Дневник фестиваля. День четвёртый. Часть 1
Дневник фестиваля: день четвёртый:
СВЕТЛЫЕ «Три короля» и ТЁМНОЕ «Интервью с ведьмами»
24 марта, четверг – четвертый день фестиваля, можно назвать кульминацией ожиданий: на суд зрителя и авторитетного международного жюри были вынесены спектакли великолепных режиссеров с неповторимой индивидуальностью: Кати Аверковой (светлые «Три короля») и Евгения Корняга (тёмное «Интервью с ведьмами»). Надо заметить, что работы «трёх сгустков энергии»: Игоря Казакова – Кати Аверковой – Евгения Корняга – вызывают оправданный и растущий интерес не только в Беларуси, но и за рубежом. Как отметила театральный критик Людмила Громыко (Минск), Игорь Казаков и Евгений Корняг пытаются войти в зону «табуированных тем» белорусского театра. Польский критик Анна Крулица призналась: белорусские режиссеры удивили во время фестиваля больше, чем польские.
Часть первая
«ИНТЕРВЬЮ с ВЕДЬМАМИ» и Евгением КОРНЯГОМ
Пока Катя с немецкими актёрами-любителями (театр «Зеленый соус», Франкфурт-на-Майне) задержались на таможне из-за декораций, жюри и журналисты на пресс-конференции приступили к разбору полётов ведьм во главе с ворожбитом с острым языком и пьяным глазом – Корнягом.
«Люди кричат, задыхаясь от счастья»
– Женя, есть ли у белорусского театра будущее?
– Да, у него есть будущее, и он будет интересен, но только пенсионерам.
Татьяна Орлова, профессор кафедры литературной критики, доктор филологических наук, искусствовед, отказалась обсуждать то, что она не понимает и не принимает. Спектакли Евгения Корняга необыкновенно популярны среди молодёжи – они просто сносят крышу от счастья. Значит, такой спектакль с новым сценическим языком был необходим. Это сказка по мотивам братьев Гримм, которая совсем не сказка, а Освенцим. К сожалению, молодежь зачастую воспринимает только зрелищные черно-красные с зеленой подсветкой контрастные эффекты, громкие децибелы тяжелой музыки. Как заметила ведущий театральный критик Татьяна Киктева (Украина, Харьков): «это подчас носит колоссальное разрушительное воздействие, плюс сильнейшая энергетика трёх великолепных актрис – это делает зрителя жертвой». Как нож в руках ведьм, входят в зрителя многие сцены.
Облегченное отношение к жизни и сексу порождает шокирующее количество абортов: в спектакле попадает в солнечное сплетение эмбрион умерщвленного ребёнка. Актуальные истории из новостей: матери выбрасывают детей из окон, закапывают в снегу, прячут в мусорных баках. Жуткая картинка: актриса, кладущая черепа младенцев в своё лоно.
В постановке Корняга действующими лицами являются и микрофоны. Они страшно искажают звук. Кто искажает взгляды молодых людей? Спектакли Корняга – это добро или зло? Они переполнены агрессией, как романы Людмилы Петрушевской: «Девушки шли в наступление целыми ротами – красивые, модно причесанные, ловко оборачивающиеся со скудными стипендиями и зарплатами, готовые на всё, агрессивные».
Театр – это зеркало. Спектакли Корняга – это отражение переполненного чёрной злобой мира.
«Такая девочка»
Как заметил Евгений Корняг, каждый выбирает в спектакле свою любимую ведьму.
Одна ведьма боится потерять красоту.
– Я красива!
( Читает под клубную музыку):
Кто я? Кто я? Я! Я! Я!
Я никак не могу потерпеть, чтобы кто-то смог со мной сравняться!
(Ведьмы комментируют: «Чтоб ты сдохла!»)
С каждым новым днём я всё хорошела!
Ходила я по этому миру довольная!
Кто я? Кто я?
Я самая прекрасная!
Но вот однажды упал мой взор на соседскую девчонку!
– Красива! – ужаснулась я, пожелтела я!
Она была бела как снег и черноволоса!
Как увижу я её, так сердце моё от зависти разрываться готово!
Так что не было мне покоя ни днём ни ночью!
О чём я думала? Только об одном!
Умыться её девственной кровью!
Узнала я, что она ходит к чистому роднику умываться!
Тогда взяла я самый острый нож и,
Пока петухи все спали, пошла в лес к роднику,
Чтоб умыться!
Соседка не заставила себя долго ждать,
Она подошла к воде и оголила своё белоснежное тело!
Я неслышно бездыханно подошла сзади…
Солнечные блики от ножа гуляли по её спине!
Резко и очень сильно…
(Звучит «сердечный» метроном. Долгая пауза. Начинается тяжелый хад-рок).
Умываться кровью!!!
Кстати, о чистоте: ведьмы искали в тот вечер девственницу в зале.
Другая ведьма убивает мужчин.
Идёт по залу и окрылено, с блистательными интонациями-переливами, читает «из раннего» под романтическую музыку:
– А! – сказала женщина, глубоко вздохнув.
И когда увидела она кровь, стало так грустно, так печально.
Только она это вымолвила, стало ей так светло, так радостно на душе!
И прошел месяц, и растаял снег!
Прошел второй месяц, всё зазеленело!
Прошёл третий месяц, появились на земле цветы!
(На этом фоне две другие ведьмы разгадывают кроссворд с «приземленной» лексикой: «Самка собаки? Четыре буквы!»)
Прошел четвертый месяц…Выросли, переплелись зеленые ветви и запели на них птички!
(Ведьмы зачитывают символический гороскоп мужского трусливого поведения: «Близнецы, ожидайте плохого от соседа справа!» И предсказание неизбежного охлаждения отношений: «Раки зимуют!» )
Вы умеете летать, как птичка? А я умею, но не буду!
И завял весь лес, и опадали с деревьев цветы…
Когда прошел пятый месяц…
(Ведьмы разгадывают антоним к слову «острое» – пять букв! И совет: «Весы, в любой непонятной ситуации сохраняйте равновесие!» )
И прошел шестой месяц…
Сердце женщины радостно забилось – она успокоилась!
(«Ой, а где же ведьма? Нет ведьмы!»)
И была она радостной, пока не прошёл девятый месяц!
И родила она ребёнка, и был он белый как снег!
(Голос ведьм: «Как всё подорожало!»)
Так обрадовалась, что от радости по-мер-ла!
Третья ведьма умерщвляет детей:
– Возьми себе одно яблочко!
Но только мальчик нагнулся к сундуку – ведьма захлопнула крышку! И упала на пол. И покатилось красное яблочко… Приходит отец домой и спрашивает: где сын?
– Он пошёл к бабушке немножко погостить!
Кто сказал, что Корняга не любит женщин?
Историк, танцевальный критик Анна Крулица (Польша):
-Я не могу согласиться с тем, как Вы создаете образ женщины. Мне кажется, у Вас нет сочувствия к своим героиням. Мне тяжело увидеть в Вашем спектакле человеческий образ женщины.
Евгений Корняг (проникновенным и искренним голосом, без всякой иронии):
-Там столько любви к женщине! Именно с моей стороны. Там столько любви к моей матери! Маме я запретил смотреть этот спектакль. После премьеры за мной бегала критик Кабанова и требовала: полюби женщин! Но ведь я с таким трепетом показал девять месяцев беременности вплоть до диких схваток! Я переполнен сочувствием к женщине.
Любить – значит понимать. Режиссер Корняг угадывает женскую суть. Театральный журналист, Елена Лиопо, бросила в лицо художнику вызов:
– Евгений, Вы из меня сделали четвертую ведьму! В какой-то момент я выскочила из зрительного зала и начала искать метлу, чтобы улететь и не видеть этого безобразия. Простите: язык – это мой враг.
Режиссер Корняга вызов принял:
– Спасибо! Это победа. Это достижение. Когда уходит зритель, это понятно: он свободен в своих желаниях смотреть – не смотреть. Но когда зал покидает член жюри… Критики обычно только завидуют зрителям, которые вольны встать и уйти. Вы порадовали меня.
Светлана Аникей – одна из лучших актрис Национального академического театра имени Янки Купалы:
– Женя – это ПОЭТ! Мне не было страшно работать и общаться с ним. Я понимала: три ведьмы – это три женщины, которые живут три тысячи лет. Они рождены и посланы на этот свет «понести» ребёнка и нести свет. Но люди в жизни не созидают, а разрушают. Слаб человек. Для меня этот спектакль как метафора вселенского зла. Женя через агрессию пробивается к людям с просьбой о любви и милосердии, так необходимых этому жестокому миру.
«Люди, стандартизированные обучением и воспитанием»
Женщины-критики:
– Женя, Вы в спектакле показываете Олимпийского Мишку, которого под музыку отпускаете в небо. Но, поверьте, это совсем не то: мы смотрели на этот полёт со слезами. Это была радость миллионов рядовых людей. Вы же вызываете смех в зрительном зале. Может, не надо так цинично? Нужно ли со всем шутить? Не предаем ли мы самих себя?
Театральный критик Андрей Москвин, доцент Варшавского университета:
– Я не плакал, когда поднимали Мишку. Я с ужасом вспоминаю пустой город накануне олимпиады: всех маленьких людей вывезли за город. Для меня появление этой сцены как символ борьбы с «псевдопрошлым», которое давно пора отпустить. Спектакль требует сильнейшего внимания к метафорам художника.
Евгений Корняга:
-Меня очень утомляет Советский Союз. Его так много в моей жизни! Зачем бесконечно слушать советскую музыку? Зачем этот бесконечный показ советских фильмов? Сколько можно смотреть «Иронию судьбы»? Мама пичкала меня этим «искусством». Тогда я «ел», так как многому не мог дать оценку в силу детского возраста. Когда же наконец разложившийся труп Советского Союза отпустят, как эту маму в спектакле? Хватит Советского Союза! Это как «сказка о потерянном времени».
«Крутится-вертится шар голубой»
В спектакле действующим лицом является и шар вверху. Интересно расшифровала этот символ редактор газеты «Культура» Надежда Кунцевич, один из постоянных членов жюри:
– Сначала он воспринимается как светоотражающий шарик на дискотеке в баре. Потом вдруг воспринимается полной луной, при которой возможен разгул нечисти. И вдруг шар становится земным «шариком», совершенно беззащитным перед вселенским злом.
Нина Мазур – член Германского центра Международной ассоциации театральных критиков (Ганновер, Германия), сделала попытку расшифровать эпатажную личность режиссёра:
-Заговори, чтоб я тебя увидел: я принялась читать интервью Жени, чтобы понять его. Интервью содержит всегда элемент лукавства. Возможно, Евгений даёт его, понижая голос для солидности. Тем не менее у меня возникло ощущение детского трагически-беспомощного протеста против непоправимых обстоятельств. Кто виноват, что нам больно и страшно? Ребенок находит ответ: виноваты родители! Да, многие наши беды родом из детства. Так я объяснила себе рождение в спектакле сцены повешенной матери. Этот детский протест кажется болезненным и беззащитным. Не думаю, что это та реакция, которую ожидал режиссер. В поисках виноватых мы не должны забывать: мы плоть от плоти, мы «донашиваем» грехи наших предков.
Детский ГОЛОС в «Интервью с ведьмами»:
(на фоне пронзительно-нежной музыки):
– Мама! Мама!Ма-Ма! Мама-а-а! (с тревогой и страхом не найти самое родное и близкое существо на свете). Мама, ты слышишь меня?!!!
И звучит пронзительная музыка о трагической обреченности неизбежного расставания с мамой, тема неизбежности «перерезания» пуповины. И музыкальные звуки космического холода и одиночества во вселенной. И женские голоса:
– Я запуталась! Я запуталась! Мама, это был мальчик! Мой мальчик, мама!
(И тревожная сирена. И пронзающая, как нож в сердце, нарастающая музыка).
И потом снова голос, угасший и отчужденный, ребенка:
-Моя мать никогда не была замужем… Когда мужчина приходил, мать улыбалась. Когда мужчина уходил, она смотрела на дверь и ждала, когда он придет. Они никогда не возвращались! Они всегда уходили! Она плакала, а я расчёсывала её волосы. У неё очень длинные красивые волосы. Волос к волосу…
ПРАВО человека ЖИТЬ и ТВОРИТЬ
Нина Мазур:
– Евгений Корняг – человек с огромным дарованием, он не рядовой человек. Чем талантливее человек, тем выше его ответственность за «содеянное». Талант заключается в нежелании слышать остальных: это то, что человек в себе бережет. Поэтому Евгений Корняг вряд ли станет прислушиваться к нашим пожеланиям. Хочу признаться: я в жизни безумно дорожу разговором с умным собеседником. Нам необходимо общаться друг с другом для более полного понимания картины мира.
Татьяна Киктева:
– Почему я очень хотела пойти на спектакль «Интервью с ведьмами»? Я помню филигранную постановку, которую смотрела в рамках «Март-контакта» прошлых лет, – «Палата №7». Я была тогда поражена, увидев тонкий прозрачный политический памфлет.
Евгений Корняг:
-Вот так меня заставляют быть в прошлом, топтаться на месте. Мной чуть ли не командуют, побуждают оправдывать чьи-то ожидания, загоняют в клетку. Я не хочу слышать «нравится – не нравится» – я хочу говорить о том, что я чувствую и что меня волнует. Это и есть свобода.
«До свидания, Мишка» и Женя!
Спектакль, который начинается как лёгкое развлекательное ток-шоу, вызывает шок. Ведьмы словно «прорабатывают» жизненные травмы вместе с размышляющим и нестандартным зрителем и, переживая и изливая боль, освобождаются от агрессии . Кто-то чувствует катарсис и утверждается в библейских жизненных ценностях. Не зря действие заканчивается танцем Девы Марии, Богородицы. Эта концовка придумана самими актрисами-ведьмами.
Евгений Корняг:
– Этот танец нечаянно снизошел на нас – и я понял: спектакль прощен. Для меня это спектакль-очищение.
От автора:
– Я обожаю тебя, моя доченька! Я люблю тебя, мама! Спасибо, гениальный Евгений Корняг!
Елена Максимова, фото mogilevnews.by