Темы

Закулисье, или Посторонним вход разрешен — часть 2

Закулисье, или Посторонним вход разрешен — часть 2

Для многих из нас театр – это актеры, которые раз за разом воплощают на сцене десятки самых разных образов. Но ведь грим, костюмы, декорации, свет, звук и даже атмосфера – все это результат работы большой команды профессионалов. «Веснік Магілёва» зашел в Могилевский областной драматический театр со служебного входа и пробрался за театральные кулисы, чтобы выяснить, кто и как помогает появиться на свет новому спектаклю.

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

Железо из бумаги и дерево из пластмассы

Бутафорский цех – один из самых волшебных в театре. Вазы и фрукты, маски и объемные костюмы, посуда, светильники и животные – невозможно перечислить все, что производится здесь, причем зачастую из самых необычных материалов. Но на то и мастера-бутафоры, чтобы делать из бумаги железо, а из пластмассы дерево.

Когда художник-бутафор Олег Рыбаков говорит, что у него в мастерской есть все, – это не метафора. Так оно и есть. Газеты и открытки по понятной лишь одному Олегу Александровичу системе соседствуют с зонтиками, счетами или детскими пинетками.

– Я люблю работать так: протянул руку и нашел. А не ждать, когда через три дня закажут, а через неделю привезут», – поясняет Олег Рыбаков.

Рояль в кустах и рюмка чая

Кроме бутафории в театре существует и реквизит – это не одно и то же. К реквизиту относятся все предметы, которые во время спектакля находятся на сцене или с которыми выходят на сцену и действуют актеры: книги, ручки, часы и прочее. В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет.

В реквизиторском цехе несметными богатствами, как Хозяйка Медной горы, заведует Дарья Росинова. У нее всегда есть рояль — если не в кустах, то в специальной комнате, а ружей, которые должны выстрелить, хватит на взвод солдат. Реквизиторский цех вступает в работу над спектаклем самым первым, а заканчивает самым последним. Предметы мебели и интерьера, посуда и украшения – все на реквизиторах, от шкафов до запонок. Собрать, сохранить, а потом подобрать нужное и расставить на сцене или, говоря на профессиональном сленге, «зарядить». Наверное, поэтому он и «выстреливает»!

Порой реквизит приходится создавать самой: жарить яичницу или варить супчик для «Дурочки и зэка». Красный чай обычно играет роль вина, черный – виртуозно притворяется коньяком.

Дарья порой и сама выходит на сцену в спектаклях, точнее… выползает, когда нужно незаметно переставить реквизит или подать нужный предмет актерам. Рассматривая «актеров» реквизиторского цеха, чуть было машинально не поздоровалась с головой актера Владимира Петровича. Оказалось, что это «персонаж» спектакля «Пиковая дама».

Могилевский Папа Карло

Ширмы, рамы, стенки, потолки, крыши, двери и окна, колонны, мебель – все, без чего не может обойтись ни один спектакль, делают здесь же, в театре – в производственных мастерских. Здесь царствуют мужчины: распилить, отрезать, склеить, завинтить — дело неженское. А еще нередко приходится таскать доски — вот где нужна настоящая грубая сила.

Труд столяра известен всем – это работа с деревом. А дерево в театре используется вовсю. Изготовление мебели, деревянных конструкций, ставок, обшивка станков – всем этим в театре занимается художник-конструктор Анатолий Розанов. У него в мастерской головокружительно пахнет деревом, однако стружки и опилок нигде нет – любит во всем порядок, даже инструменты лежат гвоздик к гвоздику.

– До прихода в театр я 20 лет проработал столяром на заводе им. Кирова, но даже тогда моя жизнь была связана с театром, – рассказывает Анатолий Алексеевич. – При заводе был драмкружок, и я часто изготавливал декорации для спектаклей. И здесь часто сам проявляю инициативу, порой предлагаю более интересные решения.

Столяр начинает работу над спектаклем одним из первых. Он создает основу, над которой потом работают художники. Зачастую приходится работать и по заказу других театров, которые приезжают на гастроли. Если им трудно привезти что-то габаритное – выручает могилевский художник-конструктор.

– Помню спектакль «Все мыши любят сыр» – там очень тяжелые и габаритные декорации, – вспоминает Анатолий Розанов. – Однако все получилось, я уложился в срок – получилось отлично! Я вообще люблю сказки. Хочется видеть на сцене что-то веселое, доброе. И детская реакция на спектакль – самая искренняя. Их радость – лучшая оценка работы.

Мастера на все руки

Перед началом работы над спектаклем режиссер и художник создают макет спектакля — своеобразную миниатюру сцены с декорациями. Потом, когда это принимают худсовет и техсовет, на основе чертежей в мастерских уже определяют, какие материалы и в каком объеме понадобятся. Художники-декораторы Геннадий Кутович и Олег Печенко без ложной скромности говорят, что для них нет ничего невозможного, пусть даже над чем-то нужно поломать голову несколько ночей. Так появляются на свет огромные красочные театральные декорации, мебель и сварные конструкции меняют цвет, ткани покрываются росписями и аппликацией.

– Работа над спектаклем ведется месяца 3-4, – рассказывает Геннадий Кутович. – В течение этого периода рождаются новые идеи, что-то меняется. Порой долго работаешь над какой-то деталью, а она потом не находит применения в постановке.

Подготовка к «Концерту-шутке» практически завершена. Премьера ожидается 3 апреля на большой сцене. А 4-го постановка «переедет» на малую, поэтому декорации должны были быть изготовлены с учетом разных размеров сцены.

Сейчас фантазия художников занята готовящейся премьерой – спектаклем «Калигула» – будет нечто грандиозное! Олег Печенко создает одного из действующих лиц – бюст известного человека (пока не буду раскрывать интригу, чей).

Перед тем как приступить к работе, художники-декораторы погружаются в тему: изучают пьесу, литературную основу, рассматривают фото, изображения в интернете. Изначально все грандиозные задумки реализуются в миниатюрах, а потом в нужном размере вылепливаются из пластилина, затем изготавливается форма из гипса. Форму обклеивают папье-маше, чтобы была легкой, а потом раскрашивают.

– В театральной продукции, – поясняет он, – все должно быть легким и прочным: декорации часто собираются-разбираются, переносятся. Порой достичь этого результата непросто.

Кстати, многие изделия декораторов актеры и режиссер забирают себе на память о спектакле, который уже отыграл. Кое-что остается в мастерской и вдохновляет на новые работы.

Мастер интриги

 Многие из нас приходят в билетные кассы, взглянув на афишу нового спектакля. Пробудить интерес зрителя и, не раскрывая всех секретов, рассказать о постановке – в этом заключается работа художника по рекламе Светланы Пилипенко. Рекламные баннеры, программки, большие «растяжки» с датой премьер – ее рук дело.

Как и многие из тех, кто служит в театре, Светлана Пилипенко отмечает разнообразие в работе, когда каждый день, каждый проект не похож на предыдущий. Ей нравится первой сообщать зрителям о новых постановках, радуется, когда отмечают интересные афиши.

– Основная сложность в работе заключается в том, чтобы учесть пожелания режиссера и актеров, – говорит Светлана. – Но когда вижу результат работы, понимаю, что все не зря!

Часть 1

Продолжение завтра!

Екатерина ЛЬДОВА, фото автора

Самые интересные новости Могилева в нашем Telegram! Подписывайтесь!

Последние новости

Гороскоп

Гороскоп на 26 апреля для всех знаков зодиака

25 апреля 2025
Читать новость
Культура

Гастроли Заслуженного коллектива Республики Беларусь «Могилевский областной драматический театр»

25 апреля 2025
Читать новость
Новости компаний

Могилевская областная организационная структура РГОО «Белорусское общество «Знание» провело обучение

25 апреля 2025
Читать новость
Официально

Дорогие жители Могилевской области!

25 апреля 2025
Читать новость
Новости компаний

Белорусские радиостанции представляют Национальный онлайн-радиоплеер

25 апреля 2025
Читать новость
Общество

Главное — сохранить то, что уже сделали, и строить амбициозные планы!

25 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем