Темы

“Сказки старого Арбата”

“Сказки старого Арбата”

Московский режиссер ставит пьесу Арбузова в драмтеатре – эта новость будоражила театралов. И вот 27 января состоялась премьера – и зритель «в сказку попал»! Не зря современники называли драматурга сказочником. Он видел кошмары реальности – и спасался в светлых историях: «Да, я ухожу в сказки – я люблю сказки!» Сегодня «мир наполнен динамитом» – и люди спасаются от взрыва негатива в параллельном мире искусства. «Тихий ангел пролетел…» – так можно сказать о «мелодраме» Дольникова.

Арбузов, как в зеркале, отразился в чертах азартного хозяина квартиры на старом Арбате – Федора Балясникова, который «был актером у Мейерхольда, несколько раз был неудачно женат и долгие годы не мог забыть рекордсменку по прыжкам в высоту…»

АСЯ, АЛЕША, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

– так называли Арбузова в течение жизни. Сначала он хотел стать дирижером и управлять оркестром. Потом вдруг «понял, каким могущественным властелином может быть театр». Его жизнь в искусстве началась с оглушительного провала – закончилась блистательным взлетом. Первая пьеса потерпела фиаско. Позор усугубляло присутствие в зале кумира автора – Всеволода Мейерхольда. Великий режиссер встал на пятнадцатой минуте и направился к выходу, гневно расшвыривая стулья. Такой вот провал с треском. Арбузов собрал чемодан, оставил Ленинград и приехал покорять как драматург Москву. Первый успех пришел к нему в 1934 году, когда он написал «Шестеро любимых». В конце 50-х пьесу «Иркутская история» поставил каждый театр огромной страны. Сегодня социальная история безнадежно устарела – «мелодрамы» же Арбузова сохранили аромат и свежесть. Он прятался в сказках от воспоминаний кошмарного детства. Отец-финансист разорился и бросил семью. Мать не пережила испытания и попала в психиатрическую больницу. Ася – ребенок из благополучной семьи, вдруг оказался беспризорником. Сначала дворник подкармливал гороховым супом. Потом на горизонте замаячила колония. При этом отчаянный хулиган с тремя классами образования всю жизнь жадно поглощал книги. Спасением стало и появление в его жизни феи – сестры матери. Она и вырвала Алексея из унылой реальности. На первое место в своей жизни он поставил труд – и стал самым плодовитым советским драматургом. Алексей Николаевич всю жизнь боготворил лучезарную актрису, «чудо осиянное», золотоволосого ангела с мелодичным голосом – Марию Бабанову, для которой написал пьесу «Таня». И актриса, и пьеса получили триумф. Самый оглушительный успех был на бенефисе по поводу 55-летия Марии Ивановны. Драматурга она так и не полюбила, но относилась к нему с нежностью и теплотой. Зато Алексей Николаевич был любим многими другими женщинами. Первая жена не выдержала его похождений – и ушла в счастливый брак с Константином Паустовским. Дочь от первого брака стала хранительницей музея отчима в Тарусе. Второй женой тоже стала актриса. Она выскочила во время репетиции в коридор – и столкнулась с драматургом. «Такую девушку хочется украсть», – игриво произнес он и тут же сделал предложение руки и сердца. Родились дети Кирилл и Варя. Потом женщина устала бороться за брак – прервала беременность и уступила мужа сопернице. Арбузов был легким человеком, но «ошибался, рвался, путался и начинал» с чистого листа. Может быть, поэтому его пьесы так человечны. В каждом из нас живут ангелы и бесы. Поэтические диалоги сказочника- драматурга возвышают зрителей над той обезьяной, которая прячется внутри нас. Не зря этой кукле-хулиганке уделяется так много внимания в квартире на старом Арбате: куклы как люди: никак не хотят становиться совершенными.

КУКОЛЬНИКИ ФЕДОР И КУЗЬМА

Противостояние – так можно назвать отношения отца и сына. Федор Кузьмич (народный артист Григорий Белоцерковский) и Кузьма (Саша Кулешов) непримиримо катают по сцене деревянный верстак и закатывают в асфальт сантименты. «Золотушное поколение!» – кричит старший Балясников. «Твое время вышло! Финита!» – выносит жестокий приговор младший.

Ничто не ново под луной: конфликт поколений берет начало в мифах Древней Греции: сначала Кронос заглатывает детей – потом дети свергают отца и делят власть между собой. Претензий у Кузьмы тьма тьмущая. Скажу только об одной, самой смешной: принесли ребенка из роддома – отец взглянул и… обозвал обезьяной! Вот в эту роковую минуту сын и дал клятву: придет время – и он победит этого шута горохового! Наши детские обиды бывают нелепыми, но они грызут сердце родителей. Балясников – старший мечтает о заказе на куклы для спектакля «Прекрасная Елена» – Балясников – младший под псевдонимом Лепешкина переходит дорогу отцу. А тот с таким азартом хотел вложить в Елену «все самое волшебное и пленительное, что искал и не находил в женщинах». «Передать кукле все волшебство, всю прелесть женщины до сегодняшнего дня удавалось только японцам». Страсти «самураев» и так раскалены до предела, а тут еще на пороге квартиры появляется Виктоша. Она сбежала от жениха, покинула Ленинград и приехала покорять как модельер Москву – и влюбила в себя все мужское население «дома на вулкане». Начался новый виток войны сына против отца. Кого же выберет обольстительница? «Пленительный вы человек!» – говорит эта фея комплимент Федору Кузьмичу. Но сын так похож на отца! Яблоко от яблони недалеко падает…

«ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ» И ВИКТОША

Вспоминается упомянутый выше спектакль «Елена Прекрасная», который стал яблоком раздора между кукольниками. Портреты Париса и Елены на сцене тоже отсылают зрителя к античному сюжету слепого Гомера. Чем интересен образ сердцеедки, из-за которой погибла славная Троя? И была ли она сердцеедкой? Ни спартанский царь Менелай, ни нежный Парис – ни один из соперников не захотел уступить другому красавицу. Война за Елену растянулась на десять лет – война за Виктошу вскоре затихает – и начинается мелодия японских флейт. Спектакль Дольникова пронизан токами любви. Зритель оказывается в потоке света сценографии: «Недаром купол так высок… Здесь столько блеска!» Сияет звездами волшебный колпачок, летает серебристая мишура, кружатся белоснежные ангелы, раскачивается вдруг сама по себе лампа и бросает свет на блестящий самовар на столе … Елена значит «свет», Виктория – «победа». Вот и получается победа света. Ведь «Илиада» Гомера тоже повествует не о войне, а о том «как тонка и нежна любовь людская!» Самое ее человечное проявление – это слезы Ахиллеса, когда герой сжалился над врагами и отдал им тело Гектора. Вот и спектакль начался с непримиримой войны – продолжился сплошной любовью… «Без всякой пошлости и прозы!» Чудом можно назвать игру Юлии Ладик: «и свой прелестный голосок дарует вам одна артистка». Ее нежная героиня пробуждает вулкан внутри Балясникова – старшего – и он творит внутренним огнем самых прекрасных кукол – Елену и Париса, как две капли похожих на Виктошу и Кузьму. Отец преодолевает искушение и уступает красавицу сыну. Сын уступает кукол мастеру-отцу… А Виктоша ускользает, как когда – то убежала от жениха Левушки…

ЛЕВУШКА И ПЕРЕЛЬМАН

Пьеса Арбузова писалась в шестидесятые годы, когда начался спор физиков и лириков. Героями того времени были романтики дорог – туристы и барды. Из каждого окна слышалась песня Булата Окуджавы «Ах, Арбат, мой Арбат…» Течет река времен – и появляются новые «призванья, другие вызваны вперед». Среди них «герой нашего времени» – романтик науки Григорий Перельман. Режиссер поделился секретом творческой лаборатории: во время репетиций они решили отталкиваться от этого образа гения-математика, который доказал две гипотезы, получил Нобелевскую премию, но… отказался от миллиона долларов! Поступок безумца произвел сильное впечатление, как и игра Дмитрия Дудкевича – исполнителя роли Левушки с налетом Перельмана… И если в фильме Саввы Кулиша поток речей умного зануды-жениха вызывает зевок скуки, то в постановке Дольникова научные термины вызывают «большой смиезь». Левушка на сцене – это чистый восторг! Как жаль, что в театре нельзя кричать «бис»! Как король эпизода, артист показал богатство своей палитры: он великодушно прощал невесту и тут же внушал комплекс вины из-за порчи свадебных продуктов, обвинял, требовал, назидал, издевался, огорчался, подвывал, заклинал, восклицал, приводил статистику, угрожал и нападал… Левушка сражался как лев – проиграл и поджал хвост, как «сявка». Ретировался, мокрый от слез, – вернулся за чемоданчиком со свежей сорочкой и бутербродом, приготовленным мамой. Актер сверкал глазами, словно принял яд белладонны, и выглядел совершенным безумцем.

ХРИСТОФОР И ХРИСТОС

– Христофор Колумб! – так представляется Блохин в ответ на рукопожатие «тихого припадочного» Левушки. Заслуженный артист РБ – Василий Галец, тоже великолепно играет эксцентричных персонажей. Но на этот раз мастер сцены лепит, как пельмени, образ тихого домашнего человека. Как милейший Божок, поддерживает он огонь в домашнем очаге Балясниковых: покупает вкусную колбаску, заваривает душистый чай, варит пельмени. Правда, они превращаются в клейстер. Родственные души моментально «склеиваются» в этом мире: Виктоша сразу «приклеилась» к этой нелепой троице – а вот жених был выброшен из квартиры. Здесь приживаются только сердечные люди. Блохин – Галец окружен неземным сиянием доброты. Для зрителя становятся открытием мягкий голос обычно резкого артиста, светлая грусть ласкового миротворца. Он из тех, кто знает истину: там, в бездне, полной звезд, есть сверкающее окно-око вселенной… Это понимание помогло ему смириться со смертью любимой жены – он продолжает проветривать ее пальто. Христофор – святой человек, помнит о конечности земного пути и пытается примирить родных людей. Это миссию смогла выполнить Виктоша. Все под влиянием ангела небесного стали лучше – между отцом и сыном воцарился лад. Елена – Виктоша озарила, воодушевила, пробудила…

Выполнил свою миссию и Александр Дольников: режиссер вернется в Москву, но его постановка «останется светом» для зрителей. Спектакль напомнил, как изумительна жизнь глазами романтика! И как много в мире не только динамита, но и прекрасных слов с буквой «р»: Арбузов, радость, доброта, стихотворение «Когда дряхлеющие силы» прекрасно декламирует мастер Григорий Белоцерковский, пир на весь мир, самовар, рок-н-ролл, Арбат, модельер, творец! Во время краткого общения с журналистами после генеральной репетиции накануне премьеры Александр Васильевич сказал:

– В каждом из нас прячется романтик – прагматик его несколько «заглушает», но он все равно пробивается, как луч сквозь пыль. Днем я вынужден быть реалистом и искать возможности заработать. Но вечером читаю книгу, стихотворение – и становлюсь романтиком, вспоминаю о душе. Каждый постановщик ищет свою пьесу, как женщина перед ответственным свиданием выбирает себе платье. Деловито, целеустремленно, вдохновенно. «Сказки старого Арбата» – это первая пьеса, режиссерский анализ которой я делал в студенческие годы. Во время спектакля Балясников вспоминает, как умер он один раз на Тверском переулке – и снова возродился: «человек, как змея, должен сбрасывать кожу, если он стремится к совершенству». Будить в человеке человека, стремление к свету – это и есть цель искусства.

Елена МАКСИМОВА, фото mogilevnews.by

Последние новости

Выборы 2025

Свой голос за процветание Беларуси отдал глава администрации Ленинского района Андрей Конев

22 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Мы выбираем руководителя нашей страны!

22 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Твой голос первый!

22 января 2025
Читать новость
Важные

Лукашенко призвал граждан не терять бдительность и вовремя информировать о чем-то неординарном

22 января 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 22 января для всех знаков зодиака

22 января 2025
Читать новость
Важные

“Мы умеем делать все!” Зачем Лукашенко приехал с проверкой на МАЗ и какие сигналы дал заводчанам и бизнесу

22 января 2025
Читать новость

Рекомендуем