Темы

Дневник фестиваля. День четвёртый. Часть 1

Дневник фестиваля. День четвёртый. Часть 1

Дневник фестиваля: день четвёртый:

СВЕТЛЫЕ «Три короля» и ТЁМНОЕ «Интервью с ведьмами»

 24 марта, четверг – четвертый день фестиваля, можно назвать кульминацией ожиданий: на суд зрителя и авторитетного международного жюри были вынесены спектакли великолепных режиссеров с неповторимой индивидуальностью: Кати Аверковой (светлые «Три короля»)  и Евгения Корняга (тёмное «Интервью с ведьмами»). Надо заметить, что работы «трёх сгустков энергии»: Игоря Казакова – Кати Аверковой – Евгения Корняга –  вызывают оправданный и растущий интерес не только в Беларуси, но и за рубежом. Как отметила театральный критик Людмила Громыко (Минск), Игорь Казаков и Евгений Корняг пытаются войти в зону «табуированных тем» белорусского театра. Польский критик Анна Крулица призналась: белорусские режиссеры удивили во время фестиваля  больше, чем польские.

29032016_mk_001

Часть первая

«ИНТЕРВЬЮ с ВЕДЬМАМИ» и Евгением КОРНЯГОМ

 Пока Катя с немецкими актёрами-любителями (театр «Зеленый соус», Франкфурт-на-Майне) задержались на таможне из-за декораций, жюри и журналисты на пресс-конференции приступили к разбору полётов ведьм во главе с ворожбитом с острым языком и пьяным глазом – Корнягом.  

«Люди кричат, задыхаясь от счастья»

– Женя, есть ли у белорусского театра будущее?

– Да, у него есть будущее, и он будет интересен, но только пенсионерам.

Татьяна Орлова, профессор кафедры литературной критики, доктор филологических наук,  искусствовед, отказалась обсуждать то, что она не понимает и не принимает.  Спектакли Евгения Корняга  необыкновенно популярны среди молодёжи – они просто  сносят крышу от счастья. Значит, такой спектакль с новым сценическим языком был необходим. Это сказка по мотивам братьев Гримм, которая  совсем не сказка, а Освенцим.  К сожалению, молодежь зачастую воспринимает только зрелищные черно-красные с зеленой подсветкой контрастные эффекты, громкие децибелы тяжелой музыки. Как заметила ведущий театральный критик Татьяна Киктева (Украина, Харьков): «это подчас носит колоссальное разрушительное воздействие, плюс сильнейшая энергетика трёх великолепных актрис – это делает зрителя жертвой». Как нож в руках ведьм, входят в зрителя многие сцены.

29032016_mk_002

Облегченное  отношение к жизни и сексу порождает шокирующее  количество абортов: в спектакле попадает  в солнечное сплетение эмбрион умерщвленного ребёнка. Актуальные истории из новостей: матери выбрасывают детей из окон, закапывают в снегу, прячут в мусорных баках. Жуткая картинка: актриса, кладущая черепа младенцев в своё лоно.

29032016_mk_003

В постановке Корняга действующими лицами являются и микрофоны. Они страшно искажают звук. Кто искажает взгляды молодых людей? Спектакли Корняга – это добро или зло? Они переполнены агрессией, как романы Людмилы Петрушевской: «Девушки шли в наступление целыми ротами – красивые, модно причесанные, ловко оборачивающиеся со скудными стипендиями и зарплатами, готовые на всё, агрессивные».

Театр – это зеркало. Спектакли Корняга  – это отражение переполненного чёрной злобой мира.

«Такая девочка»

Как заметил Евгений Корняг, каждый выбирает в спектакле свою любимую ведьму.

Одна ведьма боится потерять красоту.

– Я красива!

( Читает под клубную музыку):

Кто я? Кто я? Я! Я! Я!

Я никак не могу потерпеть, чтобы кто-то смог со мной сравняться!

(Ведьмы комментируют: «Чтоб ты сдохла!»)

С каждым новым днём я всё хорошела!

Ходила я по этому миру довольная!

Кто я? Кто я?

Я самая прекрасная!

Но вот однажды упал мой взор на соседскую девчонку!

– Красива! – ужаснулась я, пожелтела я!

29032016_mk_004

Она была бела как снег и черноволоса!

Как увижу я её, так сердце моё от зависти разрываться готово!

Так что не было мне покоя ни днём ни ночью!

О чём я думала? Только об одном!

Умыться её девственной кровью!

Узнала я, что она ходит к чистому роднику умываться!

Тогда взяла я самый острый нож и,

Пока петухи все спали, пошла в лес к роднику,

Чтоб умыться!

Соседка не заставила себя долго ждать,

Она подошла к воде и оголила своё белоснежное тело!

Я неслышно бездыханно подошла сзади…

Солнечные блики от ножа гуляли по её спине!

Резко и очень сильно…

(Звучит «сердечный» метроном. Долгая пауза. Начинается тяжелый хад-рок).

Умываться кровью!!!

Кстати, о чистоте: ведьмы искали в тот вечер девственницу в зале.

Другая ведьма убивает мужчин.

Идёт по залу и окрылено, с блистательными интонациями-переливами,  читает «из раннего» под романтическую музыку:

– А! – сказала женщина, глубоко вздохнув.

И когда увидела она кровь, стало так грустно, так печально.

Только она это вымолвила, стало ей так светло, так радостно на душе!

И прошел месяц, и растаял снег!

Прошел второй месяц, всё зазеленело!

Прошёл третий месяц, появились на земле цветы!

(На этом фоне две другие ведьмы разгадывают кроссворд с «приземленной» лексикой: «Самка собаки? Четыре буквы!»)

Прошел четвертый месяц…Выросли, переплелись зеленые ветви и запели на них птички!

(Ведьмы зачитывают символический гороскоп мужского трусливого поведения: «Близнецы, ожидайте плохого от соседа справа!» И предсказание неизбежного охлаждения отношений: «Раки зимуют!» )

Вы умеете летать, как птичка? А я умею, но не буду!

И завял весь лес, и опадали с деревьев цветы…

Когда прошел пятый месяц…

(Ведьмы разгадывают антоним к слову «острое» – пять букв! И совет: «Весы, в любой непонятной ситуации сохраняйте равновесие!» )

И прошел шестой месяц…

Сердце женщины радостно забилось – она успокоилась!

(«Ой, а  где же ведьма? Нет ведьмы!»)

И была она радостной, пока не прошёл девятый месяц!

И родила она ребёнка, и был он белый как снег!

(Голос ведьм: «Как всё подорожало!»)

Так обрадовалась, что от радости по-мер-ла!

Третья ведьма умерщвляет детей:

– Возьми себе одно яблочко!

Но только мальчик нагнулся к сундуку – ведьма захлопнула крышку! И упала на пол. И покатилось красное яблочко… Приходит отец домой и спрашивает: где сын?

– Он пошёл к бабушке немножко погостить!

Кто сказал, что Корняга не любит женщин?

Историк, танцевальный критик Анна Крулица (Польша):

-Я не могу согласиться с тем, как Вы создаете образ женщины. Мне кажется, у Вас нет сочувствия к своим героиням. Мне тяжело увидеть в Вашем спектакле человеческий образ женщины.

Евгений Корняг (проникновенным и искренним голосом, без всякой иронии):

-Там столько любви к женщине! Именно с моей стороны. Там столько любви к моей матери! Маме я запретил смотреть этот спектакль. После премьеры за мной бегала критик Кабанова и требовала: полюби женщин! Но ведь я с таким трепетом показал девять месяцев беременности вплоть до диких схваток! Я переполнен сочувствием к женщине.

Любить – значит понимать. Режиссер Корняг  угадывает женскую суть. Театральный журналист, Елена Лиопо, бросила в лицо художнику вызов:

– Евгений, Вы из меня сделали четвертую ведьму! В какой-то момент я выскочила из зрительного зала и начала искать метлу, чтобы улететь и не видеть этого безобразия. Простите: язык – это мой враг.

Режиссер Корняга вызов принял:

– Спасибо! Это победа. Это достижение. Когда уходит зритель, это понятно: он свободен в своих желаниях смотреть – не смотреть. Но когда зал покидает член  жюри… Критики обычно только завидуют зрителям, которые вольны встать и уйти. Вы порадовали меня.

Светлана Аникей – одна из лучших актрис Национального академического театра имени Янки Купалы:

– Женя – это ПОЭТ! Мне не было страшно работать и общаться с ним. Я понимала: три ведьмы – это три женщины, которые живут три тысячи лет. Они рождены и посланы на этот свет «понести» ребёнка и нести свет. Но люди в жизни не созидают, а разрушают. Слаб человек. Для меня этот спектакль как метафора вселенского зла. Женя через агрессию пробивается к людям с просьбой о  любви и милосердии, так необходимых этому жестокому миру.

«Люди, стандартизированные обучением и воспитанием»

Женщины-критики:

– Женя, Вы в спектакле показываете Олимпийского Мишку, которого под музыку отпускаете в небо. Но, поверьте, это совсем не то: мы смотрели на этот полёт со слезами. Это была радость миллионов рядовых людей. Вы же вызываете смех в зрительном зале. Может, не надо так цинично? Нужно ли со всем шутить? Не предаем ли мы самих себя?

Театральный критик Андрей Москвин, доцент Варшавского университета:

– Я не плакал, когда поднимали Мишку. Я с ужасом вспоминаю пустой город накануне олимпиады: всех маленьких людей вывезли за город. Для меня появление этой сцены как символ борьбы с «псевдопрошлым», которое давно пора отпустить. Спектакль требует сильнейшего внимания к метафорам художника.

Евгений Корняга:

-Меня очень утомляет Советский Союз. Его так много в моей жизни! Зачем бесконечно слушать советскую музыку?  Зачем этот бесконечный показ советских фильмов? Сколько можно смотреть «Иронию судьбы»? Мама пичкала меня этим «искусством». Тогда я «ел», так как  многому не мог дать оценку в силу детского возраста.  Когда же наконец разложившийся труп Советского Союза отпустят, как эту маму в спектакле? Хватит Советского Союза! Это как  «сказка о потерянном времени».

29032016_mk_005

«Крутится-вертится шар голубой»

В спектакле действующим лицом является и шар вверху. Интересно расшифровала этот символ редактор газеты «Культура» Надежда Кунцевич, один из постоянных членов жюри:

– Сначала он воспринимается как светоотражающий  шарик на дискотеке в баре. Потом вдруг воспринимается полной луной, при которой возможен разгул нечисти. И вдруг шар становится земным «шариком», совершенно беззащитным перед вселенским злом.

Нина Мазур член Германского центра Международной ассоциации театральных критиков (Ганновер, Германия), сделала попытку расшифровать эпатажную личность режиссёра:

-Заговори, чтоб я тебя увидел: я принялась читать интервью Жени, чтобы понять его.  Интервью содержит всегда элемент лукавства. Возможно, Евгений даёт его, понижая голос для солидности. Тем не менее у меня возникло ощущение детского трагически-беспомощного протеста против непоправимых обстоятельств. Кто виноват, что нам больно и страшно? Ребенок находит ответ: виноваты родители! Да, многие наши беды родом из детства. Так я объяснила себе рождение в спектакле сцены повешенной матери. Этот детский протест кажется болезненным и беззащитным. Не думаю, что это та реакция, которую ожидал режиссер. В поисках виноватых мы не должны забывать: мы плоть от плоти, мы «донашиваем» грехи наших предков.

Детский ГОЛОС в  «Интервью с ведьмами»:

(на фоне пронзительно-нежной музыки):

– Мама! Мама!Ма-Ма! Мама-а-а! (с тревогой и страхом не найти самое родное и близкое существо на свете). Мама, ты слышишь меня?!!!

И звучит пронзительная музыка о трагической обреченности неизбежного расставания с мамой, тема неизбежности «перерезания»  пуповины.  И музыкальные звуки космического холода и одиночества во вселенной. И женские голоса:

– Я запуталась! Я запуталась!  Мама, это был мальчик! Мой мальчик, мама!

(И тревожная сирена. И пронзающая, как нож в сердце, нарастающая музыка).

И потом снова голос, угасший и отчужденный, ребенка:

-Моя мать никогда не была замужем… Когда мужчина приходил, мать улыбалась. Когда мужчина уходил, она смотрела на дверь и ждала, когда он придет. Они никогда не возвращались! Они всегда уходили! Она плакала, а я расчёсывала её волосы. У неё очень длинные красивые волосы. Волос к волосу…

ПРАВО человека ЖИТЬ и ТВОРИТЬ

Нина Мазур:

– Евгений Корняг – человек с огромным дарованием, он не рядовой человек. Чем талантливее человек, тем выше его ответственность за «содеянное». Талант заключается в нежелании слышать остальных: это то, что человек в себе бережет. Поэтому Евгений Корняг вряд ли станет прислушиваться к нашим пожеланиям. Хочу признаться: я в жизни безумно дорожу разговором с умным собеседником. Нам необходимо общаться  друг с другом для более полного понимания картины мира.

Татьяна Киктева:

– Почему я очень хотела пойти на спектакль «Интервью с ведьмами»? Я помню филигранную постановку, которую смотрела в рамках «Март-контакта» прошлых лет, – «Палата №7». Я была тогда поражена, увидев тонкий прозрачный политический памфлет.

Евгений Корняг:

-Вот так меня заставляют быть в прошлом, топтаться на месте. Мной чуть ли не командуют, побуждают оправдывать чьи-то ожидания, загоняют в клетку. Я не хочу слышать «нравится – не нравится»  – я хочу говорить о том, что я чувствую и что меня волнует. Это и есть свобода.

«До свидания, Мишка» и Женя!

Спектакль, который  начинается как лёгкое развлекательное ток-шоу, вызывает  шок. Ведьмы словно «прорабатывают» жизненные травмы вместе с размышляющим и нестандартным зрителем и, переживая и изливая боль, освобождаются от агрессии . Кто-то  чувствует катарсис и утверждается в библейских жизненных ценностях. Не зря действие заканчивается танцем Девы Марии, Богородицы. Эта концовка придумана самими актрисами-ведьмами.

Евгений Корняг:

– Этот танец нечаянно снизошел на нас – и я понял: спектакль прощен. Для меня это спектакль-очищение.

От автора:

– Я обожаю тебя, моя доченька! Я люблю тебя, мама!  Спасибо, гениальный Евгений Корняг!

Елена Максимова, фото mogilevnews.by

Последние новости

Важные

Беларусь не создает участки для голосования за рубежом

10 января 2025
Читать новость
Общество

Новые меры укрепления кадрового потенциала приняты в сфере ЖКХ Могилевской области

10 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Встречи депутатов в трудовых коллективах

10 января 2025
Читать новость
Лучшее - наше!

К 100-летию заслуженного работника “Могилевлифтмаш”, участника Великой Отечественной войны Михаила Фроловича Сафонова

10 января 2025
Читать новость
Важные

На поощрение одаренных учащихся и студентов будет выделено Br680 тыс. из резервного фонда Президента

10 января 2025
Читать новость
Важные

Лукашенко подписал указ о Годе благоустройства, в 2025-м пройдет не менее двух республиканских субботников

10 января 2025
Читать новость