Дома лучше, хоть и в гостях хорошо! ч.2
Продолжение. Начало: часть 1
Наверняка каждый из нас хоть раз выезжал за пределы родного города. Кто-то с рюкзаком за плечами покоряет Эверест, кто-то совершает паломничество в Израиль, а кто-то решает исследовать пещеры или леса в соседней области. Каждый выбирает то, что ему по вкусу. Однако в любом путешествии мы невольно сравниваем новое место с родным городом, подмечая особенности и «фишки», которых не хватает дома…
В этом году я провела свой отпуск в небольшом городке Кассель, расположенном в самом сердце Германии. Целый месяц была не туристом, а полноценным жителем города, к сожалению, абсолютно не знающим немецкого. Тем оказалось интереснее!
На четырех, двух или своих двоих
Как я замечала ранее, в Касселе пешком практически не ходят, там бегают или ездят на машинах, мопедах, велосипедах и, конечно же, на общественном транспорте. По Касселю курсируют пассажирские автобусы и трамваи. Маршрутных такси, ловко маневрирующих в автомобильном потоке, там нет да и не нужно – расписание транспорта составлено так, что вы с минимальными временными затратами легко сможете попасть из одной точки города в другую. В местах стыковки разных маршрутов автобус или трамвай обязательно дождутся прибытия вашего транспорта и лишь тогда отправятся дальше. В городе есть негласное правило: если автобус опоздал больше, чем на 5 минут, за проезд можно не платить. Увы, проверить на себе это не довелось – за целый месяц ни одного непунктуального водителя!
Еще одна особенность работы кассельского общественного транспорта заключается в том, что примерно после 18 вечера автобусы меняют маршруты: они становятся либо укороченными, либо вообще другими. Так как по-немецки виртуозно я овладела лишь фразой «их шпрэхе нихт дойч», то вечером предпочитала передвигаться на своих двоих.
Остановочные пункты расположены довольно часто (как от «Театра кукол» до «Строммашины»), однако если на остановке нет пассажиров и в салоне никто не нажал красную кнопку «Стоп» (есть на каждом поручне), то автобус или трамвай поедут дальше. «Фишка» немецких автобусов – не только отсутствие каскада ступенек, но и способность наклоняться к тротуару, чтобы переход из салона на улицу был более комфортным для пассажира.
Кстати, вход в автобусы осуществляется через переднюю дверь. Дисциплинированные немцы заранее готовят проездные и оплату за проезд, поэтому посадка пассажиров не занимает больше времени, чем в Могилеве. А непременное искреннее приветствие водителя делает ее еще более приятной.
Проезд в Германии очень дорогой по сравнению с Беларусью: около 2 евро за одну поездку, 7 евро за суточный проездной (если передвигаетесь группами по несколько человек, можно приобрести «Мультитикет» за 8,5 евро и в течение 24 часов кататься не только по городу, но и пригороду), 24 за недельный и 50 евро за месячный! Контролеры ходят редко (за месяц мы их так и не видели), но метко – штраф за безбилетный проезд составляет 40 евро.
Возможно, еще и поэтому многие жители Касселя общественному транспорту предпочитают велосипеды, благо в городе созданы все удобства для этого вида транспорта. Велосипедные дорожки, указатели и светофоры для велосипедистов, пункты проката двухколесного транспорта делают поездки по городу удобными и безопасными. К слову, сами велосипедисты не забывают о последнем – практически все в шлемах! Многие к своему велосипеду пристегивают сидения для ребятишек или целые коляски, в которых с комфортом перевозят малышей.
Одно из моих самых сильных приятных впечатлений о Касселе связано как раз с велосипедистами. Как-то, идя по тротуару, я услышала «динь-динь». Оборачиваюсь – где-то вдалеке едет велосипедист. На всякий случай посторонилась и продолжила прогулку. Поравнявшись со мной, он сказал «Данке шон» и поехал дальше. Приученная к суровым могилевским велосипедистам, которые без предупреждения проносятся мимо тебя на крейсерской скорости, так что волоски на руках встают дыбом, я, честно говоря, растерялась. Потом подобная ситуация повторялась не раз, тем чаще сейчас вызывают недоумение и возмущение могилевские «шумахеры».
Меня приятно удивило то, как в Касселе относятся к инвалидам. Чтобы помочь заехать в автобус инвалидной коляске, водитель (или пассажиры) откидывают специальную крышку пола и помогают человеку заехать в салон. В первое время у меня вообще создавалось впечатление, что инвалидов там особенно много: на колясках, костылях, с тростями, незрячие. А потом поняла, что людей с физическими особенностями в Касселе не больше, чем в Могилеве. Просто то, что у нас – приговор, там – небольшая особенность, с которой можно жить. Например, там немало инвалидов на колясках, только все электрические и легко управляются пассажиром. Они запросто катят по улицам, заглядывают в магазины, выбирают одежду, продукты. Причем жизнь инвалидов зачастую более яркая, чем здоровых людей.
О взаимоотношении полов и красоте вещей
Вне всяких сомнений, общий уровень культуры в Касселе в частности, и, думаю, в целом в Германии очень высок. Как и уважение к женщинам со стороны мужчин. Но проявляется оно без всяких видимых признаков галантности. Мужчины там в основном не открывают перед дамами дверей, не подают им руки, чтобы помочь сойти по ступеням или выйти из транспорта.
Причину этого я вижу в том, что немецкие женщины очень эмансипированные. Они не хотят, чтобы их считали слабыми, и стараются добиваться успехов в бизнесе и политике наравне с мужчинами.
По моему личному мнению, белорусские женщины красивее немецких. Однако немкам не откажешь в чувстве меры: за месяц я ни разу не увидела в городе девушку в мини и на высокой шпильке. Брюки (джинсы) или юбка до колена, удобная обувь, джемпер и практически обязательные шарф и рюкзак. На первый взгляд, ничего особенного, кому-то покажется скучным, однако стильно – в торговых центрах довольно много оригинальных вещей, а если на распродажах, то и по привлекательным ценам!
Екатерина Льдова, фото автора