Божественная Елена
Барокко – значит «жемчужина», но «неправильной формы». Елену Материнко зрители привыкли видеть как исполнительницу романсов, но накануне святок ведущий мастер сцены филармонии восхитила поклонников как оперная дива.В Костеле Святого Станислава было холодно, но Елена вышла в черном ажурном платье со шлейфом, расшитом золотыми нитями. Запела музыку барокко – и все поняли: перед ними Богиня! Она наделена силой таланта вести за собой людей в особый мир возвышенной музыки. И жизнь показалась легкой и мелодичной, как бельканто. Елена могла бы петь арии на русском, но выбрала итальянский – язык техники виртуозного пения. Противительный союз «НО» способен многое рассказать о характере Примадонны Могилева.
ТУР ДЕ ФРАНС!
Говорят, по вере вашей и воздастся, но многие сомневаются в этой истине. А Елена Материнко верит – и поет «Благодарю!» Благодарность – лучшая молитва во все времена. И вот доказательство:
– В прошлом году под бой курантов я загадала желание – спеть арии итальянских и немецких композиторов 16 века в Костеле Святого Станислава накануне Рождества. Эта мысль появилась у меня во Франции, куда мы с цимбальным оркестром «Ведрица» ( Минск) приехали этим летом. В Европе часто можно слышать, как в старинных костелах поют песни о любви к Богу, Деве Марии, целомудренной любви времен Данте и Петрарки – и это производит неизгладимое впечатление. Вдохновило и то, что жили мы в замке шевалье д’Эона в городке Тоннер. Французский дворянин, тайный агент, он принадлежал к дипломатической сети «Королевского секрета» и первую половину жизни провел как мужчина, а вторую – как женщина. Шевалье считался одним из лучших фехтовальщиков своего времени. Жизнь д’Эона окружена легендами, которые Валентин Пикуль отразил в романе «Пером и шпагой» (читаю зимними вечерами). И вот я бродила по этому замку – и в душе зрели замыслы, как буду петь мою любимую арию Марчелло – «Это пламя греет душу», как буду переживать с моими слушателями историю Эвридики, умирающей от любви к Орфею…
– Увидеть Париж и умереть! – я поняла смысл этих слов, когда летом сбылась моя давняя мечта побывать в столице Франции. Мне вспомнился фильм «Завтрак у Тиффани». Правда, там – как рай на земле – показан солидный ювелирный магазин, а раем для нас стали музыкальные магазины. Мы бегали по ним в поисках кларнета для сына дирижера. Наш баянист извлек удивительные звуки из аккордеона стоимостью шесть тысяч евро. Этим летом сбылась еще одна мечта: давний знакомый – фотограф Жан Франсуа, подарил мне фотосессию – один из снимков и стал основой афиши концерта музыки барокко.
ТУР ДЕ ШАНС!
Шанс дается всем, но не каждый может им воспользоваться.
Третьекурсница педфака Елена Материнко на прослушивании спела от всей души «Старый клен», но впечатления на мастера золотых голосов – Людмилу Брайловскую, не произвела. Можно было опустить руки, но Елена привыкла бороться за место под солнцем! И звездный час настал: спустя всего лишь месяц упорных занятий студентка вышла из тени на сцену по случаю юбилея педуниверситета – и раскрыла свой талант, как «Черный веер»! Именно эту композицию исполнила достойная ученица своего любимого Учителя. Мечта всего детства сбылась! «Пусть мы далеки, как «да» и «нет», и рампы свет нас разлучает, но у нас одна святая к музыке любовь!» – пела по телевизору Алла Пугачева под аккомпанемент невозмутимого маэстро – Раймонда Паулса, к восторгу зрителей. И маленькой Леночке хотелось так же царить в душах поклонников.
– В пять лет я воображала себя звездой сцены: ходила по залу с гипюровой накидкой от подушки, завязанной в виде длинной юбки, и пела «Миллион алых роз». Наша соседка стала невольным слушателем и … решила «превратить жизнь в цветы»: отвела меня в музыкальную школу. Я понравилась педагогам, но мне сказали подрасти и приходить через год. Но маме было недосуг водить дочь за тридевять земель – и я пошла в общеобразовательную школу у нас во дворе. Одноклассница – девочка со скрипкой, была объектом моего восхищения. Музыканты были для меня небожителями. В соседнем доме жил композитор Браиловский. Когда Владимир Вениаминович шел мимо, мне казалось: Бах воскрес! С «этим пламенем» надо было что-то делать. И я в красках расписала маме, как приходили в школу музыкальные педагоги, прослушали детей и выбрали меня! Мама вздохнула и повела дочь в «эдем». Но на полдороги раскусила маленькую лгунью – и моя Птица счастья упорхнула! Но вскоре вернулась, «крыльями звеня»: мечта сбылась: меня пригласили заниматься музыкой! Я попросила записку – и предъявила маме как вещдок! Родители показали дорогу в райские кущи – и я смело по ней пошла. Мечтала о фортепиано, но закончила класс виолончели.
– Сегодня мой кумир – греческая певица Мария Каллас. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом La Divina — Божественная. Она сделала себя сама. Во-первых, истязала себя диетой и так писала о своих достижениях: “Джоконда 92 кг; Аида 87 кг; Норма 80 кг; Медея 78 кг; Лючия 75 кг; Альцеста 65 кг; Елизавета 64 кг”. Во-вторых, Мария без устали развивала свой голос: начинала как «драматическая колоратура» – и расширила диапазон до уникального «лирико-драматического сопрано».
Благодарю своего любимого педагога – Людмилу Евгеньевну, она научила меня петь верхние ноты. Как хороший психолог, окрылила верой в себя, избавила от комплексов, правильно подбирая партии по уровню сложности. Терпеливо переносила мои неудачи на сцене и повторяла: «Все получится!»
МАЛИНОВЫЙ ЗВОН
«Малиновый звон на заре, скажи моей милой земле…» Материнко признается: влюблена в малую родину. После победы в конкурсе «Романсиада» Москва манила соблазнами и обещала работу в Театре Немировича-Данченко, но «сердце красавицы» оказалось не «склонно к измене». Елена Петровна предпочла синицу в руке – родную публику, и ни разу не пожалела об этом выборе. Старается не разочаровывать поклонников своего таланта. На сцене Елена Материнко преображается в La Divina — Божественную. Потом спускается со сцены и выходит из образа, как из матрешки. Не любит краситься в повседневности, но с некоторых пор приходится: задорно смеется, вспоминая: выбирала в Центральном универмаге полотенце – и вдруг услышала изумление в голосе рядом стоящей женщины: «Скажите, это Вы?!!» «Да», – смутилась солистка и поспешно ретировалась, передумав делать покупку. Перед важным выступлением певица старается отгородиться от суеты и остаться в гордом одиночестве. В такие минуты голос отдыхает – хозяйка убирает. Каждую осень любуется разноцветьем деревьев в Парке Горького, и душа поет очень красивую песенку – «Опавшие листья» Жана Косма. Елена любит все времена года. И ждет чудес на Новый год, но пока делает их сама.
Малиновый звон бокалов звучит за столами – и Елена Петровна исполняет желания любимой племянницы. В три года та тоже решила петь на сцене, как любимая тетушка, – пришлось взмахнуть волшебной палочкой, как в сказке «Золушка», – и появились у маленькой кокетки два бальных платья, сшитые на заказ в ателье, и набор шикарной косметики.
Поменялась мода на украшение елки, но Елене милей и ближе игрушки детства. И самая любимая – малиновый шар. Папа, по семейной традиции, приносил елку до самого потолка. И водружали на верхушку красную свечу. И доставали коробку из-под посылки – и увешивали красавицу ежиками и шишками. И бережно наряжали огромными стеклянными шарами. «Сквозь сон и дрему» любила маленькая Леночка всматриваться в искаженное отражение и грезить, как поет на сцене в красивом алом платье из шифона или гуляет по Монмартру в платье мятного цвета. Шары разбились, но мечты сбылись. Остался один малиновый шар и одна заветная мечта – создать такую семью, как у родителей.
ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ
Эта песня Евгения Мартынова стала любимой песней Елены Материнко и вошла в репертуар певицы. «Лебединая верность» – это как грезы об идеале отношений между мужчиной и женщиной. Со времен барокко половинки сердец ищут по свету друг друга: слияние мужского и женского начал дарят целостность и силу преодолеть все преграды.
Сегодня модно жить в гражданском браке, но Елена Петровна не понимает такой облегченной модели отношений. У одной из ведущих солисток Беларуси много искушений, но «у Богородиц строгие глаза». Признается: мама воспитывает до сих пор, и слава Богу! Семья привила такую систему ценностей: больше «нельзя», чем «можно». И если на сцене Елена Материнко может расширить рамки амплуа, то в жизни, наоборот, приходится держать себя в рамках. Каждая женщина ждет от мужчины лебединой верности, но мужчины не хотят быть на грани исчезновения, как эти красивые птицы. Можно смириться с геном измены, но Елена – птица гордая! Не любит бегающих глаз и «благословляет на все четыре стороны». Настоящей любви так немного, но она есть!
– Папа и мама всегда вместе, рука в руке. Каждые выходные лечу на свет окон родительского дома – этого «надежного причала». «Живите только плача и крича!» – это про нашу семью. Мы не можем тихо решать, какую вещь купить. Кипят итальянские страсти, в спорах солирует папин баритон. Потом идет подсчет голосов «за» и «против». И выносится вердикт! Семья – это архитектурный шедевр: стены – это дружба, а купол – это любовь. Наверное, в деле строительства семьи не может быть никакого проекта – только вечный переговорный процесс и желание пропитать каждую пору жизни «половинки» любовью и нежностью. Пример Клод и Жана Франсуа – моих друзей из Франции, тоже дарит веру в счастливый очаг. На кухне у них большой стол – и я пошила для него серую скатерть из натурального льна. Мама передала как реликвию бабушкин «рушник»: в Европе понимают ценность таких национальных вещей. Хозяйка Клод в ответ передала для мамы бабушкин рецепт картофельного пирога.
Прошлым летом в ресторане Луаре Елена впервые попробовала …лягушек! Удивилась, заметив изящные косточки и вкусовое сходство с курицей. Наша лягушка-путешественница любит работать на огороде без перчаток для обмена энергиями с землей и обожает делать закатки. Смеется и называет себя «помидорницей» и «огуречницей».
«Не знаю я, как шествуют богини, но милая ступает по земле», – написал Шекспир как будто о Елене Материнко. Естественность и упорство – главные черты характера нашей певицы. Не зря так часто в этой истории встречается противительный союз «НО»: «Человека создает его сопротивление окружающей среде». Елена Прекрасная противостоит агрессии – и потому имеет силу творить мир красоты и чистоты. Голос Елены летел в купол – и небо ответило: после концерта очарованные музыкой барокко зрители вышли из света костела и увидели: как белые птицы, летели хлопья снега и преображали серый город. Молитва творит чудеса.
Елена Максимова