Пересказ «Рассказов циника»: основные правила мастера любовных дел
«Отберите у человека маленькие слабости и перед вами предстанет холодная машина», – доказывает своему оппоненту Рукавов, главный герой трагикомедии «Рассказы циника». Он же со свойственным каждому цинику нахальством, пусть и в весьма интеллигентной форме, рассуждает о любви, страсти, ревности, духовных скрепах семьи и их непрочности, а также заурядности, признавая свою ничтожность перед лицом жизни.
Спектакль, который привез на «М.@rt.контакт-2024» Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого, создан по юмористическим рассказам короля смеха с грустной улыбкой Аркадия Аверченко. Давая оценку его творчеству, литературоведы отмечают: острословие писателя и драматурга было выше мира, в котором так много нелепого, а за смешными историями, порой доходящими до абсурда, таилась подлинная любовь и забота о русском человеке.
Режиссер постановки Евгений Кочетков тонко уловил и использовал эти материи. А также приблизился к золотой середине, влияющей на востребованность спектакля, гармонично соединив два понятия: зрительский «продукт» в стильной упаковке (за это комплименты заслуживают костюмеры, реквизиторы и художники по свету) и серьезную драматическую работу, достойную разглядывания с разных ракурсов.
Девять с половиной «историй любви», объединенных основной сюжетной линией и делающих ненавязчивый реверанс эстетике 20-х годов прошлого века, захватили внимание могилевского зрителя. Сценки, демонстрирующие взаимоотношения мужчин и женщин, плавно сменялись на сцене драмтеатра под ритм летнего джаза в исполнении небольшого бэнда. Словно эпизоды послушной киноленты, они подарили возможность женщинам взглянуть на мир глазами мужчин, а джентльменам – понять ход мыслей прекрасной половины человечества.
Перед нами Рукавов в исполнении заслуженного артиста России Александра Кулькина и пришедший его убить Заклятьин, в роль которого вжился Андрей Савченков. Мотив последнего – месть. Заклятьину изменила жена Надя, променяв его на безнравственного, но крайне обаятельного Рукавова. Обольститель не отрицает произошедшее, как и множество подобных случаев, пытаясь донести свою философию вооруженному собеседнику. В системе координат мастера любовных дел супружеская измена – это нечто естественное, точка, через которую должна пройти каждая пара. По словам Рукавова, его страстью была бы ботаника, если бы не существовало зоологии.
И пока Заклятьин признается, что все его счастье было в женщине, Рукавов заверяет: не он забрал его любимую, а она по своей воле приняла такое решение. Туше! Засчитанный укол.
Сквозь клубы дыма сигар и под отсчет ритм-секции переносимся в воспоминания Рукавова, чтобы увидеть ситуации, повлиявшие на мировоззрение персонажа. Среди них – измена жены Сони и его прагматичная реакция на случившееся. Проиграв в собственном браке, мужчина размыл все границы приличия.
Флирт с незнакомками и мимолетные встречи превратились в спорт. Об этом нам повествует следующий эпизод, развернувшийся в саду. Здесь с «Дон Жуана» сбивает спесь и филигранно переигрывает дама в исполнении Олеси Македонской.
Неоспоримо самой уморительной частью спектакля можно считать воссоединение Леночки (роль исполнила Ольга Иванова) и ее мужа Утякина (овации сорвал заслуженный артист России Михаил Кривоносов). В момент, когда очередная жена пригласила в гости очередного любовника и пытается укрыть его от очередного мужа, зал наблюдает, как фраза «любовь слепа» наполняется эффектом комедии, и в то же время напоминает: в некоторых случаях глубокие сердечные чувства держатся исключительно на вере.
Женские фигуры в постановке нарисованы контрастными оттенками. Одни жаждут любви, невзирая на обстоятельства и барьеры, например, языковые, другие, уже столкнувшись с результатами сладостного обмана, начинают верить в самость.
С последствиями своего образа бытия сталкивается и Рукавов. И перед финалом встает вопрос: так о чем же жалеют циники? И так ли сильна их броня, пропитанная нигилистическим отношением к общепринятым правилам, когда речь заходит о счастье?..
Анна Сташкевич, фото Дианы Вопсевой