Темы

КОНТАКТ есть: «1» + «1»!

КОНТАКТ есть:  «1» + «1»!

27 марта, в Международный день театра, состоялось закрытие одиннадцатого Международного молодежного форума «М@рт-контакт-2016». Всю неделю фестиваль бурлил в городе, но в последний день словно устал. Торжественного закрытия зрители так и не дождались. На сцену драмтеатра вынесли  растяжку «ОТкрытие» и, поменяв две буквы, показали   «ЗАкрытие».

В этом году ажиотаж вызвала драматургия любимого многими романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. «Всё будет правильно, на этом построен мир», – говорит профессор чёрной магии Воланд. Чтобы не призывать в наш город свиту дьявола для справедливости, попробуем сами раздать всем сёстрам по серьгам, всем старцам по ставцам.

image001

В день закрытия в Театре кукол была показана драйвовая «История ботинок» Клайпедского молодёжного театра. Название постановки кажется очень символичным. Во-первых, журналистам пришлось износить три пары железных сапог, чтобы составить объективную картину фестивальных спектаклей и донести зрителю свои открытия и наблюдения. Во-вторых, литовские ребята ярко  показали такой момент, как: из огромного количества вёдер-барабанов они высыпали на сцену огромное количество пар обуви. И нужно было угадать и правильно выбрать: какие же ботинки и туфельки будут тебе впору и принесут радость? Так и зрителю предлагалось выбрать билетик на спектакль. Выбрал правильно – взлетел без связки шаров, выбрал не свой спектакль – ушёл с недоумением: где же тут искусство? И возникает закономерный вопрос: кто виноват? Попробуем разобраться.

image002

КОНТАКТ показал: режиссеры Беларуси впереди ПЛАНЕТЫ всей!

 Директор фестиваля и Могилевского драматического театра Андрей Новиков сказал в начале обсуждения:

-Была показана вся заявленная программа. За исключением  ожидаемого спектакля «Сталкер» (Театр «Золотые ворота», Киев). Но была представлена постановка  «Бракованные люди» того же режиссера. Все спектакли прошли с аншлагом. Многие работы дали повод для серьезных размышлений.

Отдельным спектаклем стала пресс-конференция с эпатажным режиссером Евгением Корнягом  после «экспериментальной лаборатории» «Интервью с ведьмами» (входит в топ-10 по посещаемости молодёжью в городе Минске).  Температура этой постановки далеко за сорок градусов – такой же высокий градус был на дуэли членов жюри с постановщиком, говорящим новым сценическим языком: «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист».  Можно принимать и не принимать – приглашаем читателей и зрителей к обсуждению на сайте.

 Итак, подводя итоги и, выслушав самые яркие впечатления авторитетных членов международного жюри на пресс-конференции в драмтеатре, можно сделать следующие выводы.

Во время «Март-контакта-2016» самыми интересными оказались работы  белорусских режиссеров, имена которых и были открыты на этом весеннем фестивале. Они стали мастерами, как и мастер Алексей Лелявский, на курсе которого учились Игорь Казаков и Евгений Корняг. С именами знаменитого режиссера Белорусского государственного театра кукол А. Лелявского  и его учениками связан  «прорыв»: сегодня критики вынуждены признать: режиссёры театров кукол идут в авангарде белорусского искусства. И Казаков, и Корняг отличаются творческим бесстрашием, ведут смелые поиски, ставят рискованные сценические эксперименты. Спектакли молодых режиссеров отличает и глубокое смысловое наполнение.  Это важно: белорусский театр стал интересен за границей. Это признала и польский критик Анна Крулица:

-Мне очень интересным показался спектакль Казакова «На дне». Такого синтеза спектакля для взрослых и детей в Польше нет – это удачный  опыт. Много слышала и о постановках Корняга. Рада была познакомиться – и контакт не разочаровал!

Как заметила театральный критик Людмила Громыко (Минск, Беларусь):

-Постановка  белорусского режиссера  Казакова – это отражение нашей страшной действительности. И я не хочу закрывать глаза и отворачиваться со словами: «Нет-нет, не надо, это больно и горько, дайте чего-нибудь сладенького.  Талантливейший режиссер предложил новое прочтение Максима Горького, и это удивительно легло на наше время. Это и есть главная задача режиссера – менять взгляд на вещи. Я могу признать: в Могилеве работает новатор – и он продолжает удивлять, начиная с известной постановки «Гамлет», взявшей «Гран-при» во время «М@рт-контакта-2013» и успешно гастролирующей по всему миру.

-Остро, ярко и убедительно! – вынесла вердикт постановкам Казакова и Корняга   Людмила Громыко.

Критик Мария Танана (Вильнюс) сказала в свой эмоциональной речи:

-Радуюсь каждой встрече с молодёжным  фестивалем и жду открытий. И ожидание не обмануло: открытием для меня стал сам день открытия. «М@рт-контакт-2016» был так организован, что в первый же день работа «На дне» поставила высочайшую художественную планку. Она показала современное и нетривиальное прочтение М.Горького. Рада была увидеть в первый день и «Мастерскую» из Санкт-Петербурга, работающую в интерактиве со зрителем и представившую «Грёзы любви, или Женитьбу Бальзаминова». Минимальными театральными средствами этот театр производит  огромный эффект. Пиком фестиваля стала суббота: было представлено пять интереснейших работ. Жаль, что организаторы обрекли нас на метания и невозможность всё посмотреть.

Также прозвучало имя замечательного режиссера Кати Аверковой, «приручившей» не только белорусского зрителя, но и немецких актеров -любителей. Катя и бюргеры из театра «Зеленый соус» (Франкфурт-на-Майне) представили светлую и мелодичную, исполненную гармонии  постановку «Три раза король».

Во время «Март-контакта-2016» состоялся и контакт со зрителем «глаза в глаза» ребят из центра экспериментальной режиссуры БГАИ (город Минск) под творческим руководством Татьяны Троянович.  Во время фестиваля зрители, актеры, члены жюри, гости становятся одной большой семьей. Никто не следует принципу М.Булгакова: «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Раз ты пришёл – значит, ты свой среди своих! Каждый может подключиться к обсуждению с соседями – и контакт будет!

КОНТАКТ  «ГЛАЗА в ГЛАЗА!»

image010

Поднимаясь по лестнице после спектакля – диалога «Иллюзии», услышала беседу красивых молодых ребят: «После этого  половина семейных пар разведется: скажут, наша с тобой любовь, моя дорогая, была иллюзией».

– «Нет, – подключилась я. – Ведь герой понял: истинная любовь была рядом: что имеем – не храним, потерявши – плачем». Ребята согласно кивнули.

И вдруг на ступеньках возле любимой могилевчанами  скульптуры Владимира  Жбанова «Дама с собачкой» один из ребят обернулся вслед с вопросом:

-Можно Вас спросить?! Об одной вещи? Это очень важно. Ответьте, как вы думаете: всё-таки любовь бывает только взаимной?

-Конечно. Вся пьеса Ивана Вырыпаева именно об этом! Любовь бывает только взаимной! Как говорили яркие ребята-актёры, «любовь – это интерес к другому человеку. И ответственность. Именно так!»

Молодой человек просиял:

-Счастья Вам! И взаимной любви! Настоящей.

-А другой и не бывает.

КОНТАКТ:  ПОДСВЕТКА есть!

image004

Важным Людмиле Громыко показалось и то, что работы молодых режиссеров были «подсвечены» работой сценического мастера Саулюса Варнаса.  Виткевич – масштабный польский драматург, один из трёх китов. Большой удачей для Могилева является и открытие этого любимого поляками автора, и работа признанного мастера европейского масштаба – Саулюса Варнаса. Безусловно, опыт сотрудничества литовского режиссера с могилевской труппой актёров способствует признанию критиками: Могилевский драмтеатр занимает сегодня ведущее положение в Беларуси. Идёт насыщенная работа с целью приобретения звания академического театра. Саулюс Варнас выбирает произведения с ярким авторским миром, отталкивается от этого и начинает лепить удивительный сценический мир на сцене. Художественный мир  «Маленькой усадьбы» потрясает воображение призрачной красотой. Искусство есть способность расшифровывать символы.

image005

 ЖИЗНЬ за ИСКУССТВО!

Солнечный, живой и непосредственный, искренний  театральный критик Анастасия Гулина (Москва, Россия) также поделилась бурлящими впечатленими:

– Открытием для меня во время этого фестиваля стали работы белорусских режиссеров: и «На дне», и «Интервью с ведьмами», и «Иллюзии», и «Три короля»! После яркого и жизнерадостного спектакля Кати Аверковой я вышла и заметила: какой серый мир и город вокруг! И лица без улыбок… Хочу отметить и спектакль «Жизнь за царя» (Санкт-Петербург, Театр Ди Капуа). Это была действительно работа над словом. Известно, что режиссер Джулиано ди Капуа (родился 11 декабря в Италии) владеет в совершенстве 9 языками и оттачивал каждое слово документа.  Мы увидели опыт: каким должен быть современный музей? Новым для фестиваля стало освоение экспериментальной площадки этнографического музея.  У меня возникло интересное наблюдение во время общения с актерами из России: многие народовольцы, готовившие заговор против царя Александра Второго, были из Могилева: их фотографии можно увидеть в краеведческом музее. Наверное, это была месть могилевчан за жестоко подавленное восстание шляхты Петром Первым.

image003

Варшавский критик, доцент университета Андрей Москвин, радующий свободой и широтой своего европейского мышления, также высказал интересные рассуждения:

-Я тоже хочу выразить огромную благодарность устроителям фестиваля за потрясающий спектакль «Жизнь за царя». Это лучший пример того, как нужно осваивать документ и доводить его до художественных вершин. Я часто наблюдаю за группами молодых ребят в музее. И часто это выглядит как насилие со стороны педагогов. Нельзя учить и пытаться привить любовь к искусству старыми методами. Этот спектакль интересен и по своей философской сущности, поискам своего места в «этом мире бушующем»: а как бы поступил я, если бы узнал о заговоре против царя? Этот вопрос был поставлен перед нами ожившим Достоевским Ф.М., проводившим нас по разным помещениям уникального могилевского музея.  На фестивале присутствовала молодёжная театральная «тусовка»: будущие критики и журналисты, актёры, приобретающие мастерство во время показа спектаклей с последующим обсуждением и мастер-классов. Это важно: фестиваль заявляет о себе как о молодёжном.  Красивые ребята, в которых «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – не только демонстрировали образец зрителя «М@рт-контакта», но и отвечали на вопрос: у Беларуси есть будущее, так как есть великолепная молодая поросль.

Куда ПРОПАЛ КОНТАКТ?!

Во время фестиваля были показаны и спектакли, признанные неудачей «М@рт-контакта». Например, «Варшавская мелодия» из Чернигова. Между героями на сцене, по замечанию критиков, так и не пролетела искра. Вопиющей пошлостью была признана и постановка Гомельского драматического театра «Ревность» о том, что происходит на задних сиденьях автомобилей. Из-за комедийного репертуара театр из Гомеля, по убеждению авторитетных критиков, находится сегодня на «задворках» искусства в самом плачевном состоянии. Категорически критики высказались и против того, как показано начало «любви» в спектакле «Ревность»: героиня кладет ножки на колени герою. Надо искать другие знаки любви!

КОНТАКТ с ПОЖАРНЫМ из Театра абсурда! ПОЖАР!

 Но  во время театрального контакта искры летали,  и пламя страстей разгоралось. Символичным стало присутствие в субботу на пресс-конференции «пожарника» из «Лысой певицы».  Яркая женщина, журнальный критик Елена Лиопо призналась: «Вы были великолепным «пожарником». В Вас невозможно не влюбиться!»

Невозможно разлюбить «М@рт-контакт» – ярчайшее событие европейского уровня в нашем провинциальном городе. Мы отчаянно нуждаемся в таком внешнем и внутреннем движении!  Общие впечатления от фестиваля самые приятные. Проведена огромная работа. Андрей Новиков – пример великолепного организатора: он может перекинуть мосты, наладить связи, соединить навеки самых разных людей. Всех их объединяет одно: живой интерес к театральному фестивалю международного уровня.  Организаторы, вопреки мировому кризису, сумели сохранить высокую планку. Были моменты, когда она покачнулась. И здесь Андрей Федорович включал «шута Балакирева». Например,

Диалоги как доказательство: есть УЛЫБКА и есть КОНТАКТ!

26 марта, суббота. Утренняя пресс-конференция. Члены жюри настолько разбитые и уставшие, что не могут сделать кофе и чай – ждут на блюдечке с голубой каёмочкой. Новиков свежий как огурчик как будто и не уходил со вчерашней пресс-конференции в гостинице «Могилёв». При этом  он умудряется быть одновременно на всех фестивальных площадках! Продолжает как ни в чём ни бывало:

– Сегодня у вас пять спектаклей: «Лысая певица» (Театр имени Е.Ионеско, г. Кишинев), «Иллюзии», «Жизнь за царя», отмеченный «Золотой маской», «Васса» ( «Вы впервые познакомитесь с полным текстом скандальной пьесы М.Горького) и «Игроки» (Санкт-Петербургский академический театр имени А.П.Акимова).

Литовский критик Мария Танана:

– Помедленнее, пожалуйста, мы не успеваем так быстро запоминать. Повторите ещё раз.

Новиков сотрясает  воздух красивым буклетом:

– А это вам зачем? Я потратил «кучу грошай», чтобы вы всё помнили и не спрашивали по сто раз!

Спрашивайте, читатель всё, что вам непонятно, на сайте «Вестник Могилева». Высказывайтесь, зрители.

Провокация зрителей на «КОНТАКТ-2017»!

image012

Театральный журналист Елена Лиопо (Минск, Беларусь)   вздыхала:

– Я сожалею о падении уровня воспитанности фестивального зрителя. Недопустимо выходить во время спектакля. Была представлена совершенно удивительная пьеса Ионеско «Лысая певица» о бессмысленном и абсурдном существовании обывателей: поели – поговорили ни о чем – поспали… И эти ужасающие тяжелые «шаги Командора» возмущенных зрителей во время спектакля. И блистательная работа молдавских ребят: в ответ на выход зрителя они бросали блёстки и демонстрировали высочайший профессионализм.   И с триумфом победили зал! Зритель должен понимать: куда он пришел и что он увидит. Купил билет – сиди до конца!

И здесь прозвучала реплика  почетного гостя фестиваля – интереснейшей личности Анисенко Валерия  Даниловича  (художественный руководитель Национального академического театра имени Якуба Коласа в Витебске):

– А сама вышла на «Интервью с ведьмами» и начала искать метлу!

– Да, я стала четвертой ведьмой! Ну и что!!! Меня спровоцировал на это Корняг!

Надежда Кунцевич – член жюри, редактор газеты «Культура», музыкальный критик:

-Я хочу сказать слово в защиту зрителя. Владимир Спиваков, гениальный скрипач и дирижёр «Виртуозов Москвы», как-то заметил: «Я радуюсь, когда между частями симфонии аплодируют или во время концерта звонят мобильные телефоны. Значит, пришел новый слушатель.

Здравствуй и да здравствуй, НОВЫЙ зритель! Увидимся на новом «М@рт-контакте – 2017»!   Кстати, о вкусе: приз зрительских симпатий достался спектаклю Московского театра «Сфера» под творческим руководством народного артиста Александра Викторовича Коршунова – «Раскас» по мотивам рассказов о любви Василия Шукшина.

Елена Максимова, фото mogilevnews.by

Последние новости

Культура

“Наши дизайнеры создают шедевры!” Каким модным тенденциям следует белорусский текстиль

24 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

“Белпочта” выбрала лучшую марку уходящего года

24 декабря 2024
Читать новость
Общество

Елка надолго. Какое новогоднее дерево лучше выбрать и как за ним ухаживать, рассказала биолог

24 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

РУП “Белтелеком”: от услуг электросвязи до сети электрозарядных станций Evika!

24 декабря 2024
Читать новость
Общество

Детские мечты должны осуществляться!

24 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

Подарки и внимание – от всей души

24 декабря 2024
Читать новость