Темы

Поезд Победы: современная машина времени  

Уникальный музей на колесах сегодня прибыл в Могилев. Девять вагонов отведены под экспозицию разных времен войны. Поезд отправляется в мирные дни в июне 1941 года и мчится к Победе через всю Великую Отечественную войну. Проезжает Брестскую крепость, партизанскую деревню, концлагеря, заезжает в санчасть, показывает мощь бронированных поездов.

Заходя в первый вагон, будто перелистываешь десятилетия назад и попадаешь в другое время – в пока мирный июнь 1941-го. Пассажиры едут в отпуск, в гости, в командировку. А затем каждый шаг погружает в историю. Мирное время сменяется быстро – стоит только переступить порог второго вагона. Тревога нарастает. Оглядываешься и видишь мать, прижавшую к себе ребенка, испуганного отца. Взгляд выхватывает съехавшую штору, смотришь на окно – а там взрывы. На отрывном календаре у окна дата: 22 июня 1941 года…

По всему маршруту посетителей сопровождает аудиогид – 19-летняя машинист поезда Лидия. Ее рассказ основан на воспоминаниях молодой девушки-машиниста из Гомеля Елены Чухнюк. Всю войну она увидела из кабины локомотива: «Как же все изменилось за несколько месяцев. Теперь вместо удочек и лыж у пассажиров в руках оказались винтовки».

Дверь в тамбур открывает новую страницу военной летописи. Экспозиция построена на предельной достоверности. Ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре. В Поезде Победы же их более 150. Благодаря световым и звуковым эффектам воссоздаются захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Все это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного – более острыми. Посетитель не смотрит на экспозицию отстраненно, с позиции экскурсанта. Он здесь. Он в поезде. Едет вместе с пассажирами в страшное будущее. Можно, кстати, потрогать вещи попутчиков: куртки, одеяла, велосипеды. Большая часть из 4 тысяч единиц реквизита – оригинальная.

В канун Дня Победы поезд пополнился еще одним вагоном, посвященным Брестской крепости и ее героической обороне. На стенах – обожженные кирпичи, разорвавшиеся снаряды и легендарная надпись: «Умираем, не срамя». И это единственный вагон, где фигуры людей представлены вмурованными в красную кирпичную вкладку. Они и обожженный кирпич – единое целое, символ того, что герои крепости так и не сдались, так и остались в ее стенах непобежденными.

Вагон заканчивается, а война – нет. И мы едем на фронт. Нет, к счастью, не мы, а пассажиры электрички. Она направляется в Москву. За окнами проносятся пейзажи. Даже физические ощущения такие, будто ты едешь, вот прямо сейчас. Среди пассажиров – разные люди. Есть и совсем юные бойцы. Над ними навис политрук, под его руководством все заполняют бланки для смертных медальонов. Им, таким молодым, еще жить да жить, а они старательно выводят свои имена. Такие медальоны и по сей день находят на полях былых сражений.

Погружение в атмосферу происходящего настолько полное, что ловишь мурашки на руках через каждую минуту: вот из-за угла мелькнула окровавленная гимнастерка гибнущего под пытками гестаповцев партизана, а вот вагон-концлагерь, в который приходится идти мимо огромного ящика, заполненного теперь уже бесхозной обувью: сапогами, ботинками и маленькими сандаликами сверху. А на полках люди. Или даже тени людей, ведь их лица серые. Раскрашены лишь глаза – как будто жизнь осталась только в них. Слышен лай собак. С полок свешиваются худые ноги. Изможденные лица и лихорадочно горящие глаза будто обращаются прямо к тебе: «Я умираю, а ты живи за двоих».

В вагоне медсанбата встречают уставшие врачи и искалеченные бойцы в бинтах, равнодушные к будущему: если выкарабкаются, то как им, инвалидам, с этим жить? Некоторые, потеряв руки и ноги, выбрасывались из поездов на полном ходу.

Один из фрагментов экспозиции посвящен науке. Там Зинаида Ермольева трудится над созданием советского пенициллина, а над бумагами склонилась фигура Игоря Курчатова, будто бы он едет в Москву и в дороге продолжает работу над своим «атомным» проектом.

А в другом вагоне за окнами проносится Шлиссельбург, Соловьева переправа, Прохоровка, Ржев – все эти места стали известны всему миру. И страницы их мрачной славы были исписаны кровавыми чернилами, которые не смыть ни одному прошедшему столетию.

Разбитые от взрывов стены вагонов сменяются относительно мирными интерьерами передвижных армейских бань. Сдобрено все это рассказом Лидии о том, как плененный под Сталинградом фельдмаршал Паулюс растерял весь свой аристократизм и был рад возможности просто помыться…

– Сегодня некоторые пытаются навязать нам насквозь фальшивую историю, когда Советский Союз наравне с фашистской Германией обвиняется в развязывании Второй мировой войны, а в некоторых странах людям запрещают отмечать священный для них праздник под знаменем Великой Победы, – встречая поезд, отметил заместитель председателя Могилевского облисполкома Валерий Малашко. – Они хотят, чтобы мы, потомки героев-победителей, оправдывались за своих отцов, дедов и прадедов, которые ценой своей жизни спасли жизнь всему человечеству. Сегодня наш священный долг – сохранить историческую память о Победе над нацизмом и передать ее будущим поколениям. Правда заключается именно в том, что народы Советского Союза внесли решающий вклад в разгром фашизма и спасли мир от коричневой чумы.

Одной из первых передвижную экспозицию оценила председатель общественной организации «Могилевская областная ассоциация малолетних узников фашистской неволи» Галина Рыбцова.

– Впечатления в каждом вагоне свои. Но для меня самый значимый тот, где показано, как содержались узники. Нахлынуло много горестных воспоминаний, которые невозможно забыть. Мы пронесли их через всю жизнь, – поделилась она. – В начале 1944 года нас с мамой вывезли из страны: сначала в Польшу, где прошли Освенцим, после – лагерь «Бранденбург». Там содержались на таких же нарах, как изображены в этом поезде, только была еще подстелена солома. И еще важны детали – это бомбежка и лай. Когда нас угоняли, немецкие солдаты были с собаками, натравливали их на отстающих. Война – это очень страшно. Дай Бог, чтобы она никогда не повторилась. Ни-ког-да! Хочется, чтобы молодежь посмотрела на этот поезд и сделала вывод: нужно всеми силами беречь мир. Он сейчас очень хрупкий.

А председателя Могилевского горисполкома Владимира Цумарева впечатлил момент, где молодой человек отсылал домой письмо со словами: «Я не вернусь, не ждите меня». Потом звучит информация, что осенью 1941 года он погиб под Москвой.

– Похожая ситуация сложилась в моей семье, – рассказал Владимир Михайлович. – Отец мамы не вернулся с войны, и мы даже не знали, где он захоронен. Только спустя примерно 40 лет после Победы уточнили место захоронения – Смоленская область.

Среди тех, кому посчастливилось стать экскурсантом, 13-летний гимназист Илья Зубринович.

– Не ожидал, что так реалистично будет. Задумался, что и в моем возрасте мальчишкам приходилось воевать. Многие не дожили до конца войны. Это интереснее, чем историю на уроках учить. Приду в свою гимназию, расскажу ребятам, что увидел, – запланировал он.

Поезд Победы, проведший зрителя сквозь четыре года смерти, боли и ужаса, завершается вроде бы радостной нотой: все осталось позади, небо над головой вновь не несет погибель. Но пустые сиденья в конце последнего вагона оставляют в повисшей тишине вопрос: кто сядет в этот поезд на следующей станции и что будет, если забудем цену Победы?

 

Последние новости

Важные

Лукашенко: Беларуси и Пакистану необходимо монетизировать высокий уровень политических отношений

26 ноября 2024
Читать новость
Культура

Концерт духовной музыки 27 ноября

26 ноября 2024
Читать новость
Важные

Могилевский мясокомбинат: вкус, который покоряет мир

26 ноября 2024
Читать новость
Спорт

«Авиатор» vs «Могилев»: 15 шайб за 2 игры

26 ноября 2024
Читать новость
Официально

Репетиция ЦЭ для учащихся 11-х классов школ Беларуси состоится 8 февраля

26 ноября 2024
Читать новость
Важные

В БГУТ можно поступить без вступительных испытаний

26 ноября 2024
Читать новость