Я счастливая!
«Вы счастливы?» – спрашивает читателя поэт Ольга Белова в своем сборнике «29». О себе говорит так: «Родилась. Пишу. Творю. Живу. Счастье внутри нас». «Счастье» – это название ее первого сборника. Счастье по плечу только сильным. Сегодня пьеса «Душа» Ольги Беловой хранится в Музее имени М. А. Врубеля в Омске с благодарственной надписью: «Любимому художнику – Михаилу Александровичу, который привнес в нашу серую людскую жизнь сказку». Другая пьеса – «Прыгоды Заранкі і Янкі», была поставлена в Национальном театре имени Янки Купалы, а ведь когда-то выдающийся театровед, профессор, доктор искусствоведения А. В.Соболевский (руководитель курса “Литературная работа”, на котором училась Ольга), не верил в ее талант драматурга. Сегодня Оля состоит в счастливом браке, но стал он таким только со второй попытки. Как же удалось поймать Птицу счастья?
“НЕ БУДЬТЕ ЛЕНИВЫ!”
-Оля, быть поставленным в главном театре страны – это заветная мечта любого драматурга. Каким был этот путь?
-Сначала Анатолий Викентьевич Соболевский не верил в меня. Я и вправду была птицей, случайно залетевшей на драматургию: писала только стихи и планировала попасть на курс к поэтессе. И вдруг – бах! – драматургия. Среди семи человек на курсе я, вчерашняя школьница, невыгодно смотрелась на фоне таких студентов, как Павел Пряжко, Константин Стешик: они уже были авторы интересных пьес с новаторскими чертами. Проблема была в том, что теорию драмы мы изучали на третьем курсе, а написать одноактную пьесу должны были на первом. Это как сыграть в шахматы, не зная правил игры. Но я привыкла в школе быть отличницей: пошла в библиотеку и занялась самообразованием: перечитала книги по драматургии, искусству и… Погрузилась с головой в материалы о моем любимом художнике – Михаиле Врубеле. Всматривалась в репродукции и пыталась понять: почему у Богоматери Врубеля такие печальные глаза? И пьеса была написана на одном дыхании: несколько дней я не спала, совсем выпала из реальности, ничего не видела и не слышала. Оставила финал открытым: девушка по имени Надежда – исследователь творчества Врубеля, уходит из семьи и появляется в образе Богоматери. Она хотела быть душой, дарящей радость, и подарить мужу и ребенку поездку в Венецию – открыть мир искусства. Но муж предпочел потратить деньги на подарок боссу. Сын не оценил живых рыбок, как на картине Матисса, и решил их продать. Это один из самых острых конфликтов – вечный спор материалиста с идеалистом. Пьеса была написана, но предстояла кропотливая работа по редактированию. Вот тут я и начала задавать много вопросов мастерам – в ответ они щедро делились драматургическими «лайфхаками». Анатолий Викентьевич, как ювелир, помогал в филигранной работе над словом. Наградой стали его слова: «Пьеса «Душа» – вершинная в Вашем творчестве». Это окрылило и вдохновило писать дальше. Моя соседка по общежитию один раз посоветовала: «Оля, ты думаешь, что режиссеры придут к тебе с протянутой рукой и будут просить пьесу? Может, ты хотя бы отнесешь свои труды в театр?» Я вняла этому совету – и … почти через год мне позвонили с предложением поставить «Прыгоды Заранкі і Янкі» в Купаловском театре. Тогда я поняла: под лежачий камень вода не течет.
– Значит, самое главное – не быть ленивым? Как пишешь ты в своих стихах: «Лень правит здесь, а цель, мечта и дело бегут все дальше за порог». Оля, счастье – это работа по душе. Как ты нашла свое призвание?
– Мои три любви, словно три пазла – это поэзия, театр и живопись. Я металась между ними. Училась во второй школе с архитектурно-художественным уклоном, писала стихи, публиковалась, посещала театральную студию при Могилевском драмтеатре (спасибо моим наставникам, мастерам сцены – Зое Бурцевой и Василию Гальцу). Но, к сожалению, у меня нет вокальных данных. И нет желания слушать во всем режиссера. Во время исполнения этюда «Кастрюли» я боялась быть некрасивой. Все это заставило критически взглянуть на себя – и отказаться от желания стать актрисой. И я нашла свои двери, которые открыл Белорусский государственный университет культуры и искусств на курс театральной драматургии. Но меня все равно тянуло к «художествам» – и на третьем курсе я поступила на заочное отделение графического дизайна. Меня распределили в Могилевскую детскую школу искусств №1 преподавателем по классу театра (ирония судьбы?) – и сегодня надо писать сценарии, ставить спектакли, репетировать, готовить афиши, декорации, бутафорию. Получается, все пазлы-любови сошлись (Смеется).
«ЛЮ ТЕБЯ, БЛЮ ТЕБЯ»
-Человек после работы, встреч с друзьями и знакомыми стремится к себе в норку, в свой дом. Ему надо отдохнуть, почувствовать теплоту взаимоотношений. Как удалось построить трудное семейное счастье?
-Когда я увидела будущего супруга и попала в кольцо его рук, то сердце сразу сказало: «Это Он. Я его никому не отдам». Мы почти сразу поженились. И было две фаты. Вторую – французскую, длинную и роскошную, я увидела в Минске – и не устояла. Распался и наш первый брак. Мы не встречались и не перезванивались. Прошло два года – и один раз я дочитывала мудрую книгу Конкордии Антаровой «Две жизни» и занималась самокопанием: анализировала жизненные ошибки, простила себя, отпустила прошлое и … вдруг почувствовала: «Он позвонит!» Убралась, нарядилась и стала ждать – Он позвонил и …сделал второе предложение на Новый год – 2011. Раньше я думала: любовь – это фейерверк, праздник! Кружите меня, кружите – удивляйте меня, удивляйте! Если свадьба, то только в Венеции! Если торт, то трехэтажный с карамелью! Во втором браке поняла: любовь выражается тихо и просто, как во французском фильме «Любовь», отмеченном «Оскаром». Моя память избирательно запоминает картинки. И я помню, как пожилые супруги в этой картине слушали концерт классики, потом приходили домой, и муж помогал снять пальто. Утром супруги сидели напротив друг друга за столом, красиво сервированном, и неторопливо беседовали за завтраком. Любить – это значит отругать любимую за шарфик, который она забыла надеть. Любить – это купить сладости, когда любимая – больной Карлсон – лежит с температурой. Любить – это дарить приятные мелочи. Любить – это вставать в 5.30 и готовить еду для любимого. Любить – это вникнуть в проблемы своей половинки и дать совет. Так, муж-строитель преподнес мне хороший урок. Я работала над киносценарием «Корпорация удовольствий» очень медленно, по 7-10 страниц в месяц. А надо 120 страниц из расчета 1 страница = 1 минута экранного времени. И один раз ночью Кирилл позвал меня на кухню, и показал строительство дома напротив, объяснив этапы работы: подготовка котлована, закладка фундамента, возведение стен и крыши и, наконец, отделка с окнами. Так он подвел меня к практическому выводу: неправильно добиваться совершенства отдельно написанных маленьких кусочков, пока не закончена основная подготовительная работа: не выстроен «скелет» сценария, не продуманы характер главного героя и основные сюжетные линии. И дальше я работала вместе со строителями: они возводили свое здание – я свое, киносценарное, кирпичик за кирпичиком. Так и отношения нужно строить, так и себя надо лепить-творить. Я всегда восхищаюсь людьми, которые построили себя по кирпичику. Над моим рабочим местом висит листочек со словами Джона Бойтона Пристли (очень запомнилась его пьеса «Опасный поворот»): «Наверное, как я уже намекал, лучше не быть писателем, но если ты должен быть им, – тогда пиши. Ты чувствуешь вялость, голова раскалывается, никто тебя не любит, – пиши… Это знаменитое «вдохновение» никогда не придет – пиши…Иди к столу, какое бы ни было у тебя настроение, прими холодный вызов бумаги и пиши».
-«Не дари сковороду» – так называется одно из твоих стихотворений из серебристого сборника «29». Как удается справляться с бытом, который разбил не одну любовную лодку?
-Серый быт… Если скажу, что быт мне не мешает – совру. Но парадокс: иногда бытовые хлопоты могут подтолкнуть к рождению образа. Так, мытье посуды вдохновило меня на «Обеденное стихотворение»:
Я открывала краны поэзии.
Горячие строки, рифмотоки
Сливала в кастрюлю идей.
И варила обеденное стихотворение
Для обычных добрых людей,
Не мнящих себя гениями
И великими критиками.
Для людей, открытых сердцем,
Открытым открытиям.
Приправляла по вкусу эмоции,
Добавляла эпитеты.
Готово! Приятного аппетита!
А ещё серый быт можно сделать серебристым благодаря новогодней мишуре.
«СБУДЕТСЯ!»
-У Тебя есть стихотворение «Предательство» о стабильной Прозе и нежной Поэзии. «Поэтическое восприятие жизни— величайший дар, доставшийся нам от поры детства». Как Тебе удается сохранить радость ребенка?
-Был в моей жизни момент, когда, казалось, я не вернусь к Поэзии. Казалось, моя душа спит под снегом. Подарком судьбы стала встреча с журналистом и писателем Тереховым Александром Ивановичем. Этот человек дал мне импульс снова начать писать стихи. Я почувствовала, что это кому-то нужно, – и во мне пробудилась творческая энергия. Один раз заметила в окне орхидею в майонезном ведерке – и сразу появилось стихотворение “Актриса»:
Орхидея в майонезном ведерке,
Эстетика попрана. Нищета?
Задернуты цветастые шторки,
а она все та,
в жалкой каморке,
нет своей гримерки.
И мир снова стал для меня цветным, ко мне вернулась радость. Радость – смотреть «поэтокартинки» и наслаждаться красотой образов и гармонией цвета. Вот картинка идеального завтрака для меня: кофе, цветы, блокнот, сыр, булочка. Радость – это открыть новый вкус норвежского кофе с бейлисом. Радость – это представлять картинки сбывшейся мечты. Потом сесть на подоконник и написать сцену – это радость. Радость – это красивое отражение в зеркале. Радость – видеть красивого человека. Поцелуи и объятия… Радость – это встреча с рябиной по дороге на работу. Радость – это увидеть: список дел на сегодня выполнен. Радость – это прикоснуться к блокноту, взять любимую ручку и сделать новую запись.
-Каким будет Новый год, какие у вас семейные традиции?
-«Закончу мой роман с Ленью» – и сделаю генеральную уборку, выброшу хлам, который мешает идти вперед. Наведу лоск в каждом уголке. Подключу Кирилла и маленькую Глорию – пусть пылесосят. Поставим нашу Елочку и повесим медвежат-талисманов, купленных в Минске в первый год совместной жизни. Чудо на Новый год – это подарки. Все близкие люди дарят мне ручки и блокноты, по моей просьбе. И каждый – для своих целей. У меня есть цветочный блокнот, который мне подарила одна Роза, туда я записываю свои наблюдения: на какой цветок похож тот или иной человек. У меня есть театральный блокнот, на обложке которого написано: «Двери театра, как и двери церкви, ни для кого не должны быть закрыты». Не нам определять, талантлив ребенок или нет. Мы должны помочь поверить в себя и раскрыть потенциал. Буду ставить новые цели в разных сферах: семья, здоровье, профессия, творчество. Буду надеяться, что в Год Петуха удастся наладить родственные отношения. Дедушке я поставила цель: дожить до экранизации моего киносценария. Мои родные люди живы – здоровы – и это счастье! В сборнике «29» я задала такой вопрос: «Если бы вы знали, что в завтрашнем дне не будет ваших близких, что бы вы сделали и сказали им? Сделайте!»
«Пусть! А его мечта обязательно сбудется!» – это убеждение из стихотворения Ольги Беловой. Только надо подставить руку и поймать на ладонь солнечный луч, как это сделал капитан Грей со словами: «Вот рай!» Надо взять жизнь в свои руки. Эта красивая женщина-праздник умеет быть источником счастья и вдохновения. Поэт Ольга Белова пробуждает читателей силой своего незаурядного таланта:
Эй, что же вы так живете, будто у вас в кармане десять запасных жизней?
Подарите мне одну – лишнюю! Позвоню, обрадую маму, поблагодарю Всевышнего за возможность осуществить планы:
дописать 110 сценариев,
перечитать Толстого романы,
стать с супругом идеальной парой,
вырастить шестерых детей.
Елена МАКСИМОВА