БАХ – и женщина не в духе!
«Бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил…» В такие дни начинаешь искать спасения и гармонии в музыке: Могилевская городская капелла под управлением Сергея Лищенко предложила вниманию своих почитателей «Bach-collegium-2016”, проводимый в нашем городе двенадцатый раз. Иоганн Себастьян Бах родился весной 31 марта 1685 года. Но не все могилевчане, вероятно, знали о концерте в честь появления на свет великого композитора. Может, холодный ветреный вечер с промозглым дождем помешал собраться в тот день более широким кругом в Городском доме культуры.
И бах! В зале гостей встретил не только Бах… Купив билет на восьмой ряд, я приветливо улыбнулась красивой пожилой женщине. Мои мысли о том, как прекрасны поклонники классической музыки, были нарушены совершенно нелепой репликой:
– Но это мой ряд!!
– Да, но у Вас первое место, а у меня второе…- попробовала я улыбкой сгладить абсурдную ситуацию.
Когда-то, всего лишь три столетия назад, в поисках гармонии Бах отпросился на службе и пошел пешком за десятки километров в Любек, чтобы послушать знаменитого органиста Д. Букстехуде. Он должен был возвратиться через шесть недель – возвратился же, заворожённый звуками блистательного музыканта, только через четыре месяца. И разразился скандал: новые произведения, которые он сыграл, не нашли одобрения у бюргеров: то он играл слишком долго, то слишком коротко, то слишком обильно украшал свою музыку отклонениями от канона. Вот и женщина рядом, слушая концерт Баха для гобоя с оркестром, начала нашёптывать:
– Не очень хорошая музыка, да?
– Мне нравится, – робко ответила я.
– А?!
– Мне очень нравится!!
– А?!!
На сцене, не обращая внимания на помехи в зале, вел прекрасную, витиеватую, нарядную мелодию эпохи барокко гобоист Александр Папсуев – солист-стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь. Женщина с благородной сединой не унималась: в самые волнующие и пленительные музыкальные моменты громко щелкала замком на сумке-саквояже, доставала круглые шарики леденцов и вызывающе шуршала фантиками. Ужас ситуации спасал только блестящий и талантливый музыкант на сцене, виртуозно ведущий за собой оркестр. «Так и надо, – подумалось мне, – радостно творить свое дело, вопреки шуршанию мышей на крыше». Бах всегда отвечал на вопросы о виртуозных достижениях как исполнителя так: «Я много трудился. Каждый, кто проявит такое же трудолюбие, сможет добиться не меньших успехов!»
– Почему не аплодируют? – проявляла пытливость в музыкальных паузах моя соседка.
– Концерт из трёх частей: между частями не аплодируют, – зря я это сказала. Женщина не в духе тут же принялась демонстративно хлопать. Но благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Вот и гобоист Александр Папсуев не терял мажорного настроя, увлекая за собой в счастливый одухотворенный мир возвышенного и оркестр, и слушателей.
Знаете, иногда Бах дрался! Один раз композитор набросился с рапирой на фаготиста: тот угрожал ему дубинкой за то, что Бах отпустил замечание о весьма скромных способностях последнего. Вот и слушатели в тот вечер готовы были начать драться, услышав громкий вопрос:
– Скажите, почему они поют на иностранном языке? Я ничего не понимаю! !!
Экстравагантная дама имела в виду мотет №4. В продолжении вечера оркестр и хор преподнесли своим почитателям редкий подарок – величественный «Magnificat”, который называют самой светлой симфонией в двенадцати частях. В один из самых сложных моментов в жизнь Баха ворвался луч света – и обстоятельства изменились в лучшую сторону! Вчера ещё городской совет Лейпцига принимал решение наказать строптивого кантора за неисполнение своих обязательств – и урезать его денежное содержание. И сократить количество музыкантов. И промолчал в ответ на петицию о необходимости для города духовной музыки. И вдруг сегодня всё поменялось самым волшебным образом! Тогда и родилась эта лучезарная рождественская кантата.
Зал долго аплодировал стоя любимой капелле, вдохновляющей идти дальше и верить в неожиданное спасение! И капелла не обманула ожиданий: приготовила роскошный сюрприз, как и положено на дне рождения: пронзительное «до слёз, до хрипоты» Adagio итальянского композитора Алессандро Марчелло из Концерта для гобоя и… “Коллаж на тему BACH” эстонского композитора Арво Пярта. «Только звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным», – заявлял свою позицию этот смелый сумасшедший экспериментатор. Вот и мы претерпели все проделки женщины не в духе – и уходили просветленные и счастливые, вопреки какофонии окружающего мира.
Вечер 30 марта запомнился как великолепный весенний коллаж.
В очереди с номерками мы вспомнили все проделки пожилой дамы в этот вечер – и начали безудержно хохотать! “Bach-collegium” стал как весеннее равноденствие и вернул душевное равновесие! И если раньше сочинения композитора почти нигде нельзя было услышать, то триста лет спустя даже в нашем провинциальном городе можно насладиться звучанием жизнеутверждающей музыки в исполнении оркестра и хора Могилевской городской капеллы.
Елена Максимова