Живой портрет современника

Валерий Николаевич Казаков – журналист, прозаик, поэт, чиновник, меценат, замечательный человек. Так этот человек-глыба был представлен в сценарии, подготовленном прекрасным творческим коллективом центральной библиотеки Карла Маркса и филиала – детской библиотеки имени А.С. Пушкина. 17 декабря 2015 года прошел вечер-портрет нашего земляка, известного общественного деятеля, возглавляющего фонд «Вяртанне» по возвращению национальных реликвий. Именно Казаков помог приобрести для Ратуши такой уникальный документ, как Статут ВКЛ 1588 года. Валерий Николаевич – помощник полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.
«Любите живопись, поэты, Лишь ей единственной дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно…» Но передать «приметы души» может не только кисть в живописи, но и слово в литературе… Взрослый Казаков имеет твердые моральные правила и живет по принципу: «ни дня без строчки». Казаков-ребенок не представлял дня без книг: чтение формировало хороший литературный вкус и умение наслаждаться словом. Особенно ценит белорусское слово. Убежден, что по своей образности, ёмкости и поэтичности белорусский язык находится на одном из первых мест. Самую вкусную ягоду своего детства – землянику, называет «сунiцами – сунiчками».
Валерий Казаков родился 26 октября 1952 года в маленьком поселке Реста. Там течет спокойная и тихая речушка Рудея. Как река, течет неуловимое время, и никто не знает, где кончается сон и начинается явь… «Кривич – дитя болот, пущ и древних курганов», он «неистово мечтал о море и горах» и лет до двенадцати каждую зиму готовился к летней экспедиции. В его детских мешках было всё: от спичек и соли до немецкого штык-ножа и поломанной ракетницы. Прошло время… И вот 17 декабря 2015 года Казаков читает поклонникам своего творчества мысли, перенесённые на бумагу, из авторского сборника «Абiбокi» (белорусск. «лентяй», «созерцатель»): «От шведских традиций остался модифицированно выращенный лосось…» И тут же делится воспоминаниями о том, как они с женой хотели посетить кафе возле Королевского дворца. Но в тот вечер им отказали, так как пускали только настоящих шведов. Их тоже осталось совсем немного. И дальше писатель зачитывает ещё одну мысль, посетившую его во время счастливого путешествия по Италии: «Только в вечно живом Риме Гоголь смог написать «Мёртвые души»». И с юмором Валерий Николаевич вспоминает мистическую «шильду» на доме с квартирой Гоголя, говорит о том, в какой простой обстановке рождался литературный шедевр. И ещё один парадокс: «простуженная скитаниями душа» Казакова «всё чаще и чаще стремится к началу с поэтическим и таинственным названием Реста».
«Я – несмелый первоклашка в серой форме и с ремнем, где изогнутая пряжка отражает мать и дом. В этом блеске вожделенном я не думал о судьбе. Я не знал о настоящем О теперешнем себе». Вряд ли тот мальчишка мог предположить, что получит от судьбы такой счастливый билет в удивительную жизненную дорогу и станет большим человеком с разными ипостасями: военным корреспондентом газеты «Красная звезда», полномочным представителем Президента РФ в Красноярском крае, секретарем правления Союза писателей России и членом союза Белорусских писателей. Билеты в пору детства были плотными, картонными, коричневатого цвета. Сегодня Казаков выдает билеты в большую литературу начинающим авторам: он спонсирует издание литературно-художественного альманаха «Брама».
Таких крутых поворотов в жизни взрослого Казакова могло бы и не быть, если бы в свое время Казакова-подростка не вырвал из приблатненного дворового окружения Могилева народный юношеский театр в ДК железнодорожников. Руководителем и проводником в таинственный мир сцены была заслуженная артистка РСФСР, прима драматического театра Эсфирь Матвеевна Михайлова. Потом судьба сводила Валерия Николаевича с Юрием Никулиным, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Татьяной Дорониной, Роланом Быковым, и никогда он не чувствовал себя в их компании чужим благодаря театральным урокам в детстве.
«Все мы родом из детства…» Мальчишкой Валерий Казаков искал ответ у взрослых на свое «почему»: «Куда подевались безногие калеки с глиняными свистульками?» Только потом он узнал, что по приказу Хрущева всех покалеченных войной людей убрали с глаз долой. Как напишет в будущем писатель, развенчивающий в своих книгах бездушие бюрократического аппарата: «Так стыдливая Родина сполна отблагодарила своих защитников». Может быть, эти ожоги от несправедливости и повлияли на то, что Валерий Казаков как военный корреспондент часто бывал в горячих точках и возглавил Российский союз ветеранов Афганистана. «У каждого мужика должна быть своя война…» Если гибнут люди – это война. Для матери один ребёнок с оторванной рукой – это самая настоящая война, в отличие от главнокомандующего, оценивающего войну количеством жертв.
Валерий Казаков ценит сумасшедших и одержимых людей, к коим причисляет и директора Ратуши – Батюкова Алексея Николаевича, самозабвенно ищущего артефакты для главного здания города. Казаков тратит на аукционах такие деньги на покупку ценностей для Ратуши, что радуется своей лысине: счастье, что жене не за что ухватиться… В этот раз покровитель культуры привез для «Музея истории» «наступныя падарункi»: диды –копья 16-го столетия, «знойдзенныя на беразе Дняпра», подвеску 10-го столетия с изображением трезубца Владимира Красное Солнышко, крестителя Руси, – этот предмет скорее всего принадлежал дружиннику, выделившемуся на службе и отправленному сюда «у якасцi намеснiка Кiеускай улады»; и, наконец, «хазарскую шаблю з крыжавiнай, 7-10-го стагоддзя, якая была больш грознай зброей, чым меч». Именно такая сабля была в коллекции Карла Великого. Ещё одним сумасшедшим в могилевской компании считает Казаков гениального археолога Игоря Марзалюка, на раскопки к которому важный федеральный чиновник несётся по первому зову. Так воплотилась детская мечта об экспедициях.
Как удается важному чиновнику Валерию Казакову сохранять душу живой? «Когда совсем становится муторно на душе от олигархической действительности, я, как шаман бубен, достаю свистульку-соловку, как из своего детства, заливаю водой или чем покрепче и свищу на удивление жены и на радость дочки. И, вы знаете, здорово помогает».
Здорово помогают и такие вечера-портреты научиться ценить культурное наследие Беларуси и родовые корни, любить родной город и гордиться своими соотечественниками. И верить в настоящих людей-великанов из славного Могилева, которые думают о том, какой след оставить на земле.
Елена Максимова, фото mogilevnews.by