Дневник фестиваля. День четвёртый. Часть 2

Дневник фестиваля: день четвёртый:
СВЕТЛЫЕ «Три короля» и ТЁМНОЕ «Интервью с ведьмами»
24 марта, четверг – четвертый день фестиваля, можно назвать кульминацией ожиданий: на суд зрителя и авторитетного международного жюри были вынесены спектакли великолепных режиссеров с неповторимой индивидуальностью: Кати Аверковой (светлые «Три короля») и Евгения Корняга (тёмное «Интервью с ведьмами»). Надо заметить, что работы «трёх сгустков энергии»: Игоря Казакова – Кати Аверковой – Евгения Корняга – вызывают оправданный и растущий интерес не только в Беларуси, но и за рубежом.
Часть вторая
СВЕТЛЫЕ «Три короля» Кати Аверковой
Екатерина Аверкова – замечательный светлый человек. Как солнце, появляется в городе Могилеве и освещает всё вокруг. От неё ждут «События» – так называлась трёхчасовая премьера, которую ставила Катя в Могилевском драматическом театре. Интересный собеседник, она, будучи самым молодым главным режиссером в Беларуси, сделала традицией читки пьес современных драматургов актёрами перед зрителями на малой сцене с последующим обсуждением. Это были незабываемые встречи-открытия. Именно тогда в тесном кругу была прочитана пьеса Юлии Чернявской «Буковки», поставленная режиссером Аверковой как широко известный спектакль «Одноклассники». Он любим могилевским зрителем и идёт с неизменным аншлагом.
Три немецких актёра-любителя из театра «Зеленый соус» (Франкфурт-на – Майне, Германия) обратились к белорусскому режиссеру Кате Аверковой с просьбой придумать для них спектакль. Катя разложила перед собой фотографии трёх пожилых людей, обложилась книгами и стала думать: что можно придумать и предложить?
Много читала, но ответа на поставленный вопрос не нашла. Тогда начала исследование: кто о чем мечтает? Выяснила: мечты детей и пожилых взрослых часто совпадают. Например, как здорово удить рыбу! Или сладко выспаться и увидеть интересный сон!
Так вырастал замысел светлой сказки «Три короля». Всё гениальное просто – хочется сказать об этой философской притче. Вспоминается символичность небольшой, совсем не похожей на другие книжку-сказку «Маленький принц». Каждая планета как символ человеческого недостатка-«баобаба», способного разрастись во вселенское зло и разорвать Планету земля. Правда, в спектакле «Три короля» нет слов. Три короны становятся символом извечного стремления к власти и желания повелевать другими. Как глупо тщеславно позируют короли для фотосессии! «Тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются». И разросшийся недостаток требует увеличения территории своего королевства – и вот сцена усеяна трогательными цветными поролоновыми человечками. Их всех сгребают красной лопатой… И устраивают торжественные похороны. Это стиль режиссера Аверковой – женственно, с грустной улыбкой, пролетая над Планетой, говорить о страшных вещах. Жизнь, как сон, пролетит мгновенно…
«Неведомой гостьей» становится очаровательная куколка, на которую с вожделением, облизываясь, смотрят престарелые ловеласы. В пьесе Сент-Экзюпери есть серебряно-хрустальная мелодия любви к Розе. В пьесе Кати Аверковой это скорее привычная для мира людей игра в любовь. «Игры, в которые играют люди» – так можно назвать этот спектакль.
Марк Захаров в «Бароне Мюнхгаузене» иронизировал по поводу бюрократии:
– Подъём в 6 часов утра!
– Ненаказуемо.
– Умное лицо – это ещё не признак ума.
В спектакле «Три короля» правители с серьёзными лицами пишут бесконечные законы, инструктажи, уставы… В конце концов все в них запутываются – и ты боишься сделать шаг влево или вправо. На одном из обсуждений театральный критик из Германии Нина Мазур сказала: «В Европе фестивальная программа известна за год». Андрей Новиков, директор Могилевского драмтеатра, ответил: «Я могу отобрать и утвердить наконец спектакли за полгода – раньше не получается из-за бюрократической машины».
Пьеса «Маленький принц» имеет огромное количество «прирученных читателей» – Катя приручила не только пожилых бюргеров из театра «Зеленый соус», но и могилевских и минских поклонников. Как заметила авторитетный критик с живой душой и непосредственными реакциями Татьяна Дмитриевна Орлова, «нам хочется, чтобы тебя было побольше, Катя! Ты нужна нам здесь, в Беларуси».
Елена Максимова, фото mogilevnews.by