Темы

Дневник фестиваля. День четвёртый. Часть 1

Дневник фестиваля. День четвёртый. Часть 1

Дневник фестиваля: день четвёртый:

СВЕТЛЫЕ «Три короля» и ТЁМНОЕ «Интервью с ведьмами»

 24 марта, четверг – четвертый день фестиваля, можно назвать кульминацией ожиданий: на суд зрителя и авторитетного международного жюри были вынесены спектакли великолепных режиссеров с неповторимой индивидуальностью: Кати Аверковой (светлые «Три короля»)  и Евгения Корняга (тёмное «Интервью с ведьмами»). Надо заметить, что работы «трёх сгустков энергии»: Игоря Казакова – Кати Аверковой – Евгения Корняга –  вызывают оправданный и растущий интерес не только в Беларуси, но и за рубежом. Как отметила театральный критик Людмила Громыко (Минск), Игорь Казаков и Евгений Корняг пытаются войти в зону «табуированных тем» белорусского театра. Польский критик Анна Крулица призналась: белорусские режиссеры удивили во время фестиваля  больше, чем польские.

29032016_mk_001

Часть первая

«ИНТЕРВЬЮ с ВЕДЬМАМИ» и Евгением КОРНЯГОМ

 Пока Катя с немецкими актёрами-любителями (театр «Зеленый соус», Франкфурт-на-Майне) задержались на таможне из-за декораций, жюри и журналисты на пресс-конференции приступили к разбору полётов ведьм во главе с ворожбитом с острым языком и пьяным глазом – Корнягом.  

«Люди кричат, задыхаясь от счастья»

– Женя, есть ли у белорусского театра будущее?

– Да, у него есть будущее, и он будет интересен, но только пенсионерам.

Татьяна Орлова, профессор кафедры литературной критики, доктор филологических наук,  искусствовед, отказалась обсуждать то, что она не понимает и не принимает.  Спектакли Евгения Корняга  необыкновенно популярны среди молодёжи – они просто  сносят крышу от счастья. Значит, такой спектакль с новым сценическим языком был необходим. Это сказка по мотивам братьев Гримм, которая  совсем не сказка, а Освенцим.  К сожалению, молодежь зачастую воспринимает только зрелищные черно-красные с зеленой подсветкой контрастные эффекты, громкие децибелы тяжелой музыки. Как заметила ведущий театральный критик Татьяна Киктева (Украина, Харьков): «это подчас носит колоссальное разрушительное воздействие, плюс сильнейшая энергетика трёх великолепных актрис – это делает зрителя жертвой». Как нож в руках ведьм, входят в зрителя многие сцены.

29032016_mk_002

Облегченное  отношение к жизни и сексу порождает шокирующее  количество абортов: в спектакле попадает  в солнечное сплетение эмбрион умерщвленного ребёнка. Актуальные истории из новостей: матери выбрасывают детей из окон, закапывают в снегу, прячут в мусорных баках. Жуткая картинка: актриса, кладущая черепа младенцев в своё лоно.

29032016_mk_003

В постановке Корняга действующими лицами являются и микрофоны. Они страшно искажают звук. Кто искажает взгляды молодых людей? Спектакли Корняга – это добро или зло? Они переполнены агрессией, как романы Людмилы Петрушевской: «Девушки шли в наступление целыми ротами – красивые, модно причесанные, ловко оборачивающиеся со скудными стипендиями и зарплатами, готовые на всё, агрессивные».

Театр – это зеркало. Спектакли Корняга  – это отражение переполненного чёрной злобой мира.

«Такая девочка»

Как заметил Евгений Корняг, каждый выбирает в спектакле свою любимую ведьму.

Одна ведьма боится потерять красоту.

– Я красива!

( Читает под клубную музыку):

Кто я? Кто я? Я! Я! Я!

Я никак не могу потерпеть, чтобы кто-то смог со мной сравняться!

(Ведьмы комментируют: «Чтоб ты сдохла!»)

С каждым новым днём я всё хорошела!

Ходила я по этому миру довольная!

Кто я? Кто я?

Я самая прекрасная!

Но вот однажды упал мой взор на соседскую девчонку!

– Красива! – ужаснулась я, пожелтела я!

29032016_mk_004

Она была бела как снег и черноволоса!

Как увижу я её, так сердце моё от зависти разрываться готово!

Так что не было мне покоя ни днём ни ночью!

О чём я думала? Только об одном!

Умыться её девственной кровью!

Узнала я, что она ходит к чистому роднику умываться!

Тогда взяла я самый острый нож и,

Пока петухи все спали, пошла в лес к роднику,

Чтоб умыться!

Соседка не заставила себя долго ждать,

Она подошла к воде и оголила своё белоснежное тело!

Я неслышно бездыханно подошла сзади…

Солнечные блики от ножа гуляли по её спине!

Резко и очень сильно…

(Звучит «сердечный» метроном. Долгая пауза. Начинается тяжелый хад-рок).

Умываться кровью!!!

Кстати, о чистоте: ведьмы искали в тот вечер девственницу в зале.

Другая ведьма убивает мужчин.

Идёт по залу и окрылено, с блистательными интонациями-переливами,  читает «из раннего» под романтическую музыку:

– А! – сказала женщина, глубоко вздохнув.

И когда увидела она кровь, стало так грустно, так печально.

Только она это вымолвила, стало ей так светло, так радостно на душе!

И прошел месяц, и растаял снег!

Прошел второй месяц, всё зазеленело!

Прошёл третий месяц, появились на земле цветы!

(На этом фоне две другие ведьмы разгадывают кроссворд с «приземленной» лексикой: «Самка собаки? Четыре буквы!»)

Прошел четвертый месяц…Выросли, переплелись зеленые ветви и запели на них птички!

(Ведьмы зачитывают символический гороскоп мужского трусливого поведения: «Близнецы, ожидайте плохого от соседа справа!» И предсказание неизбежного охлаждения отношений: «Раки зимуют!» )

Вы умеете летать, как птичка? А я умею, но не буду!

И завял весь лес, и опадали с деревьев цветы…

Когда прошел пятый месяц…

(Ведьмы разгадывают антоним к слову «острое» – пять букв! И совет: «Весы, в любой непонятной ситуации сохраняйте равновесие!» )

И прошел шестой месяц…

Сердце женщины радостно забилось – она успокоилась!

(«Ой, а  где же ведьма? Нет ведьмы!»)

И была она радостной, пока не прошёл девятый месяц!

И родила она ребёнка, и был он белый как снег!

(Голос ведьм: «Как всё подорожало!»)

Так обрадовалась, что от радости по-мер-ла!

Третья ведьма умерщвляет детей:

– Возьми себе одно яблочко!

Но только мальчик нагнулся к сундуку – ведьма захлопнула крышку! И упала на пол. И покатилось красное яблочко… Приходит отец домой и спрашивает: где сын?

– Он пошёл к бабушке немножко погостить!

Кто сказал, что Корняга не любит женщин?

Историк, танцевальный критик Анна Крулица (Польша):

-Я не могу согласиться с тем, как Вы создаете образ женщины. Мне кажется, у Вас нет сочувствия к своим героиням. Мне тяжело увидеть в Вашем спектакле человеческий образ женщины.

Евгений Корняг (проникновенным и искренним голосом, без всякой иронии):

-Там столько любви к женщине! Именно с моей стороны. Там столько любви к моей матери! Маме я запретил смотреть этот спектакль. После премьеры за мной бегала критик Кабанова и требовала: полюби женщин! Но ведь я с таким трепетом показал девять месяцев беременности вплоть до диких схваток! Я переполнен сочувствием к женщине.

Любить – значит понимать. Режиссер Корняг  угадывает женскую суть. Театральный журналист, Елена Лиопо, бросила в лицо художнику вызов:

– Евгений, Вы из меня сделали четвертую ведьму! В какой-то момент я выскочила из зрительного зала и начала искать метлу, чтобы улететь и не видеть этого безобразия. Простите: язык – это мой враг.

Режиссер Корняга вызов принял:

– Спасибо! Это победа. Это достижение. Когда уходит зритель, это понятно: он свободен в своих желаниях смотреть – не смотреть. Но когда зал покидает член  жюри… Критики обычно только завидуют зрителям, которые вольны встать и уйти. Вы порадовали меня.

Светлана Аникей – одна из лучших актрис Национального академического театра имени Янки Купалы:

– Женя – это ПОЭТ! Мне не было страшно работать и общаться с ним. Я понимала: три ведьмы – это три женщины, которые живут три тысячи лет. Они рождены и посланы на этот свет «понести» ребёнка и нести свет. Но люди в жизни не созидают, а разрушают. Слаб человек. Для меня этот спектакль как метафора вселенского зла. Женя через агрессию пробивается к людям с просьбой о  любви и милосердии, так необходимых этому жестокому миру.

«Люди, стандартизированные обучением и воспитанием»

Женщины-критики:

– Женя, Вы в спектакле показываете Олимпийского Мишку, которого под музыку отпускаете в небо. Но, поверьте, это совсем не то: мы смотрели на этот полёт со слезами. Это была радость миллионов рядовых людей. Вы же вызываете смех в зрительном зале. Может, не надо так цинично? Нужно ли со всем шутить? Не предаем ли мы самих себя?

Театральный критик Андрей Москвин, доцент Варшавского университета:

– Я не плакал, когда поднимали Мишку. Я с ужасом вспоминаю пустой город накануне олимпиады: всех маленьких людей вывезли за город. Для меня появление этой сцены как символ борьбы с «псевдопрошлым», которое давно пора отпустить. Спектакль требует сильнейшего внимания к метафорам художника.

Евгений Корняга:

-Меня очень утомляет Советский Союз. Его так много в моей жизни! Зачем бесконечно слушать советскую музыку?  Зачем этот бесконечный показ советских фильмов? Сколько можно смотреть «Иронию судьбы»? Мама пичкала меня этим «искусством». Тогда я «ел», так как  многому не мог дать оценку в силу детского возраста.  Когда же наконец разложившийся труп Советского Союза отпустят, как эту маму в спектакле? Хватит Советского Союза! Это как  «сказка о потерянном времени».

29032016_mk_005

«Крутится-вертится шар голубой»

В спектакле действующим лицом является и шар вверху. Интересно расшифровала этот символ редактор газеты «Культура» Надежда Кунцевич, один из постоянных членов жюри:

– Сначала он воспринимается как светоотражающий  шарик на дискотеке в баре. Потом вдруг воспринимается полной луной, при которой возможен разгул нечисти. И вдруг шар становится земным «шариком», совершенно беззащитным перед вселенским злом.

Нина Мазур член Германского центра Международной ассоциации театральных критиков (Ганновер, Германия), сделала попытку расшифровать эпатажную личность режиссёра:

-Заговори, чтоб я тебя увидел: я принялась читать интервью Жени, чтобы понять его.  Интервью содержит всегда элемент лукавства. Возможно, Евгений даёт его, понижая голос для солидности. Тем не менее у меня возникло ощущение детского трагически-беспомощного протеста против непоправимых обстоятельств. Кто виноват, что нам больно и страшно? Ребенок находит ответ: виноваты родители! Да, многие наши беды родом из детства. Так я объяснила себе рождение в спектакле сцены повешенной матери. Этот детский протест кажется болезненным и беззащитным. Не думаю, что это та реакция, которую ожидал режиссер. В поисках виноватых мы не должны забывать: мы плоть от плоти, мы «донашиваем» грехи наших предков.

Детский ГОЛОС в  «Интервью с ведьмами»:

(на фоне пронзительно-нежной музыки):

– Мама! Мама!Ма-Ма! Мама-а-а! (с тревогой и страхом не найти самое родное и близкое существо на свете). Мама, ты слышишь меня?!!!

И звучит пронзительная музыка о трагической обреченности неизбежного расставания с мамой, тема неизбежности «перерезания»  пуповины.  И музыкальные звуки космического холода и одиночества во вселенной. И женские голоса:

– Я запуталась! Я запуталась!  Мама, это был мальчик! Мой мальчик, мама!

(И тревожная сирена. И пронзающая, как нож в сердце, нарастающая музыка).

И потом снова голос, угасший и отчужденный, ребенка:

-Моя мать никогда не была замужем… Когда мужчина приходил, мать улыбалась. Когда мужчина уходил, она смотрела на дверь и ждала, когда он придет. Они никогда не возвращались! Они всегда уходили! Она плакала, а я расчёсывала её волосы. У неё очень длинные красивые волосы. Волос к волосу…

ПРАВО человека ЖИТЬ и ТВОРИТЬ

Нина Мазур:

– Евгений Корняг – человек с огромным дарованием, он не рядовой человек. Чем талантливее человек, тем выше его ответственность за «содеянное». Талант заключается в нежелании слышать остальных: это то, что человек в себе бережет. Поэтому Евгений Корняг вряд ли станет прислушиваться к нашим пожеланиям. Хочу признаться: я в жизни безумно дорожу разговором с умным собеседником. Нам необходимо общаться  друг с другом для более полного понимания картины мира.

Татьяна Киктева:

– Почему я очень хотела пойти на спектакль «Интервью с ведьмами»? Я помню филигранную постановку, которую смотрела в рамках «Март-контакта» прошлых лет, – «Палата №7». Я была тогда поражена, увидев тонкий прозрачный политический памфлет.

Евгений Корняг:

-Вот так меня заставляют быть в прошлом, топтаться на месте. Мной чуть ли не командуют, побуждают оправдывать чьи-то ожидания, загоняют в клетку. Я не хочу слышать «нравится – не нравится»  – я хочу говорить о том, что я чувствую и что меня волнует. Это и есть свобода.

«До свидания, Мишка» и Женя!

Спектакль, который  начинается как лёгкое развлекательное ток-шоу, вызывает  шок. Ведьмы словно «прорабатывают» жизненные травмы вместе с размышляющим и нестандартным зрителем и, переживая и изливая боль, освобождаются от агрессии . Кто-то  чувствует катарсис и утверждается в библейских жизненных ценностях. Не зря действие заканчивается танцем Девы Марии, Богородицы. Эта концовка придумана самими актрисами-ведьмами.

Евгений Корняг:

– Этот танец нечаянно снизошел на нас – и я понял: спектакль прощен. Для меня это спектакль-очищение.

От автора:

– Я обожаю тебя, моя доченька! Я люблю тебя, мама!  Спасибо, гениальный Евгений Корняг!

Елена Максимова, фото mogilevnews.by

Последние новости

Официально

В СК “Олимпиец” завершился Первый открытый турнир по вольной борьбе “Защитник Отечества”

23 февраля 2025
Читать новость
Официально

С Днем защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь!

23 февраля 2025
Читать новость
Общество

В Могилеве прошел торжественный концерт ко Дню защитника Отечества

23 февраля 2025
Читать новость
Общество

Праздник настоящих патриотов: в Могилеве чествуют защитников Отечества

23 февраля 2025
Читать новость
Спорт

Батутистки Бордиловская и Ершова вышли в финал этапа Кубка мира в Баку

23 февраля 2025
Читать новость
Спорт

Сборная Беларуси по пляжному футболу выиграла спарринг у команды ОАЭ

23 февраля 2025
Читать новость

Рекомендуем