Закулисье, или Посторонним вход разрешен – часть 4
Для многих из нас театр – это актеры, которые раз за разом воплощают на сцене десятки самых разных образов. Но ведь грим, костюмы, декорации, свет, звук и даже атмосфера – все это результат работы большой команды профессионалов. «Веснік Магілева» зашел в Могилевский областной драматический театр со служебного входа и пробрался за театральные кулисы, чтобы выяснить, кто и как помогает появиться на свет новому спектаклю.
Закулисные Фигаро
И за кулисами это помощники режиссера Ольга Махунова и Наталья Устинович. Среди всех работников театра, за исключением, конечно, режиссера-постановщика и актеров, это единственные участники творческого процесса, которые не только видят весь процесс создания спектакля, но и сопровождают его на протяжении всей сценической жизни.
– В процессе работы над спектаклем мы организовываем репетиционный процесс: готовим площадки, реквизит, собираем актеров, – перечисляет свои обязанности Ольга.
– Помощник режиссера должен знать текст пьесы, знать его лучше, чем актеры, – добавляет Наталья. – Когда репетиции перемещаются на сцену, мы следим, чтобы все было готово и организовано лучшим образом – режиссер должен зайти в зал, сесть и начать работу.
После премьеры помощник режиссера полностью отвечает за ведение спектакля, за готовность всех цехов, сцены, декораций, за своевременный выход актеров. Если что-то случилось не так, ответственность тоже несет помреж. У каждого помощника режиссера есть свои спектакли, и провести «чужой» спектакль очень сложно.
Святая обязанность помощника на репетициях подсказывать артистам реплики, следить за тем, что бы вовремя появлялся соответствующий реквизит и костюмы.
– Во время спектакля мы находимся за кулисами, следим за происходящим и всегда готовы быстро среагировать на нештатную ситуацию. Также на связи с монтировщиками, отдаем команды наверх, когда нужно опустить или поднять часть декораций, – продолжает Ольга Махунова. – Руководим подачей звонков на спектакль, даем команды звукорежиссеру и осветителям.
Удивительно, но при такой ответственной работе Ольга по жизни как раз и боится ответственности! Она даже очень долго не соглашалась, когда ее приглашали на эту должность. Но любовь к театру победила.
– В первый день моей работы Евгения Белоцерковская сказала, что прийти в театр очень легко, а вот уйти – очень трудно, – вспоминает она. – И это так точно. Как бы тяжело ни было, я уже не смогу отсюда уйти.
Наталья Устинович служит в театре уже 26 лет! За это время пришлось работать с множеством режиссеров, а это разные люди, характеры. Нужно искать подход к каждому.
– Одним из любимых режиссеров был Валерий Маслюк, – признается она. – К сожалению, его уже нет с нами, но вспоминаю о совместной работе с большой теплотой. Он ставил спектакль «Ричард III», я знала пьесу наизусть!
– А мой один из любимых – «Антропос»: он был очень театральным, простым, но в то же время необыкновенным, – вспоминает Ольга. – А как я люблю спектакль «Сон в летнюю ночь»… Я его не вела, но не пропустила ни одного! «Камедыя», «Она и я»… Их отлично принимала публика. Побольше нам таких чудесных постановок!
С распростертыми объятиями
Окружить заботой зрителя – одна из основных обязанностей администратора театра Алексея Наяровича. Он с коллегами отвечает на вопросы зрителей, занимается продвижением спектакля, стараясь заинтересовать и другими постановками.
– Зрителя нужно любить, – убежден он. – У нас много постоянных зрителей, которых мы узнаем. А порой после приятного общения случайные зрители переходят в категорию постоянных!
Администраторы ищут и нестандартные формы работы с публикой.
– Недавно на спектакле проводили розыгрыш билетов на другие постановки. Зрителям конкурс понравился – обязательно повторим этот опыт, – улыбается он.
«Ваш билетик, пожалуйста!»
Контролеры билетов одни из первых встречают зрителей. Всегда нарядные и приветливые, они создают настроение на весь вечер. Иногда зрители путают даты спектаклей или не могут найти свое место в зале – театральные феи с легкостью решают эти проблемы.
– Для меня театр стал вторым домом, – на бегу говорит Светлана Макеева. Многие зрители узнают ее по синему платью и высоким «лодочкам». – Люблю коллег, актеров. Раньше казалось, что они небожители, таинственные и недоступные. А оказалось – искренние и открытые люди. Наверное, именно поэтому веришь их игре на сцене.
И больше всех контролеры билетов любят своих зрителей. Это чувство действительно искреннее, ведь долго притворяться невозможно, а они работают уже не первый сезон! Порой нужно проявить терпение, ответив улыбкой на грубость, иногда применить дедуктивный метод, если есть подозрение, что зрители отметили премьеру в каком-то заведении до начала спектакля. И всегда деликатно и уважительно.
– Но искренние зрители – это дети, – утверждает Светлана Владимировна. – Трогательно, когда они бегут здороваться, прощаться и обещают вернуться.
“Костюмер” для зрителей
Театр начинается с вешалки, а гардероб – с гадеробщика. Хранительницы одежды зрителей приходят на работу за час до начала спектакля, принимают всю одежду, общаются со зрителями. С каждым нужно поздороваться, сказать «Пожалуйста» и обязательно улыбнуться. В день спектакля гардеробщики работают парами, и многие театралы идут именно к «своему». «Галенька, добрый вечер!» – приветствуют гардеробщика Галину Качалову зрители. И Галина Григорьевна, ловко развешивая пальто, включается в диалог. А после спектакля посетители нередко обсуждают с работниками гардероба увиденное. Поэтому они тоже всегда посещают премьеры – нужно соответствовать и поддержать разговор.
– К сожалению, – сетует она, – все меньше зрителей приходят в нарядах, в костюмах и платьях. Чаще – в повседневной одежде, в том, в чем идут на работу. Наверное, поход в театр перестал быть удивительным событием, как его воспринимали раньше.
Забывают что-то из одежды в театре нередко. Особенно после новогодних спектаклей, в предпраздничной суете – часто потом находится сменка и другие детские вещи. Все бережно хранят и возвращают хозяевам.
– Не пропадают бесследно и телефоны, и кошельки с деньгами, – отмечает Галина Григорьевна. – У нас очень интеллигентная публика: чужого не берут, все возвращают.
Свет в окошке
Практически все зрители заглядывают в окошко билетных касс к Зарине Кутович. Она не только выдаст квиток, но и посоветует, на какой спектакль нужно сходить и какое место в зале выбрать.
– Самые популярные места – 1-8 ряды и ложи-бенуар. На моноспектакли садиться лучше на 3-5 ряды, – делится профессиональными секретами Зарина Павловна. – Если спектакль зрелищный, с большим количеством действующих лиц, лучше выбирать места с 8 ряда, чтобы видеть масштаб происходящего. На 8-й ряд я предлагаю купить билет высоким зрителям – там больше места для ног. Мы очень любим наших зрителей и стараемся, чтобы им было удобно и комфортно в театре!
Так может, не совсем был прав Станиславский, говоря, что театр начинается с вешалки? Театр начинается с влюбленных в него людей, которые служат не в нем, а ему. Пожалуй, именно поэтому Могилевский областной драматический театр уже 133 года любим зрителями.
Третий звонок
– У нас очень много планов, – рассказывает главный режиссер театра Татьяна Пацай. – Сейчас Заслуженный артист Республики Беларусь Василий Галец вместе с музыкантами нашего оркестра готовит к выпуску «Концерт-шутку». Его премьера состоится 3 апреля на большой сцене и будет посвящена юбилею нашего ансамбля «Expromt-Klassik-Quartett».
В конце апреля покажут детский спектакль «Почему вымерли динозавры». Камиля Хусаинова и Елена Кривонос написали сказку для малышей, в которой им расскажут, как не попасть в беду.
«Самый масштабный проект этого сезона – спектакль «Калигула». Создаются необычные костюмы, грандиозные декорации, – интригует Татьяна Олеговна. – Ждем могилевчан в мае на премьере».
А завтра закрытием форума «Март-Контакт» и спектаклем Могилевского областного драматического театра «Беда от нежного сердца» мы все вместе отметим День театра. Приглашаем всех присоединяться к празднику!
Екатерина ЛЬДОВА, фото автора
Самые интересные новости Могилева в нашем Telegram! Подписывайтесь!