Закулисье, или Посторонним вход разрешен – часть 3

Для многих из нас театр – это актеры, которые раз за разом воплощают на сцене десятки самых разных образов. Но ведь грим, костюмы, декорации, свет, звук и даже атмосфера – все это результат работы большой команды профессионалов. «Веснік Магілева» зашел в Могилевский областной драматический театр со служебного входа и пробрался за театральные кулисы, чтобы выяснить, кто и как помогает появиться на свет новому спектаклю.
ЧАСТЬ 3
Мастерство перевоплощения
Смена внешнего образа для актера – дело обычное и привычное. И помогает ему в этом деле гример-постижер Ольга Мороз – человек, который с помощью пудры, карандашей, кистей и париков способен преобразить любого до неузнаваемости.
Без грима на сцену не выходят ни женщины, ни мужчины – под светом софитов становятся виды все недостатки. Для сказок используют классический театральный грим, для вечерних спектаклей вполне подходит обычная косметика: карандаши, помада, тушь, пудра. Причем многое – белорусского производства! Тональные кремы, помада и тени не только передают образ, обозначенный режиссером, но и подбираются под цвет кожи каждого актера.
А еще среди косметики у Ольги есть грим, произведенный еще в 19 веке, и упаковка от грима, датированная 1930-ми годами (трудно рассмотреть последнюю цифру)!
– Гример работает над воплощением образа, придуманного режиссером и художником, – рассказывает о своей работе Ольга Мороз. – Мы должны помочь актеру, добавить настроение и войти в образ. Помимо этого, актер не должен беспокоиться о том, что неловком движении у него слетит парик или отклеится ус.
– В мир современных технологий зрителя сложно удивить, – рассуждает гример. – Поэтому важно ставить зрелищные спектакли, чтобы люди чувствовали его кожей, чтобы мурашки бегали. И каждый цех прилагает все усилия для достижения этого эффекта. Для меня работа над новым спектаклем, гримом, париками, когда нужно воплотить необычную задумку режиссера – это целый квест, и я и очень люблю!
Судя по всему, Ольга Мороз из тех людей, для которых чем задача труднее, тем она интереснее. Обязательное требование к гримеру – пунктуальность: спектакль должен начаться вовремя при любых обстоятельствах.
– Люблю, когда во время спектакля есть быстрое переодевание. Тогда мы – одна команда, – с азартом говорит она. – Был спектакль «Тристан и Изольда» и в нем есть момент, когда герои из одной эпохи перемещаются в другую. Там на переодевание и новый грим у актрисы были полторы минуты. Первым ее переодевал костюмер, потом актрисы садилась к зеркалу и мы плели ей косы. В это время актриса участвует в спектакле, говорит текст, а мы, не отвлекая ее, молниеносно выполняем свою работу.
Гример смотрит и слушает трансляцию спектаклей из гримерной комнаты и, если возникает нештатная ситуация, срочно спешит на помощь. «Гример, со шпильками на сцену!» После этой «волшебной» фразы, перепрыгивая через три ступеньки, Ольга мчится за кулисы.
Если Ольга Мороз не занята работой над гримом, то она создает парики. Ведь она не просто гример, а еще и постижер.
– Вот так старым дедовским способом, волосинка к волосинке, плетем усики и бородки, – показывает Ольга, разложив на столе, как хирург, маленькие крючки. – Этому меня научила Екатерина Георгиевна Артемьева, которая прослужила в театре больше 55 лет. Я недавно тоже обращалась к ней за профессиональными советами.
Причем парики приходится делать не только из натурального волоса. Весной в разгар пандемии гример-постижер плела парики ленты пвх .
– Очень торопилась, вдруг со мной что-то случится, а работа не закончена», – поясняет она. – Успела.
Театральный «дирижер»
Раскрыть образ героев, сюжет спектакля помогает и музыка. Вот уже 20 лет за безупречное звучание спектаклей отвечает звукооператор Елена Калистратова. Микшерский пульт напоминает пункт управления полетами: множество кнопок, рычагов, переключателей. И каждый спектакль звукорежиссер проживает вместе с актерами: следит по тексту, за визуальными репликами – действиями и жестами, чтобы в нужный момент включить музыку, сделать звук тише или громче.
– Однажды мне пришлось срочно ввестись в спектакль, когда заболела напарница, – интригует Елена. – До этого посмотреть его у меня возможности не было. Я искала видео, чтобы вникнуть в постановку. Во время спектакля у меня были мокрые от напряжения ладони!
Порой подводит техника: перескакивают звуковые дорожки или внезапно обрывается музыка. В такие моменты важно не запаниковать, найти выход из ситуации и работать дальше. Благодаря многолетнему опыту Елены Калистратовой и таланту актеров, многие промахи публика даже не замечает!
Могилевскому театру повезло – он сконструирован по всем правилам: находясь на арьере (пространство позади сцены), актеры могут говорить шепотом без микрофона, и зрителю будет все отлично слышно.
– В XIX веке, когда строилось здание театра, под сценой в определенном порядке разместили разного размера кучки горного хрусталя, который отражал звук, – поясняет Елена. – Когда театр реконструировался, хрусталь убрали. Но вместе с тем были сконструированы звуковые арки, поэтому звук в нашем театре действительно хороший. Нам говорили, что по этим характеристикам мы занимаем 4-е место среди театров Европы!
Стены помогают Елене Калистратовой в работе. Она «подзвучивает» актеров только в том случае, когда нужны спецэффекты. Зрителям, любящим музыкальные спектакли, она советует посмотреть «Без пудры» – кроме Галины Лобанок, в спектакле задействован еще один «актер» – музыка.
Продолжение в понедельник!
Екатерина ЛЬДОВА, фото автора
Самые интересные новости Могилева в нашем Telegram! Подписывайтесь!