Темы

Что вскоре увидят могилевчане на месте бывшего завода «Строммашина»

Что вскоре увидят могилевчане на месте бывшего завода «Строммашина»

Проект «Строммаш City» и новое производство
Сегодня на большой территории в центре города, на месте бывшего завода «Строммашина», ведутся масштабные работы. И наверное, не многие могилевчане знают, что здесь функционирует производство платформ (кузовов) для самосвалов грузоподъемностью от 30 до 90 тонн, выпускаются и традиционные для «Строммаша» виды продукции. Вторую часть территории продали с аукциона. Как удалось совместить интересы производственников и инвесторов – изучал корреспондент «Весніка».

Как это было

Предприятие, созданное в далеком 1913 году, в свое время выпускало технологические линии для производства строительных материалов, горно-шахтное и нефтедобывающее оборудование, широкий спектр товаров народного потребления. Когда-то этот завод считался флагманом своей отрасли, его ставили в пример, предприятие посещали зарубежные делегации, а руководство награждали орденами. Да и в целом завод в свое время получил за трудовые заслуги орден Трудового Красного Знамени. А через проходную «Строммашины» прошли сотни и тысячи жителей областного центра.

Но в связи с изменением конъюнктуры рынка предприятие оказалось в сложном финансово-экономическом положении.

Как рассказал заместитель председателя Могилевского горисполкома Анатолий Якубенко, заинтересованные государственные органы обратились к Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко с предложением условно разделить территорию завода с цехами и технологическим оборудованием на две части, одну из которых продать ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», а другую выставить на продажу с аукциона. Глава государства с таким предложением согласился.

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2022 г. №163-рп «О распоряжении имуществом» часть цехов и технологическое оборудование ОАО «Строммашина» продано ОАО «БЕЛАЗ». Таким образом, около 17 га, которые раньше занимали цеха и административные корпуса предприятия, отошли ОАО «БЕЛАЗ» для могилевского филиала.
При этом жодинский автозавод взял на себя определенные обязательства. Во-первых, организовать на приобретенных площадях производство кузовов карьерных самосвалов и иных видов продукции. Но главным условием сделки было сохранение трудового коллектива «Строммашины» с выплатой работникам заработной платы не ниже средней по предприятиям промышленности Могилева.

Что касается второго лота, другой части территории завода с корпусами цехов и административных зданий «Строммашины», которые не вошли в перечень имущества, проданного ОАО «БЕЛАЗ», она была продана с аукциона единым лотом. В соответствии с распоряжением Президента обязательным условием стало изменение функционального назначения зданий и сооружений в целях выполнения Генерального плана развития города Могилева, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 332.

Коммерческий проект

Анатолий Якубенко рассказал, что собственника власти знают как делового и надежного инвестора, с которым можно иметь дело:
– Он планирует создать уникальное общественное пространство под названием «Строммаш City» для отдыха горожан и гостей Могилева. На сегодняшний день собственник активно занимается ремонтом двух административных зданий – центральной проходной и инженерного корпуса, в котором один этаж планируется отвести для занятий детей художественной самодеятельностью. На базе бывшего цеха № 5 (территория в районе пересечения улиц Тимирязевской и Ленинской) предполагается строительство торгового центра с галереей по типу московского ГУМа, только с меньшей этажностью. На месте бывшего литейного цеха – парк детских аттракционов. Запланировано строительство других объектов торгово-развлекательно-деловой инфраструктуры. Инвестор уже приступил к поэтапной реализации проекта.

При этом отдельные достопримечательности в виде памятников, которые хранят в себе историю завода «Строммашина», найдут свое место и на обновленной территории.

Производственная часть

После реорганизации «Строммашины» более 500 человек пришли работать в могилевский филиал «БЕЛАЗа». Тогда в нем было производство сварных конструкций. Сегодня здесь самостоятельное динамично развивающееся предприятие – филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Строммашина», где трудятся более 460 человек. Во многом благодаря энергичности, инициативности, деловой хватке руководителя филиала Сергея Мельникова за полтора года предприятие уже имеет результат, для достижения которого многим другим понадобилось в разы больше времени.

– Если говорить о производимой нами товарной продукции, то около 90 ее процентов изготавливают для головной площадки «БЕЛАЗа». За полтора года мы освоили всю номенклатуру производства платформ (кузовов) для самосвалов грузоподъемностью от 30 до 90 тонн, защитных козырьков и для этих платформ, и для машин грузоподъемностью до 340 тонн, делаем различные сварные конструкции, обрабатываем литье, которое используется при изготовлении рам самосвалов, и многое другое.

Сергей Мельников говорит, что при организации филиала учитывали производство традиционной продукции «Строммашины», спрос на которую есть как в Беларуси, так и в России. Речь идет о линиях по производству железобетонных шпал.

– Сейчас мы сделали не всю линию, а только ее часть, но планируем создать ее полностью, чтобы закрепиться на российском рынке, который для нас очень перспективен. У нас уже есть заказы из Российской Федерации.

Директор филиала говорит, что взялись пока только за это направление в производстве продукции «Строммашины», поскольку номенклатура ее изделий большая. А чтобы быть конкурентоспособными, нужно вовремя и качественно выполнять заказы. Поэтому и развивают это направление, но вскоре возьмутся и за другие.

И результаты финансово-хозяйственной деятельности говорят сами за себя: только в августе филиал отгрузил на головную площадку «БЕЛАЗа» продукции на сумму более 3 млн рублей. Сергей Мельников отмечает, что когда они получили производственную площадку, средняя зарплата по предприятию была около 800 рублей. Сегодня она составляет 1750 рублей.

Сохранили костяк

Если говорить о строммашевцах, то не все, конечно, остались, но те, кто остался, уверены, что сделали правильный выбор.

– Я проработал на «Строммаше» 38 лет, – говорит ведущий инженер-технолог филиала ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Строммашина» Владимир Яковлев. – Начинал с резчика металлов, стал технологом, начальником бюро, ведущим инженером. Сегодня работаю на новом предприятии, которое возрождает лучшие традиции «Строммашины». Старый завод не умер, только название поменялась. Как выпускали продукцию, так и будем выпускать. Знаете, даже те, кто ушли, наблюдая, насколько активизировалась наша работа, начинают возвращаться. Потому что люди видят перспективу, и это самое главное.

Сергей Мельников уверен, что сохранить «Строммашину», один из брендов нашего города, было правильным решением.

– Общаешься с людьми в городе и понимаешь, что он буквально пропитан «Строммашем». Ведь через заводскую проходную прошло не одно поколение могилевчан. На предприятии работали целые династии. Таким образом, более чем вековая история завода продолжается, он не канул в Лету.
Сергей Карпеков, Фото автора

Последние новости

Главные

В День народного единства в СШ № 20 открылся Музей боевой славы имени героя Советского Союза Сергея Петровича Алейникова

17 сентября 2024
Читать новость
Важные

Президент Беларуси Александр Лукашенко начал День народного единства с церемонии вручения государственных наград во Дворце Независимости

17 сентября 2024
Читать новость
Главные

Икона «Утешительница» – в дар от прихожан

17 сентября 2024
Читать новость
Новости

Могилевский “Днепр” уступил “Динамо Минск” на выезде

17 сентября 2024
Читать новость
Важные

Александр Лукашенко принял с докладом Председателя Государственного таможенного комитета Владимира Орловского

17 сентября 2024
Читать новость
Важные

В преддверии Дня народного единства в Могилеве торжественно открылась третья очередь путепровода – дублера улиц Якубовского – Загородное шоссе

17 сентября 2024
Читать новость