Дневник фестиваля. День пятый
КЛАССИКИ нас СВЯЗАЛИ! (спектакли «Шинель» и «О вреде табака»)
Диалоги как доказательство: есть УЛЫБКА и есть КОНТАКТ!
25 марта, пятница. Утренняя пресс-конференция. Андрей Новиков директор фестиваля и Могилевского драмтеатра, вводит в курс дела попивающих кофеёк и чаёк членов жюри:
– (неторопливо и спокойно): Так, значит, сегодня у вас четыре спектакля: «Шинель» (Болгария), «В маленькой усадьбе» Саулюса Варнаса, «О вреде табака» (Ереван) и «Ревность» (Гомель).
Театральный критик Елена Лиопо (с вызовом и нервом!):
– Почему не пять?! Почему только четыре спектакля?!
Новиков (с невозмутимым видом):
– Завтра: пять! Так что не надо волноваться.
Улыбайтесь, господа!
В тот самый пятый день в фойе Театра кукол «фестивалил» со связкой разноцветных шаров московский актер из постановки «Васса» (Ведогонь-театр): он хотел таким образом признаться в любви болгарскому театру «Кредо» за спектакль «Шинель» по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя. В тот же вечер этот же актёр в майке с национальной символикой флага Беларуси «активничал» в постановке на малой сцене драмтеатра – «О вреде табака» по пьесе Антона Павловича Чехова. Признался в любви к белорусскому бальзаму «Чародей». Безусловно, в тот вечер классики нас связали!
Спектакль «Шинель» интересен не только актёрским мастерством дуэта, влюбляющего зрителей, но и любовью к творчеству классика: музыкальный критик Надежда Кунцевич назвала постановку так: «весь Гоголь в одной «Шинели»! Тут были и классические «птица тройка», и нежные «Старосветские помещики», и «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», и мистический «Нос»…Но прежде всего это, конечно, история бедной жизни титулярного советника Башмачника:«Это не человек – это Акакий Акакиевич».
Это интереснейшая работа артистов Театра кукол: предметы в спектакле «оживают» и превращаются в говорящие символы: шинель как одежда, шинель как дом, шинель как работа и обязанность ходить на службу, шинель как символ стесненных обстоятельств, страшной экономии, вынуждающей отказаться от употребления чая, шинель как клетка и тяжелая ноша бессмысленной работы: «чиновники пишут-пишут, потом начинают переписывать, потом подписывать и ставить печать… Одним словом, департамент» ! Шинель становится и символом маленького мира души маленького человека: он просто жил переписыванием! В этом переписывании ему виделся прекрасный и разнообразный мир! Ничего, кроме этих маленьких буковок, для него не имело значения в этом мире!
– Сейчас напишу любимую буковку «Н»! «Н» как «надежда»!
– Сейчас напишу самую любимую буковку – «М»! «М» как «мама»! Но «м» – это и «петербургский мороз»! Эту букву я вычеркну!
«Эх, человек, куда тебе вычёркивать петербургский мороз! От него замерзают все прелести дарования» … Но АА боится новой шинели! Акакий Акакиевич пал духом – и именно тогда родилась в нем мечта о будущей шинели! Он примерил новую шинель – и первый раз этот маленький человек улыбнулся! «Он подумал: в этой шинели он достоин быть испанским императором! В этой шинели он достоин ездить на русской тройке! Птица тройка, куда ты несешься? Он в центре чиновничьего бала! И все кружатся вокруг него! И на него смотрят! Добрый вечер, Акакий Акакиевич! Этот человек танцевал первый раз в своей жизни! И он был очень счастлив! Господа, он был так счастлив!» Но шинель утащили… «И бедненький Акакий Акакиевич Башмачник не мог пережить потери шинели. И он испустил дух! Так исчезло и скрылось существо никому не дорогое и никому не интересное! Существо, которое покорно носило жребий человека с четырьмястами жалованья в год!»
– Вы понимаете, господа судебные присяжные, – сокровенным шёпотом говорит актриса, – только одна шинель оживила жизнь этого существа!
– И Петербург остался без Акакия Акакиевича Башмачника! Как будто он вообще никогда не существовал…
«Мы выросли из шинели» – и «мы свободны!» Действие началось с согбенных поз и заискивающих улыбок-просьб, жалостливых интонаций: «Добрый вечер, господа судебные присяжные!», «Надо просить разрешение!» И закончилось возгласами: «Грицко,мы с тобой свободные!»
Присоединимся к молитве болгарских актёров: «Пресвятая Варвара да будет с нами!» И Чехов, и Гоголь пусть будут с нами! Потому что мы охотники за классикой, господа! И классиками!
Далее «охотники за классикой» под предводительством яркого вожака – Валерия Анисенко – заслуженного деятеля искусств и директора Национального академического театра имени Якуба Коласа, отправились в драмтеатр, где могли посмотреть на малой сцене моноспектакль «О вреде табака». С этой постановкой актер из Еревана побывал на международном фестивале «Чехов. Театр. Ялта».
– До начала спектакля я очень волновался, мне было важно получить импульсы от самого Чехова. Я попросил, чтобы меня оставили наедине с ним. И в тот момент, когда в музее не было посетителей, я представил в своем воображении, что пью с ним чай и мы общаемся, он будто говорил мне “иди, все твои задумки и импровизации будут успешны”. Так и получилось», – вспоминает Ара Еварьян в одном из интервью «Наедине с Чеховым».
Есть опасность в курении – есть опасность превратить моноспектакль – один из самых сложных жанров, в художественную читку. Но в тот вечер многие не только отказались от курения, но и увидели яркий интерактивный спектакль-лекцию мужа-подкаблучника. «Невидимые миру слёзы» и женский захват власти в семье – это постоянный грустный мотив рассказов Чехова. Сам курильщик, герой читал лекцию о вреде табака, потому что жена заставила. Чтец лекции, преподающий математику в детской музыкальной школе, существовал на сцене среди нарисованных мелом формул. Этот спектакль можно было назвать контактом со зрителем, взрывавшимся смехом и аплодисментами. Живо и естественно установил его актер из Еревана:
– Сейчас прошу поднимать руку только тем, кто курит. Только один человек курит? Два? Три? Че-ты-ре! .. Только семь человек? Браво, Могилев!
– Теперь прошу поднять руку только тех, кто не курит. Браво! Пресса! На память! Будем вместе бороться за семь человек. Я покажу несколько сцен «О вреде табака».
К огромному удовольствию публики, на сцену вышел харизматичный Валерий Анисенко, который признался: курит только, когда выпьет. Зал заметно оживился при этом признании.
– Курите! Денег у вас мало! Вы курили – и всё прокурили!
– Да, грустно, – сказал Валерий Данилович и пообещал бросить. И признал: это была его лучшая роль!
Но прокурить деньги – это полбеды. Потерять честь и достоинство в общении с деспотичной и жадной супругой – вот беда.
– Вспоминаются почему-то молодые годы. И от этого хочется всё бросить и бежать без оглядки! – изливал душу в жалобах на прагматичную супругу сомнительный герой лекции «О вреде табака», ползающий на коленях в прямом смысле. В роли жертвы ведь тоже есть сладость и оправдание своего жалкого существования, мужского фиаско.
Как заметил классик А.П. Чехов, «в природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница». Почему? Ищите ответ у классиков, на которых стал держать равнение одиннадцатый Международный молодёжный фестиваль «М@рт-контакт».
Елена Максимова