Простые вещи от Юрия Романова: любой бытовой конфликт – это всегда конфликт ценностей

Когда хотят сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно приходят к желанию убить их всех. Эрудированный читатель – тот, у кого всегда под рукой «гугл» – узнал цитату из Максимилиана Волошина. Который всего лишь цитировал Анатоля Франса. Который, в свою очередь, рассуждал о Великой французской революции, в частности, и политике и политиках вообще. Но это глобально и сложно. А я хочу поболтать о простом – про общежитие.
Тут важно правильно ударить – не на «и», а на «е». Ударили? Именно, не общежитие, «дом скорби», а общежитие. Помните «Иван Васильевич меняет профессию»? «Житие мое…» Тут у того же эрудированного читателя может всплыть в памяти продолжение: «Какое житие твое, пес смердящий!» Так о том и поговорим.
Нас много. Конечно, не так много, как, скажем, китайцев, однако ж. Говорят, в Могилеве уже – под четыреста тысяч. Что это значит? Это значит, кроме прочего, что куда ни поедешь, куда ни пойдешь, никогда не остаешься в одиночестве. Обязательно, непременно, постоянно вступаешь в контакт – сталкиваешься с другими людьми. А где контакт, там и конфликт. Знающие люди подскажут: полный контакт, фулл контакт, – наиболее жесткая разновидность драк-единоборств. Но даже не полный, худой – это трение. А где трение – там порой искры летят. А из искры знамо что возгорается. Проще говоря, мешаем мы друг другу. Нет, бывает, что и помогаем. Только и помощь, когда ее не желаешь и не просишь, может стать помехой и опять-таки вызвать конфликт. Стоп! Не будем погружаться, чтоб не утонуть. Выныриваем и вертим головой по сторонам.
Мальчишки обидели пожилую женщину: они гоняют во дворе мяч, и тот постоянно залетает на бабушкины клумбы.
Молодые люди листают свои мобильные, забравшись на скамейку с ногами. Выводят из себя пожилую семейную пару.
Стайка «молодняка» собралась на другой скамейке – возле подъезда. Кто пиво пьет. Кто музыку слушает. Кто болтает, хохоча и повизгивая, по обыкновению, громко. Доводят жильцов подъезда, которые постарше, до белого каления.
Срочно требуется найти на охальников управу! Подключить к благородному делу всех – милицию и прокуратуру, ЖЭУ и санэпидемстанцию, горисполком, депутатов и КГК. А, буде не поможет, и до президента дойти! Потому что – «Что за напасть?» и «Мы были не такие!»
Я, сам уже дедка, спрошу: ой, ли? Не про нас ли сказано: есть, что вспомнить, нечем перед детьми похвастаться? Шутка? Ну-ну.
Это не вторжение инопланетян! Это наши дети и внуки! Мобильники и интернет – не суть. Суть, ключевое слово – НАШИ. Все, что в них есть, – от нас, это мы. Да-да, и вот эти слова, которые они в последнее время стали слишком часто употреблять, к месту и не к месту, тоже не они придумали, а мы. Мы ими речь сдабривали и предложения связывали. А с ними поделились…
Плохая молодежь? Нет! Так, выходит, хорошая? Входит – хорошая, выходит разная. Как и в нашей молодости было. Как в любой молодости. Как всегда. Что говаривали в Древней Греции? Что дети не слушаются старших, не следуют обычаям и нарушают общепринятые нормы.
«Так что, – грозно сдвинув брови, вопросит некто, – неправы бабки и дедки?» Правы, конечно. Но и те, на кого они ополчились, тоже правы! Как сказал мудрый, это истина – одна, а правда у каждого – своя. А другой мудрый добавил: любой бытовой конфликт – это всегда конфликт ценностей. Вот. Просто ценности разные. Причем объективно. И это не изменить. Было у древних греков, есть у нас, будет у наших детей и внуков.
Но мы опять углубились. Не углубляемся в проблему отцов и детей, выныриваем! Отплевываемся, вертим головой.
Некто поставил во дворе свою машину. К подъезду не пройти. Газон страдает. Двигатель рычит. Сигнализация воет.
Велосипедист летит по тротуару. Увернешься? Нет?
Пешеход тащится мимо перехода. За троллейбусом через дорогу – наискосок. Под колеса. Расплодили пешеходов, не проехать.
Хозяин собаку выгуливает. Псина справила небольшую нужду в детскую песочницу. Ой, большую! А там детям играть.
Дети играют во дворе. Капризничают – рев! Восторг – крик и визг! Бэмс – ногой по мячу – мяч на клумбу. Оп, круг замкнулся. Разомкнем?
Кондуктор в автобусе – пассажиру: «Оплатите проезд!»
Покупатель – девушке-кассиру в супермаркете: «Сколько у вас этот сыр стоит? Совсем с ума посходили!»
Ой, где кассир, а где сыр? Где? Да вот. Анекдот.
Два мужика прибегают в магазин и галопом – к винно-водочному отделу. А там им: «Все, время, закрыт отдел, не продаем!» Один из мужиков растерянно смотрит на купюры в руках, на приятеля, на кассиршу, опять на купюры. А потом как размахнется, да как даст приятелю в ухо!
– Вася, за что?
– А что, что делать?!
Это я по-прежнему про ценности и конфликт между ними.
Мы, конечно, существа общественные. Но, так сказать, по необходимости. Один и один – это только в арифметике два. А в «людской арифметике» один и один – это… один и один! Четыреста тысяч могилевчан – не сложение четырехсот тысяч единиц, а сосуществование. Четырехсот. Тысяч. Единиц. А что такое сосуществование? Необходимость – кровь из носу – находить общий язык. Вопрос вопросов: как его находить? Если – sic! – «ссора – игра, нужная обеим сторонам»? Если повод для конфликта найдется всегда, когда есть готовность к конфликту? А готовность-то жизнь подбрасывает нам регулярно.
Ответы на вопрос есть разные.
Афористичный:
– Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
Классический, от Вольфганга Гете:
– Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее.
«Практичный», от семьи из Горецкого района:
– Разорвать контакты с цивилизацией, ее благами и представителями.
«Еврейский», вопросом на вопрос:
– А таки надо находить общий язык?
Начнем с конца?
Надо, надо находить. По утрам и вечерам. Ну а тем, кто не находит, стыд и срам, стыд и срам… Надо хотя бы потому, что конфликт, который пустили на самотек, не рассосется, как некоторые полагают, а имеет обыкновение набирать критическую массу, чтобы однажды рвануть.
Бежать от людей? Не вариант: первое, что ты увидишь, забравшись в самое сердце тайги или на полюс, – вышка мобильной связи да рядом ссутулившийся над «мобилой» человек.
Классика? Она всегда права. Только вспоминается почему-то, когда уже поздно :)
А вот «прикусить язык»…
В этом тексте уже было довольно скрытых и явных цитат. Почему бы не привести еще одну?
«Мы привыкли думать, что конфликт обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха в том, чтобы проявить заинтересованность в точке зрения собеседника». Это Далай Лама.
Сделав попроще лицо (и текст), резюмирую.
Любить людей, всех, без разбору – это заповедь. Это высочайший полет, это трудно. Но быть терпимее, интересоваться не только собой, но и другим человеком, любого возраста и пола, можно. Поговорить с ним. Не в форме «наезда»: это, даже если вы правы, провоцирует ответный «наезд». Глядишь, обойдется и без привлечения «тяжелой артиллерии» – милиции, властей, судов…
«Хм, – фыркнет кто-то. – Капитан Очевидность. Так просто…»
Просто. Сказать. Я и сказал.