить». Странное и весьма сомнительное существо. Но, как заметил Игорь Казаков, Лука всё-таки как-то сдерживает животные инстинкты обитателей ночлежки. Он ушёл – и они окончательно погрязли в погубивших их страстях. Жанр постановки «На дне» был определен как «экзистенциальная драма в двух актах отчаяния». Люди, оказавшиеся лишними в жизни, в трактовке Игоря Казакова, вызывают чувство сожаления о несостоявшейся человеческой судьбе, потере в себе божьего замысла: «никто тебя не любит, никто не уважает». Как признался режиссер, «этот спектакль – моя боль, переживание и сопереживание: мне безумно жалко всех обитателей ночлежки и мне страшно за человека».
«Нет веры в себя, а без этого ничего не будет!»
Как продолжила свои наблюдения Нина Мазур, людей «на дне» поедает их собственная червоточина. И этот «червь порока», живущий в каждом человеке, может только тогда оставить его тело, когда он поднимается над самим собой в миг возвышенной любви и в миг творчества, приближающего человека к состоянию Творца. Мне кажется, между любовью и творчеством можно поставить знак равенства: каждый творит свою собственную неповторимую историю отношений. Главное: «В женщине душа должна быть!» Каждый человек может построить самого себя и свою жизнь.
Небесная музыка белорусского композитора Александра Литвиновского возвысила спектакль «На дне», побуждая вспомнить так и не прозвучавшую знаменитую цитату Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!»
Постановка Казакова ещё раз подтвердила «подозрение»: в современном искусстве режиссеры театра кукол идут в в авангарде. Игорь Казаков не обманул ожиданий: он удивил когда-то и продолжает удивлять. Только мертвецы могут не слышать и не чувствовать искусство. Живые могилевские зрители подарили гром аплодисментов героям этого незабываемого фестивального вечера: режиссёру и великолепным актерам, также бесподобным работам актеров драмтеатра: Азиза Азимова, исполнившего роль трогательно-пронзительного Сверчкова-Заволжского, и неузнаваемого Ивана Труса, сыгравшего яростного Ваську-вора.
Елена Максимова, фото с сайта mogilevnews.by