Темы

Трубачи нашей эпохи

Трубачи нашей эпохи

История духовых оркестров – это история побед и поражений, праздников и трагедий страны. Они гремели на княжеских пирах и исполняли грустные мелодии на похоронах и траурных церемониях. Провожали армию в бой и играли на парадах победы.  «Музыка удваивает, утраивает армию, – говорил А.В. Суворов. – С крестом в руке священника, с распущенными знаменами и с громогласною музыкою взял я Измаил!»

 Несмотря на большой численный упадок как профессиональных, так и самодеятельных духовых оркестров, в наше время они продолжают участвовать в новейшей истории страны, сопровождая все государственные важные и значимые мероприятия, играя на улицах и площадях городов. Парады, возложения, эскорты, встречи официальных лиц, концерты, культурно-массовые и спортивные мероприятия – везде задействованы духовые оркестры. Они стали неотъемлемой частью государственной жизни страны.

ХХ век стал пиком развития музыкальных коллективов этого жанра. Духовые оркестры не оставались в стороне даже во время революционных событий 1917 года, участвуя в различных демонстрациях и политических митингах с исполнением «Интернационала» и «Марсельезы». В период Гражданской войны становятся популярными песни, повествующие о борьбе за идеалы революции. Такие, как «Варшавянка» и «Марш Буденного». Оркестры духовых инструментов исполняли вальсы, польки, краковяк, фантазии и увертюры.

В 30-е годы военный дирижер и композитор С.А. Чернецкий написал большое количество маршей на темы народных песен. Самым известным его произведением становится марш «Парад». Марши для духовых оркестров писали композиторы Р.М. Глиэр, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский и другие. В 1935 году на базе оркестрового факультета Московской консерватории открывается факультет военных дирижеров. В годы Великой Отечественной войны факультет переформировывается в Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии, а с 1950 года – в Институт военных дирижеров. С 30-х годов в Советском Союзе на заводах, фабриках, в Домах культуры и клубах, в школах, средних и высших учебных заведениях появляются самодеятельные духовые оркестры. Они играют в парках, садах, на площадях и катках, в кинотеатрах, на танцевальных вечерах и демонстрациях.

В Могилеве расцвет духовой музыки приходится на 50-80-е годы. Организовываются духовые оркестры на кожевенном и авторемонтном заводах (руководители А. Батурин, В. Пронин), на обувной фабрике (рук. Н. Певзнер), на клеевом заводе, в Могилевском депо, ТЭЦ-1, в педагогическом и машиностроительном институтах. В начале 60-х годов появляются духовые оркестры в Домах культуры швейной фабрики имени В. Володарского (рук. С. Куськин) и железнодорожников (рук. Л. Юровский). Широкую известность приобрели духовые оркестры Домов культуры завода искусственного волокна им. В.В. Куйбышева, автозавода им. С.М. Кирова, производственного объединения «Химволокно», комбината шелковых тканей, завода «Строммашина» имени 50-летия Великого Октября. Руководители этих коллективов – Н. Хитрый, Л. Жданов, М. Солдатов, Я. Ашкенази, Г. Гольдштейн проявили большие организаторские способности и организовали оркестры, отличающиеся высокой профессиональной подготовкой.

Хороший духовой оркестр был организован в начале 50-х годов на Могилевском хлебозаводе, а в конце 50-х – в строительном и машиностроительном техникумах.

В начале 60-х годов появились духовые оркестры в стройтресте № 12, ремонтно-строительном управлении, на лентоткацкой фабрике, комбинате силикатных изделий.

Мало кто из жителей Могилева помнит духовой оркестр пожарной команды города. Оркестр появился после освобождения Могилева от немецко-фашистских захватчиков. Он обслуживал все городские мероприятия, участвовал в праздничных демонстрациях, играл на улицах города. В то время в состав пожарной команды входили добровольцы, которые вместе со штатными пожарными выезжали на тушение пожаров. Все вместе они организовали этот оркестр. Музыканты оркестра всегда выступали в форме пожарных, с касками на голове, что придавало оркестру особое обаяние, красоту и привлекательность. Они гордо маршировали по улицам города под аплодисменты зрителей.

Во время прохождения духового оркестра пожарных по улицам города впереди шел музыкант с большим барабаном и тарелками, которые крепились к барабану. Его удары в барабан соответствовали ритму марша и движению оркестра в определенном темпе. Это было привлекательное зрелище, и поглазеть на этот чудо-оркестр всегда собиралось много горожан. Большинство музыкантов оркестра были участниками Великой Отечественной войны, а некоторые из них участвовали в Первой империалистической войне. Подростком я беседовал с одним из них. У него на груди висел Георгиевский крест и орден Красной Звезды. Так как мы жили в одном дворе, на улице Ленинской, 27, то я запомнил его фамилию – Росин.

В 50-е годы в нашем дворе тоже был организован духовой оркестр. В то время такой музыкальный коллектив (дворовой духовой оркестр) в Могилеве был единственным. Ребята быстро овладели навыками игры на духовых инструментах и нотной грамотой и отличались высокой профессиональной подготовкой. Впоследствии многие из них стали хорошими музыкантами.

В начале 60-х годов появляются детские духовые оркестры. Среди них – городского Дома пионеров и школьников (рук. Т. Гуревич) и детский оркестр духовых инструментов в Доме культуры автозавода имени С.М. Кирова (рук. Л. Жданов). Эти коллективы достигли высокого исполнительского мастерства и им было присвоено звание «образцовый».

В 1976 году в Могилевском универмаге «Центральный» был организован единственный в республике Беларусь женский духовой оркестр «Лира» (рук. Г. Сахрай). В его составе было 37 участников – работников универмага. В 2013 году оркестру было присвоено звание «Народный любительский коллектив».

Появляются новые музыкальные коллективы этого жанра в средних общеобразовательных школах города. В их репертуаре обработки русских и белорусских народных песен, произведения комсомольской тематики, марши, классические произведения и танцевальные мелодии. Могилев становится столицей духовой музыки в республике.

Духовые оркестры Могилева ведут большую концертную деятельность. Выступают на предприятиях, в совхозах, колхозах, в воинских частях, выезжают с концертными программами за рубеж, участвуют в смотрах, конкурсах, марш-парадах и праздниках духовой музыки. Многие из них становятся лауреатами и дипломантами концертных, республиканских и всесоюзных конкурсов художественной самодеятельности. Высокой профессиональной подготовкой выделяется духовой оркестр Могилевского музыкального училища (рук. Г. Богомолов). Он постоянный участник всех городских праздников, демонстраций и мероприятий, проводимых в Могилеве.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городе был организован духовой оркестр, который постоянно играл в парке им. М. Горького, обслуживал танцевальные вечера. В составе оркестра были музыканты, большинство которых участвовало в боевых действиях на фронтах войны и были награждены правительственными наградами.

В середине 70-х годов организовываются новые духовые оркестры в сельской местности. В Могилевском районе – духовые оркестры совхоза «Вейно», Буйничского СПТУ-1, Дашковской опытно-экспериментальной станции. Руководители коллективов – Г. Дятловский, С. Фурманов, В. Игнатьев вложили много сил и энергии для организации этих оркестров. В 1985 году хороший оркестр духовых инструментов был организован в Могилевском культурно-просветительном училище. Оркестр проводил большую общественную работу, выступал перед могилевчанами, обслуживал все значимые мероприятия Центрального района Могилева. Заметно оживилась концертная жизнь города. Духовые оркестры Могилева внесли свой неоценимый вклад в дело эстетического, музыкального воспитания подрастающего поколения. К началу 90-х годов в СССР насчитывалось свыше 60-ти тысяч самодеятельных духовых оркестров. Духовая музыка как искусство, наиболее близкое народу, заняла одно из ведущих мест в области музыкальной культуры в советское время. Известно, что в свое время большой интерес к духовым инструментам проявляли Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов и другие композиторы. Например, Бородин сам хорошо играл на гобое, валторне и флейте. Римский-Корсаков приобрел тромбон, кларнет и флейту. У Глазунова были личные музыкальные инструменты – кларнет, валторна, тромбон. Очень хорошо играл на флейте Чайковский.

К концу века, с приходом новых жанров и направлений в музыке, духовые оркестры начинают отходить на второй план. Их все реже приглашают играть на мероприятиях и все чаще из-за нехватки денег. Все больше музыкантов не посещают репетиции оркестров, а затем просто оставляют коллектив. Такие оркестры расформировываются, а некоторые из них распадаются сами. В тех коллективах, которые ранее представляли большой концертный оркестр, осталось 10-15 музыкантов. Даже военных оркестров становится меньше. Но они не исчезли полностью.

В Могилеве с середины 90-х годов существует городской духовой оркестр, который вместе с оркестром духовых инструментов Могилевского государственного музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова можно часто услышать на улицах города, на сценических площадках и демонстрациях.

Большую общественную работу проводит военный духовой оркестр МЧС, который отличается высоким профессиональным мастерством, хорошей строевой подготовкой и слаженным звучанием.

Несмотря на разные пристрастия людей, могилевчане с интересом воспринимают выступления оркестров духовых инструментов. Вот только жаль, что осталось их немного.

Геннадий Сахрай, фото из архива автора

Последние новости

Официально

Пшеница, рожь, кукуруза, рапс, люпин. Госреестр пополнили 35 белорусских сортов

24 февраля 2025
Читать новость
Вакансии в Могилеве

Ярмарка вакансий. Приглашаем на работу

24 февраля 2025
Читать новость
Общество

Ввести в эксплуатацию объекты стало проще

24 февраля 2025
Читать новость
Общество

Вас выслушают – «прямые телефонные линии» 24 февраля

24 февраля 2025
Читать новость
Новости компаний

Вальс, полонез и полька: первый курсантский бал провел Могилевский институт МВД

24 февраля 2025
Читать новость
Безопасность

Могилевский институт МВД начал обучение операторов дронов

24 февраля 2025
Читать новость

Рекомендуем