Темы

Дневник фестиваля. День первый

Дневник фестиваля. День первый

КРИК отчаяния Казакова: «Мне страшно за человека!»

image

Итак, день первый Международного молодежного театрального фестиваля-2016 : 21 марта, понедельник. Весна и снег. Внешнее спокойствие города и оживление в ожидании события в многолюдном фойе Театра кукол – премьеры «На дне» режиссера Игоря Казакова.

Игорь Казаков – гордость и радость города Могилева. Ему есть что сказать, его посыл настолько мощный, что зрителя долго не отпускают переживания после спектакля: вопросы клубятся в голове, как на зарисовках-портретах Владимира Кононова. Было что обсуждать и многоуважаемым членам жюри: мнений, ракурсов точек зрения после спектакля-высказывания было так много, что диспут пришлось завершить волевым усилием из-за регламента времени.

«Живут без чести да без совести…»

Без названия2

Итак, Игорь Казаков любит куклу и не любит современного человека. Но парадокс: куклы в пьесе «На дне» отталкивают своим уродством. Лица же актеров-людей прекрасны. По мнению известного театрального критика и профессора Татьяны Орловой, этот контраст напоминает «оскаруайльдовский» постулат: с возрастом на лице человека проявляются его сущность и совершенные грехи. По замыслу же режиссера, человек не справляется с непосильной для себя задачей – быть одухотворенным созданием по образу Божьему:«недочеловеки» только пытаются быть похожими на людей, но их «пожирают» собственные недостатки.

Без названия3

На фоне лёгкой «музычки» текут привычные будни обитателей ночлежки. «Герои» варятся в котле мелких страстишек, они ленивы и долго спорят, чья сегодня очередь убираться: «Я за других работать не стану!» «Слова, слова, слова» – обитатели «дна» только говорят и ничего не делают. Им хочется выть от беспросветной скуки: «Такое житьё, что как встал поутру, так сразу за вытьё!» Они циничны, грубы, пошлы, похотливы и похабны: «Шум смерти не помеха!», «Парочка: баран да ярочка!», «Сколько зверства в этой бабе!» Легче всего им напиться, их организм отравлен алкоголем: «Напьюсь, как сорок тысяч пьяниц!», «Барон, пошли в кабак!» Они прячутся от суровой правды – «обуха» в воспоминаниях о прошлом, иллюзиях и выдумках. Уныл и безрадостен труд жадного Клеща. Здесь сжигает изнутри собственническая ревность. И эта распущенная истеричность сломавшихся людей: «Это почему у вас до сей поры не метено?! А если санитары придут?!» Бесподобны актерские работы и индивидуальны голоса, символизирующие человеческие пороки. Без имени нет человека – здесь, «на дне», звучат только клички. И пронзительная музыка рассказывает о жалком поражении Актера, забывшего любимое стихотворение: а ведь в любимом-то вся душа!

«А я такой человек: ничего не желаю, ничего не хочу – и шабаш!»

Казаков провоцирует зрителя начать дискуссию: человек – это варвар или всё-таки культурное существо? На взгляд бескомпромиссного режиссёра, человек 21 века – это кровожадная и жестокая средневековая тварь, как на картинах Босха, зубастая и «червеподобная». Доказательство: человечество продолжает уничтожать себе подобных и напоминает поведение пауков в банке. Казакова отличает не только творческое, но и жизненное бесстрашие. Он решился посмотреть в глаза страшному человеческому «бытованию». Пьеса Максима Горького «На дне» воспринимается сегодня как горькая действительность, отражение страшных реалий. Содержание пьесы страшно, но спектакль оказался ещё страшнее.   Зритель должен в ответ проявить смелость и не побояться «уколоться» о колючую реальность. И не надо малодушничать и просить «хэппи энда».

Без названия4

«Господа-люди, что с вами будет? Где у вас метла-то?»

Режиссер, работающий в традициях радикального театра, предложил только один выход: дезинфекция. Если ты видишь червей, то логично их уничтожить. Планету нужно очистить от грязи: «Грязь везде, грязища! Эх вы, свиньи!» А может, это собственные недостатки жалких жителей ночлежки травят и истребляют их? Это спектакль-крик и спектакль-предостережение: так жить нельзя. Лука показан режиссером как «общипанный» беспомощный ангел. Нина Мазур, интересный и артистичный собеседник с нестандартным мышлением, поэт, драматург, эссеист и театральный критик, высказала свою точку зрения: имя Луки она связывала всю жизнь не с Евангелием, а с производным словом от глагола «лукавить». Странное и весьма сомнительное существо. Но, как заметил Игорь Казаков, Лука всё-таки как-то сдерживает животные инстинкты обитателей ночлежки. Он ушёл – и они окончательно погрязли в погубивших их страстях. Жанр постановки «На дне» был определен как «экзистенциальная драма в двух актах отчаяния». Люди, оказавшиеся лишними в жизни, в трактовке Игоря Казакова, вызывают чувство сожаления о несостоявшейся человеческой судьбе, потере в себе божьего замысла: «никто тебя не любит, никто не уважает». Как признался режиссер, «этот спектакль – моя боль, переживание и сопереживание: мне безумно жалко всех обитателей ночлежки и мне страшно за человека».

«Нет веры в себя, а без этого ничего не будет!»

Как продолжила свои наблюдения Нина Мазур, людей «на дне» поедает их собственная червоточина. И этот «червь порока», живущий в каждом человеке, может только тогда оставить его тело, когда он поднимается над самим собой в миг возвышенной любви и в миг творчества, приближающего человека к состоянию Творца. Мне кажется, между любовью и творчеством можно поставить знак равенства: каждый творит свою собственную неповторимую историю отношений. Главное: «В женщине душа должна быть!» Каждый человек может построить самого себя и свою жизнь.

Небесная музыка белорусского композитора Александра Литвиновского возвысила спектакль «На дне», побуждая вспомнить так и не прозвучавшую знаменитую цитату Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!»

Постановка Казакова ещё раз подтвердила «подозрение»: в современном искусстве режиссеры театра кукол идут в в авангарде. Игорь Казаков не обманул ожиданий: он удивил когда-то и продолжает удивлять. Только мертвецы могут не слышать и не чувствовать искусство. Живые могилевские зрители подарили гром аплодисментов героям этого незабываемого фестивального вечера: режиссёру и великолепным актерам, также бесподобным работам актеров драмтеатра: Азиза Азимова, исполнившего роль трогательно-пронзительного Сверчкова-Заволжского, и неузнаваемого Ивана Труса, сыгравшего яростного Ваську-вора.

Елена Максимова, фото с сайта mogilevnews.by

Последние новости

Культура

“Наши дизайнеры создают шедевры!” Каким модным тенденциям следует белорусский текстиль

24 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

“Белпочта” выбрала лучшую марку уходящего года

24 декабря 2024
Читать новость
Общество

Елка надолго. Какое новогоднее дерево лучше выбрать и как за ним ухаживать, рассказала биолог

24 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

РУП “Белтелеком”: от услуг электросвязи до сети электрозарядных станций Evika!

24 декабря 2024
Читать новость
Общество

Детские мечты должны осуществляться!

24 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

Подарки и внимание – от всей души

24 декабря 2024
Читать новость