Авторское кино показали в Могилеве
Вопросы самопожертвования и равнодушия – польский артхаус показали на прошедшей неделе в кинотеатре «Родина» в рамках Дней польского кино. Вниманию могилевчан представили 4 картины режиссера Кшиштофа Краузе.
Каждый день гостей кинотеатра ждал новый фильм. Среди них история о жизни жизни цыганки Брониславы Вайс и о том, что благие намерения иногда приводят к не лучшему результату, рассказывал фильм «Папуша». О нежелании слышать друг друга и о хрупкости счастливой семейной жизни рассказывала картина «Площадь Спасителя». Урок самопожертвования, на которое способны не многие, нашел отражение в драме «Мой Никифор». История о бизнесменах, которых вынудили пойти на преступление, – в криминальной драме «Долг». Показ картин организован Польским институтом в Минске совместно могилевским предприятием «Киновидеопрокат».
— Кшиштоф Краузе – один из самых выдающихся польских режиссеров. К сожалению его уже нет среди живых, но я уверен, что те картины, которые после него остались, – самое яркое свидетельство его творчества, креативности и чувствительности. Представленные картины абсолютно разные, но все они заставляют нас задумываться о чем-то высоком и глубоком, — рассказал временный поверенный в делах Польши в Беларуси Михал Хаброс.
Картины сняты за последние 15 лет, и все они основаны на реальных событиях. Каждая – собственный взгляд режиссера на острые проблемы, которые порой стараются не выставлять напоказ. Сильные картины в эмоциональном плане. Во время сеанса можно задаться вопросом: «Почему я смотрю этот фильм?» или «Почему бы не уйти?». Однако время идет и зритель успевает опомниться лишь тогда, когда на экране появляются финальные титры. Сюжет утягивает с головой, держит в постоянном напряжении, но при этом заставляет думать. Создается ощущение непосредственного участия в картине в роли случайного свидетеля, который оказался за кадром.
Картины оставляют не однозначное впечатление. К такому выводу можно было прийти, просто взглянув на лица зрителей после просмотра. Кто-то покидал зал подавленным, кто-то все же находил в себе силы улыбнуться, а кто-то даже мог неосторожно обронить: «И я был свидетелем похожей истории». И это не просто слова, ведь каждый фильм основан на реальных событиях.
Зал был заполнен практически полностью. Примечательным стал и тот факт, что в нашем городе авторским картинами интересуется не только старшее поколение могилевчан, но и молодые жители города. По окончании сеанса мы поинтересовались мнениями зрителей о фильмах.
— Фильм «Мой Никифор» понравился, хотя изначально было не понятно, о чем он. Его суть раскрылась в конце, когда режиссер уже прямо показал того человека, который постоянно был с Никифором свое рода спасителем, — рассказал Ярослав. — Картины этого режиссера цепляют тем, что автор делает лишь полшага к зрителю, а следующий шаг уже предстоит сделать самостоятельно. Нет такого, как в голливудских фильмах, когда демонстрируют картинку, и ты ее смотришь. Тут ты сам делаешь работу, чтобы понять.
— Это сильные эмоциональные фильмы. В некоторых из них мало слов, но благодаря сюжету они и не нужны. Все становится понятным без всяких диалогов, — отметила Вероника.
Были и те, кто уходил до окончания сеанса. Кто-то, возможно, просто не выдерживал эмоциональной нагрузки, а кто-то оказался не готов к тому, что ему предстояло увидеть. Если говорить про вторую группу людей, то их нельзя винить, ведь, как говорится, артхаус – кино не для всех. Главная задача таких фильмов, в отличие от «голливудских блокбастеров», не развлечь, а заставить обратить внимание на существующие проблемы. На некоторые вещи можно смотреть, лишь прожив определенное время.
В заключение хотелось бы предупредить на будущее тех, кто все же решится прийти в кинотеатры города на артхаус, пускай даже бесплатный. Авторское кино – это не всегда бегство от реальности. Порой это погружение в нее с головой.
Справка «ВМ»: Кшиштоф Краузе (1953 – 2014 гг.) – польский режиссер, актер, сценарист, оператор. Свой первый полнометражный фильм «Нью-Йорк, четыре утра» снял в 1988 году. Хоть критики и признали работу провальной, но на кинофестивале в польском городе Гдына режиссер получил приз за лучший дебют. Следующую свою картину он снял лишь спустя 8 лет. Творческий успех к нему пришел после криминальной драмы «Долг» в 1999 году.
Кшиштоф Краузе посмертно награжден Орденом Возрождения Польши за заслуги в области развитии польского кинематографического искусства.
Сергей Воробьев, фото Светланы Бухель