КОНТАКТ есть: «1» + «1»!
27 марта, в Международный день театра, состоялось закрытие одиннадцатого Международного молодежного форума «М@рт-контакт-2016». Всю неделю фестиваль бурлил в городе, но в последний день словно устал. Торжественного закрытия зрители так и не дождались. На сцену драмтеатра вынесли растяжку «ОТкрытие» и, поменяв две буквы, показали «ЗАкрытие».
В этом году ажиотаж вызвала драматургия любимого многими романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. «Всё будет правильно, на этом построен мир», – говорит профессор чёрной магии Воланд. Чтобы не призывать в наш город свиту дьявола для справедливости, попробуем сами раздать всем сёстрам по серьгам, всем старцам по ставцам.
В день закрытия в Театре кукол была показана драйвовая «История ботинок» Клайпедского молодёжного театра. Название постановки кажется очень символичным. Во-первых, журналистам пришлось износить три пары железных сапог, чтобы составить объективную картину фестивальных спектаклей и донести зрителю свои открытия и наблюдения. Во-вторых, литовские ребята ярко показали такой момент, как: из огромного количества вёдер-барабанов они высыпали на сцену огромное количество пар обуви. И нужно было угадать и правильно выбрать: какие же ботинки и туфельки будут тебе впору и принесут радость? Так и зрителю предлагалось выбрать билетик на спектакль. Выбрал правильно – взлетел без связки шаров, выбрал не свой спектакль – ушёл с недоумением: где же тут искусство? И возникает закономерный вопрос: кто виноват? Попробуем разобраться.
КОНТАКТ показал: режиссеры Беларуси впереди ПЛАНЕТЫ всей!
Директор фестиваля и Могилевского драматического театра Андрей Новиков сказал в начале обсуждения:
-Была показана вся заявленная программа. За исключением ожидаемого спектакля «Сталкер» (Театр «Золотые ворота», Киев). Но была представлена постановка «Бракованные люди» того же режиссера. Все спектакли прошли с аншлагом. Многие работы дали повод для серьезных размышлений.
Отдельным спектаклем стала пресс-конференция с эпатажным режиссером Евгением Корнягом после «экспериментальной лаборатории» «Интервью с ведьмами» (входит в топ-10 по посещаемости молодёжью в городе Минске). Температура этой постановки далеко за сорок градусов – такой же высокий градус был на дуэли членов жюри с постановщиком, говорящим новым сценическим языком: «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист». Можно принимать и не принимать – приглашаем читателей и зрителей к обсуждению на сайте.
Итак, подводя итоги и, выслушав самые яркие впечатления авторитетных членов международного жюри на пресс-конференции в драмтеатре, можно сделать следующие выводы.
Во время «Март-контакта-2016» самыми интересными оказались работы белорусских режиссеров, имена которых и были открыты на этом весеннем фестивале. Они стали мастерами, как и мастер Алексей Лелявский, на курсе которого учились Игорь Казаков и Евгений Корняг. С именами знаменитого режиссера Белорусского государственного театра кукол А. Лелявского и его учениками связан «прорыв»: сегодня критики вынуждены признать: режиссёры театров кукол идут в авангарде белорусского искусства. И Казаков, и Корняг отличаются творческим бесстрашием, ведут смелые поиски, ставят рискованные сценические эксперименты. Спектакли молодых режиссеров отличает и глубокое смысловое наполнение. Это важно: белорусский театр стал интересен за границей. Это признала и польский критик Анна Крулица:
-Мне очень интересным показался спектакль Казакова «На дне». Такого синтеза спектакля для взрослых и детей в Польше нет – это удачный опыт. Много слышала и о постановках Корняга. Рада была познакомиться – и контакт не разочаровал!
Как заметила театральный критик Людмила Громыко (Минск, Беларусь):
-Постановка белорусского режиссера Казакова – это отражение нашей страшной действительности. И я не хочу закрывать глаза и отворачиваться со словами: «Нет-нет, не надо, это больно и горько, дайте чего-нибудь сладенького. Талантливейший режиссер предложил новое прочтение Максима Горького, и это удивительно легло на наше время. Это и есть главная задача режиссера – менять взгляд на вещи. Я могу признать: в Могилеве работает новатор – и он продолжает удивлять, начиная с известной постановки «Гамлет», взявшей «Гран-при» во время «М@рт-контакта-2013» и успешно гастролирующей по всему миру.
-Остро, ярко и убедительно! – вынесла вердикт постановкам Казакова и Корняга Людмила Громыко.
Критик Мария Танана (Вильнюс) сказала в свой эмоциональной речи:
-Радуюсь каждой встрече с молодёжным фестивалем и жду открытий. И ожидание не обмануло: открытием для меня стал сам день открытия. «М@рт-контакт-2016» был так организован, что в первый же день работа «На дне» поставила высочайшую художественную планку. Она показала современное и нетривиальное прочтение М.Горького. Рада была увидеть в первый день и «Мастерскую» из Санкт-Петербурга, работающую в интерактиве со зрителем и представившую «Грёзы любви, или Женитьбу Бальзаминова». Минимальными театральными средствами этот театр производит огромный эффект. Пиком фестиваля стала суббота: было представлено пять интереснейших работ. Жаль, что организаторы обрекли нас на метания и невозможность всё посмотреть.
Также прозвучало имя замечательного режиссера Кати Аверковой, «приручившей» не только белорусского зрителя, но и немецких актеров -любителей. Катя и бюргеры из театра «Зеленый соус» (Франкфурт-на-Майне) представили светлую и мелодичную, исполненную гармонии постановку «Три раза король».
Во время «Март-контакта-2016» состоялся и контакт со зрителем «глаза в глаза» ребят из центра экспериментальной режиссуры БГАИ (город Минск) под творческим руководством Татьяны Троянович. Во время фестиваля зрители, актеры, члены жюри, гости становятся одной большой семьей. Никто не следует принципу М.Булгакова: «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Раз ты пришёл – значит, ты свой среди своих! Каждый может подключиться к обсуждению с соседями – и контакт будет!
КОНТАКТ «ГЛАЗА в ГЛАЗА!»
Поднимаясь по лестнице после спектакля – диалога «Иллюзии», услышала беседу красивых молодых ребят: «После этого половина семейных пар разведется: скажут, наша с тобой любовь, моя дорогая, была иллюзией».
– «Нет, – подключилась я. – Ведь герой понял: истинная любовь была рядом: что имеем – не храним, потерявши – плачем». Ребята согласно кивнули.
И вдруг на ступеньках возле любимой могилевчанами скульптуры Владимира Жбанова «Дама с собачкой» один из ребят обернулся вслед с вопросом:
-Можно Вас спросить?! Об одной вещи? Это очень важно. Ответьте, как вы думаете: всё-таки любовь бывает только взаимной?
-Конечно. Вся пьеса Ивана Вырыпаева именно об этом! Любовь бывает только взаимной! Как говорили яркие ребята-актёры, «любовь – это интерес к другому человеку. И ответственность. Именно так!»
Молодой человек просиял:
-Счастья Вам! И взаимной любви! Настоящей.
-А другой и не бывает.
КОНТАКТ: ПОДСВЕТКА есть!
Важным Людмиле Громыко показалось и то, что работы молодых режиссеров были «подсвечены» работой сценического мастера Саулюса Варнаса. Виткевич – масштабный польский драматург, один из трёх китов. Большой удачей для Могилева является и открытие этого любимого поляками автора, и работа признанного мастера европейского масштаба – Саулюса Варнаса. Безусловно, опыт сотрудничества литовского режиссера с могилевской труппой актёров способствует признанию критиками: Могилевский драмтеатр занимает сегодня ведущее положение в Беларуси. Идёт насыщенная работа с целью приобретения звания академического театра. Саулюс Варнас выбирает произведения с ярким авторским миром, отталкивается от этого и начинает лепить удивительный сценический мир на сцене. Художественный мир «Маленькой усадьбы» потрясает воображение призрачной красотой. Искусство есть способность расшифровывать символы.
ЖИЗНЬ за ИСКУССТВО!
Солнечный, живой и непосредственный, искренний театральный критик Анастасия Гулина (Москва, Россия) также поделилась бурлящими впечатленими:
– Открытием для меня во время этого фестиваля стали работы белорусских режиссеров: и «На дне», и «Интервью с ведьмами», и «Иллюзии», и «Три короля»! После яркого и жизнерадостного спектакля Кати Аверковой я вышла и заметила: какой серый мир и город вокруг! И лица без улыбок… Хочу отметить и спектакль «Жизнь за царя» (Санкт-Петербург, Театр Ди Капуа). Это была действительно работа над словом. Известно, что режиссер Джулиано ди Капуа (родился 11 декабря в Италии) владеет в совершенстве 9 языками и оттачивал каждое слово документа. Мы увидели опыт: каким должен быть современный музей? Новым для фестиваля стало освоение экспериментальной площадки этнографического музея. У меня возникло интересное наблюдение во время общения с актерами из России: многие народовольцы, готовившие заговор против царя Александра Второго, были из Могилева: их фотографии можно увидеть в краеведческом музее. Наверное, это была месть могилевчан за жестоко подавленное восстание шляхты Петром Первым.
Варшавский критик, доцент университета Андрей Москвин, радующий свободой и широтой своего европейского мышления, также высказал интересные рассуждения:
-Я тоже хочу выразить огромную благодарность устроителям фестиваля за потрясающий спектакль «Жизнь за царя». Это лучший пример того, как нужно осваивать документ и доводить его до художественных вершин. Я часто наблюдаю за группами молодых ребят в музее. И часто это выглядит как насилие со стороны педагогов. Нельзя учить и пытаться привить любовь к искусству старыми методами. Этот спектакль интересен и по своей философской сущности, поискам своего места в «этом мире бушующем»: а как бы поступил я, если бы узнал о заговоре против царя? Этот вопрос был поставлен перед нами ожившим Достоевским Ф.М., проводившим нас по разным помещениям уникального могилевского музея. На фестивале присутствовала молодёжная театральная «тусовка»: будущие критики и журналисты, актёры, приобретающие мастерство во время показа спектаклей с последующим обсуждением и мастер-классов. Это важно: фестиваль заявляет о себе как о молодёжном. Красивые ребята, в которых «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – не только демонстрировали образец зрителя «М@рт-контакта», но и отвечали на вопрос: у Беларуси есть будущее, так как есть великолепная молодая поросль.
Куда ПРОПАЛ КОНТАКТ?!
Во время фестиваля были показаны и спектакли, признанные неудачей «М@рт-контакта». Например, «Варшавская мелодия» из Чернигова. Между героями на сцене, по замечанию критиков, так и не пролетела искра. Вопиющей пошлостью была признана и постановка Гомельского драматического театра «Ревность» о том, что происходит на задних сиденьях автомобилей. Из-за комедийного репертуара театр из Гомеля, по убеждению авторитетных критиков, находится сегодня на «задворках» искусства в самом плачевном состоянии. Категорически критики высказались и против того, как показано начало «любви» в спектакле «Ревность»: героиня кладет ножки на колени герою. Надо искать другие знаки любви!
КОНТАКТ с ПОЖАРНЫМ из Театра абсурда! ПОЖАР!
Но во время театрального контакта искры летали, и пламя страстей разгоралось. Символичным стало присутствие в субботу на пресс-конференции «пожарника» из «Лысой певицы». Яркая женщина, журнальный критик Елена Лиопо призналась: «Вы были великолепным «пожарником». В Вас невозможно не влюбиться!»
Невозможно разлюбить «М@рт-контакт» – ярчайшее событие европейского уровня в нашем провинциальном городе. Мы отчаянно нуждаемся в таком внешнем и внутреннем движении! Общие впечатления от фестиваля самые приятные. Проведена огромная работа. Андрей Новиков – пример великолепного организатора: он может перекинуть мосты, наладить связи, соединить навеки самых разных людей. Всех их объединяет одно: живой интерес к театральному фестивалю международного уровня. Организаторы, вопреки мировому кризису, сумели сохранить высокую планку. Были моменты, когда она покачнулась. И здесь Андрей Федорович включал «шута Балакирева». Например,
Диалоги как доказательство: есть УЛЫБКА и есть КОНТАКТ!
26 марта, суббота. Утренняя пресс-конференция. Члены жюри настолько разбитые и уставшие, что не могут сделать кофе и чай – ждут на блюдечке с голубой каёмочкой. Новиков свежий как огурчик как будто и не уходил со вчерашней пресс-конференции в гостинице «Могилёв». При этом он умудряется быть одновременно на всех фестивальных площадках! Продолжает как ни в чём ни бывало:
– Сегодня у вас пять спектаклей: «Лысая певица» (Театр имени Е.Ионеско, г. Кишинев), «Иллюзии», «Жизнь за царя», отмеченный «Золотой маской», «Васса» ( «Вы впервые познакомитесь с полным текстом скандальной пьесы М.Горького) и «Игроки» (Санкт-Петербургский академический театр имени А.П.Акимова).
Литовский критик Мария Танана:
– Помедленнее, пожалуйста, мы не успеваем так быстро запоминать. Повторите ещё раз.
Новиков сотрясает воздух красивым буклетом:
– А это вам зачем? Я потратил «кучу грошай», чтобы вы всё помнили и не спрашивали по сто раз!
Спрашивайте, читатель всё, что вам непонятно, на сайте «Вестник Могилева». Высказывайтесь, зрители.
Провокация зрителей на «КОНТАКТ-2017»!
Театральный журналист Елена Лиопо (Минск, Беларусь) вздыхала:
– Я сожалею о падении уровня воспитанности фестивального зрителя. Недопустимо выходить во время спектакля. Была представлена совершенно удивительная пьеса Ионеско «Лысая певица» о бессмысленном и абсурдном существовании обывателей: поели – поговорили ни о чем – поспали… И эти ужасающие тяжелые «шаги Командора» возмущенных зрителей во время спектакля. И блистательная работа молдавских ребят: в ответ на выход зрителя они бросали блёстки и демонстрировали высочайший профессионализм. И с триумфом победили зал! Зритель должен понимать: куда он пришел и что он увидит. Купил билет – сиди до конца!
И здесь прозвучала реплика почетного гостя фестиваля – интереснейшей личности Анисенко Валерия Даниловича (художественный руководитель Национального академического театра имени Якуба Коласа в Витебске):
– А сама вышла на «Интервью с ведьмами» и начала искать метлу!
– Да, я стала четвертой ведьмой! Ну и что!!! Меня спровоцировал на это Корняг!
Надежда Кунцевич – член жюри, редактор газеты «Культура», музыкальный критик:
-Я хочу сказать слово в защиту зрителя. Владимир Спиваков, гениальный скрипач и дирижёр «Виртуозов Москвы», как-то заметил: «Я радуюсь, когда между частями симфонии аплодируют или во время концерта звонят мобильные телефоны. Значит, пришел новый слушатель.
Здравствуй и да здравствуй, НОВЫЙ зритель! Увидимся на новом «М@рт-контакте – 2017»! Кстати, о вкусе: приз зрительских симпатий достался спектаклю Московского театра «Сфера» под творческим руководством народного артиста Александра Викторовича Коршунова – «Раскас» по мотивам рассказов о любви Василия Шукшина.
Елена Максимова, фото mogilevnews.by